Дворец Худояр-хана, Коканд

Дворец Худояр-хана: жемчужина Коканда

Жемчужина Коканда - дворец последнего правителя Кокандского ханства Худояр-хана – Урда. Великолепный дворцовый комплекс, построенный в 1871 году, ошеломляет величием. Здание дворца построено в традициях среднеазиатского зодчества с высоким порталом посередине, украшенным большой входной аркой и четырьмя минаретами: два из них стоят по обеим сторонам портала, два заканчивают фасад с юга и севера.

Дворец Худояр-хана, Коканд
Дворец Худояр-хана, Коканд
Дворец Худояр-хана, Коканд

Дворец Худояр-хана, обнесенный резной каменной оградой, состоял из семи небольших внутренних дворов и 119 комнат. Общая площадь дворца составляет 4 гектара, его фундамент поднят на три метра. Над главными воротами была начертана арабская надпись: «Великий Сеид Мухаммад Худояр-хан». На строительстве работали 16 тысяч человек, 80 мастеров и 1000 арб. Народ сгоняли сюда насильственно. Работать приходилось в невыносимо тяжелых условиях, за малейшие провинности облагали штрафом, применяли телесные наказания. Но старания бедных строителей не были напрасны. Дворец Худояр-хана получился великолепным. Он до сих пор поражает своим богатством и великолепием художественного оформления. Здание фасада буквально ослепляет посетителей пестрыми красками и богатством орнаментов: геометрическими узорами, арабесками, растительными мотивами – все это из керамических изразцов. Узоры, заполняющие ниши, представляют неповторяющиеся по рисунку композиции. Цветовая гамма фасада очень яркая и пестрая, что придает ей сходство с дворцом из восточных сказок.

Дворец Худояр-хана, Коканд
Дворец Худояр-хана, Коканд
Дворец Худояр-хана, Коканд

К сожалению, из всего грандиозного дворцового ансамбля осталось только два двора и 19 комнат. Большое место в украшении парадных интерьеров дворца занимает искусство резьбы и росписи по ганчу. Ганчевые панно заполнены композициями из стилизованных деревьев (кипарисов, плакучей ивы), растений со сплетающимися ветвями и стеблями, листьев и цветочных розеток. Широко применяется в парадных интерьерах дворца искусство росписи по дереву. Наибольшего богатства оно достигает в оформлении потолка тронного зала - выдержанная в благородном золотисто-коричневом колорите.

Ныне во дворце расположился краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о прошлом и настоящем Коканда.

Khudoyar-Khan Palace, Kokand

Khudoyar-Khan Palace - a pearl of Kokand

Pearl of Kokand is the palace of the last ruler of Kokand Khanate's Khudoyar Khan. The magnificent palace complex, built in 1871, is a staggering grandeur. The palace was constructed in the traditions of Central Asian architecture with high portal in the middle, decorated with a large entrance arch and four minarets: the two of them stand on both sides of the portal, the two are wings of the facade.

Khudoyar-Khan Palace, Kokand
Khudoyar-Khan Palace, Kokand
Khudoyar-Khan Palace, Kokand

Palace Khudoyar Khan, surrounded by a carved stone wall, consisted of seven small courtyards and 119 rooms. The total area of the palace was 4 acres, his foundation raised by three meters. Above the main gate was inscribed the Arabic inscription: "Great Seyed Mohammad Khudoyar Khan". 16 thousand people, 80 masters, worked on its construction and 1000 carts. were used for it. The people were driven here by force. They had to work in unbearably hard conditions, for the slightest infraction they were levied a fine, corporal punishment. But the efforts were not in vain. Palace Khudoyar Khan turned out great. It still amazes his wealth and magnificence of the decoration. The building facade literally dazzles visitors variegated colors and rich ornaments: geometric designs, arabesques, floral motifs - all made from ceramic tiles. Patterns, fill a niche, represent non-recurring after a drawing of the composition. The color scheme of the facade is very bright and colorful, which gives it a resemblance to the palace of oriental tales.

Khudoyar-Khan Palace, Kokand
Khudoyar-Khan Palace, Kokand
Khudoyar-Khan Palace, Kokand

Unfortunately, our days only two of the court and 19 rooms survived fom the grand palace ensemble. An art of carving and painting ganch takes the great place in decoration of ceremonial palace interiors. Ganch panels are filled with compositions of stylized trees (cypress, weeping willow), plants with intertwining branches and stems, leaves and floral rosettes.

Today the palace is the museum of local history, expositions of which tell about the past and present of Kokand.