Бухарский караван-сарай, Баку

Бухарский караван-сарай 

Бухарский караван-сарай в Ичеришехер

Одним из важнейших элементов Восточной архитектуры были караван-сараи. Ни один восточный город не обходился без нескольких караван-сараев. На многочисленных торговых путях с Востока на Запад строились сотни караван-сараев, которые были жизненно важны для нормального функционирования торговых путей.

Караван-сарай дословно «дворец для караванов» или «дворец на торговом пути». Это чаще всего было место отдыха на Ближнем Востоке и Центральной Азии, расположенное в ненаселенной местности, где располагались животные и люди.

Все караван-сараи делились на два вида: открытые и закрытые. Закрытые караван-сараи представляли собой маленькие крепости, которые в случае опасности могли отбить нападение. Это были одно или двухэтажные здания, окруженные крепостной стеной. Внутри находились складские помещения, конюшни и загоны для животных, а так же непосредственно жилые покои.

Открытые караван-сараи были характерны для города. Они больше напоминали гостиницы с конюшнями и загонами для животных. Кроме того здесь были чайхана, бани и многие другие постройки и учреждения, необходимые путешественникам.

Бухарский караван-сарай в Баку служит примером открытого типа караван-сарая. Он расположен в старом городе Ичеришехер прямо напротив караван-сарая Мултани. Он был построен в конце XV века на торговом пути, проходящим через Шемахинские ворота. В основном в нем останавливались купцы и путешественники из Средней Азии, в частности из Бухары, поэтому народ и называл его Бухарским.

Караван-сарай имеет квадратную форму. Внутренний дворик был приспособлен для отдыха. Здесь имелись отдельные кельи для индивидуального проживания. По всему периметру здания расположены стрельчатые арки, которые придают караван-сараю более внушительный вид.

Bukhara caravanserai, Baku

Bukhara caravanserai in Icherisheher

Caravanserais have been one of the most important elements of Eastern architecture. None of the eastern cities could ever exist without several caravanserais. Hundreds of caravanserais were built on numerous trade routes between the East and West, which were vital for the normal functioning of the trade routes.

Caravanserai literally means “palace for caravans” or “palace on a trade route”. In the Middle East and Central Asia it was often a place of rest, located in unpopulated areas, to house animals and people.

All caravanserais were divided into two types: open and closed. Closed caravanserais were small fortresses to repel the attack in case of danger. They were one or two storey buildings, surrounded by fortified walls. Inside, there were warehouses, stables and corrals for animals, as well as living premises.

Open caravanserais were typical for cities. They were more like hotels with stables and corrals for animals. In addition there were teahouses, bathhouses, and many other buildings and facilities for travelers.

Bukhara caravanserai in Baku is an example of an open type caravanserai. It is located in the Icherishekher old town right opposite Multani Caravanserai. It was built late in the XV century on the trade route passing through Shemakha gates. Basically, it was a place to stay overnight for the merchants and travelers from Central Asia, in particular from Bukhara, so people called it Bukharian caravanserai.

The caravanserai has a square shape. The inner courtyard was adapted for rest. There were individual cells for an individual stay. The entire perimeter of the building has pointed arches, which give the caravanserai a more impressive appearance.