Дом-музей Файзуллы Ходжаева

Файзулла Ходжаев - яркая личность на политической арене Бухары начала ХХ века

Адрес: Бухара, ул. А.Тукая, 70
Телефон: (+998 65) 224-41-88
Режим работы: с 09.00 до 17.00
Выходной: воскресенье

Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века. Один из лидеров джадидов-младобухарцев, политический деятель, меценат, боец за равные права и демократию, он был репрессирован в 1938 году.

Файзулла Ходжаев родился в семье богатого бухарского купца Убайдуллы Ходжаева. Его отец стремился дать ему самое лучшее светское воспитание, поэтому Файзулла Ходжаев долгое время учился в России. Почти сразу после приезда домой, в Бухару, в 1913 году Файзулла Ходжаев примкнул к джадидам Бухары. В 1916—1920 годах он был одним из лидеров младобухарской партии (джадиды), выступившей против антигуманной деятельности эмира Бухары. Ф.Ходжаев и его ближайший друг и соратник - писатель А.Фитрат организовали демонстрацию с требованием принятия конституции и проведения реформ, направленных на улучшение жизни народа Бухарского эмирата. Демонстрация была разогнана, а младобухарцы вынуждены были скрываться. После вхождения Средней Азии в состав СССР, Файзулла Ходжаев участвовал в управлении данным регионом, но в ходе массовых репрессий 1937-1938 гг. он был казнён.

В Бухаре до сих пор почитают память Файзуллы Ходжаева. Об этом свидетельствует и то, что дом, принадлежащий его семье, стал музеем им. Файзуллы Ходжаева. Он расположен в знаменитом квартале Бухары Гозиён. Здесь исконно проживали представители дворцовой знати, ювелиры, богатые купцы и торговцы. В этом квартале в конце 80-х годов XIX века построил несколько домов Убайдулла Ходжаев – отец Файзуллы Ходжаева. При постройке дома участвовали самые известные бухарские зодчие, которые превратили дом в образец жилой архитектуры Бухары.

Дом-музей Файзуллы Ходжаева отличается тем, что внутренне убранство комнат поражает своей роскошью и изысканностью. Все комнаты очень искусно украшены элементами резбы по дереву и ганчу. В доме осталась вся посуда, некогда принадлежавшая семье Файзуллы Ходжаева.

Как и во всех богатых домах Бухары, в доме Файзуллы Ходжаева есть внутренний и внешний двор. Внутренний двор (дарун) в мусульманских странах был исконно женской частью дома, а внешний двор – мужской. Так же в доме имеются конюшни, сады и другие хозяйственные постройки.

Что интересно под домом находится сеть подземных туннелей, чьё предназначение до сих пор не известно. Возможно, они были построены Убайдуллой Ходжаевым, что бы в случае опасности можно было скрыться от ханского гнева, а возможно они имеют более древнюю историю, и уже были на этом месте до постройки дома.

Сегодня дом-музей Файзуллы Ходжаева открыт для посещения. Здесь представлены различные коллекции посуды, восточной мебели и других атрибутов жизни бухарцев XIX века. Так же посетители музея могут ознакомиться с биографией Файзуллы Ходжаева и с его деятельностью вплоть до его смерти в 1938 году.

Музеи Узбекистана

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Fayzulla Khodjaev Museum

Faizullah Khojaev's bright personality on the political arena of Bukhara at the beginning of XX century

Address: 70, A. Tukay str., Bukhara
Phone: (+998 65) 224-41-88
Working hours: from 09.00 a.m. to 05.00 p.m.
Day off: Sunday

Fayzulla Khodjaev Museum was one of the most striking personalities in the political arena of Bukhara in the beginning of the 20th century. One of leaders of Young Bukharians- Jadids, a political figure, a patron of art, a fighter for equal rights and democracy, he was in 1938.

Fayzulla Khodjaev was born in the family of a wealthy trader Ubaydullokhoja. His father tried to give him the secular education, so Fayzulla Khodjaev studied in Russia for a long time. Upon his return home to Bukhara in 1913, he joined Bukharan Jadids. In 1916 -1920 he was one of the leaders of Young Bukharan Party (Jadids) that stroke against dehumanish activity of the Emir of Bukhara. Fayzulla Khodjaev and his close friend and brother-in-arms writer A.Fitrat organized a demonstration calling for the adoption of the constitution and reforms aimed at improving the life of people in Bukhara Emirate. The demonstration was broken up, Young Bukharans had to flee. When the Central Asia entered USSR, Fayzulla Khodjaev participated in the regional administration but was executed in 1937-1938 in the course of massive repressions.

People in Bukhara still honour the memory of Fayzulla Khodjaev. The fact that his family house became the Museum named after Fayzulla Khodjaev is another evidence of it. The house is located in famous Bukharan neighborhood Goziyon. The representatives of court nobility, rich merchants and traders lived here indigenously. Ubaydullokhoja, the father of Fayzulla Khojaev, built a number of houses in this block at the end of 1980s. He involved the most famous Bukharian architects who turned the house into a model of residential architecture in Bukhara.

Fayzulla Khojaev Museum is distinguished with luxurious and refined interior of rooms. All rooms are skillfully decorated with wood carving and ganch. The whole tableware that once belonged to Khojaev’s family remained until nowadays.

Just like all rich houses of Bukhara, Fayzulla Khojaev house has havli darun, i.e. an internal bailey, and havli berun, outside yard. In Muslim states, havli darun was a typical female part of the house, while havli berun was a male area. The house also had stables, gardens and household premises.

To be noted, the house has a network of underground tunnels, their designation is still unknown. Perhaps, they were built by Ubaydullokhoja to hide from khan’s displeasure in case of danger, or perhaps, they have much more ancient story behind them and existed long before the house was built.

Today, Fayzulla Khodjaev’s Museum is open for visiting. It has a number of tableware sets, eastern furniture and other attributes of life of Bukharans in the 19th century. Also the museum visitors can learn Fayzulla Khodjaev’s biography and his activity until his death in 1938.

Uzbekistan museums