История Тбилиси

История Тбилиси

Главные вехи в жизни столицы Грузии

История Тбилиси – это 1500 лет становления нынешней столицы Грузии, где мифы переплетаются с фактами. Согласно известной легенде, в далеком 458 году н.э. царь Вахтанг I Горгасал охотился в лесах на берегу реки Куры, и ранил фазана (по другой версии оленя), а животное прибежало к серному источнику, и тут же исцелилось горячей водой. Царь был поражен целебными свойствами источника, и решил построить здесь город. Так появился Тбилиси, чье название переводится как «теплый», а на месте серных источников появились знаменитые бани, которые можно увидеть в городе сегодня.

Однако, это красивая легенда, и реальная история гораздо прозаичнее. Первое письменное упоминание о Тбилиси, как о крепости над рекой, относится к IV веку н.э. Тогда уже существовала персидская цитадель, которая впоследствии станет знаменитой Нарикалой, а столица грузинских царей находилась в Мцхете, в 20 км от Тбилиси. Заслугой царя Вахтанга было то, что в V веке он захватил и восстановил персидскую крепость, а также начал строительство города, перенеся сюда столицу. Кстати, археологические раскопки указывают на то, что данная территория была заселена еще в 4 тысячелетии до н.э.

История Тбилиси История Тбилиси История Тбилиси

В то же время на другом берегу Куры была возведена крепость Метехи, где сегодня находится одноименный храм и памятник Вахтангу, основавшему Тбилиси. Эта цитадель стала резиденцией всех последующих правителей Грузии. Также город был обнесен крепостными стенами, и в те года был построен храм Анчисхати, одна из немногих построек, сохранившихся до наших дней. Однако город недолго был в руках грузинских царей, и в 626 году был захвачен персами, которые считали его своим северным форпостом. Так в городе началось смешение христианской и зороастрийской культур. С тех давних пор в Тбилиси сохранился лишь один храм огнепоклонников Атешга, и он скрыт от глаз простых обывателей, находясь внутри частного дома.

Персидское владычество продлилось недолго, в 653 году на Кавказ пришла арабская армия Хабиба ибн Масламы. Обошлось без кровопролития, но Тбилиси и вся Грузия оказались в вассальном положении, обязавшись выплачивать дань, а арабы гарантировали безопасность жителей и сохранение храмов и религий. В 736 году город был захвачен более агрессивным арабским полководцем Мерваном II ибн Мухаммедом, который основал Тбилисский халифат. Но захватить другие города не получилось, и Тбилиси был единственным мусульманским городом на Кавказе. Тбилисский эмир не мог сохранять свою власть, и даже пытался отделиться от всего Арабского халифата, но попытка закончилась неудачей: в город пришла разорительная карательная армия, и христианское население было вынуждено мигрировать в Абхазию.

История ТбилисиПосле столетий арабского господства, новым витком в истории Тбилиси стало триумфальное появление грузинского царя Давида Строителя. В 1122 году он отвоевал город, сделал столицей объединенной Грузии, и начал отстраивать, за что и был наречен народом «Строителем». Вместе с этим, Давид был лояльным и толерантным правителем - мусульманское население Тбилиси не преследовалось, и здесь уживались представители самых разных религий. За время его правления столица стала одним из крупнейших торгово-ремесленных центров Кавказа.

Этот период в истории Тбилиси стал именоваться Золотым веком. Будучи богатым городом, он быстро привлек внимание завоевателей: сначала в 1226 году его разорили войска хорезмского султана Джалалиддина Мангуберди, и чуть позже в 1238 году сюда пришли монгольские войска Чингисхана. Тбилиси лихорадило от разорительных нашествий и позже: в 1366 году из Европы пришла Великая Чума, а в 1386 году он был захвачен армией Тамерлана. На протяжении XVI-XVII веков его неоднократно захватывали персы и турки. Эти столетия стали тяжелым испытанием для Тбилиси, но он выстоял.

История ТбилисиВ XVIII веке Тбилиси стал разменной монетой в большой политической игре Российской Империи, Османской Империи и Персии. Правители Грузии находились в непростом положении, не зная на чью сторону встать. В итоге, наибольшего доверия добилась Россия, и между правителями этих двух стран был подписан Георгиевский трактат. Однако Россия не всегда учитывала интересы Грузии, и получилось так, что в 1795 году Тбилиси был осажден персидской армией, захвачен и почти полностью разрушен. В итоге, Россия все же оценила стратегическую важность Грузии, и в 1800 году был подписан манифест о присоединении страны к Российской империи, и через некоторое время в Тбилиси начался новый виток развития.

В XIX веке Тбилиси планомерно рос, открывались новые предприятия, развивалась торговая сеть, и так же увеличивалось население. Город стал культурным центром всего Кавказа - в городе часто бывали известные писатели, поэты и художники из России и Европы. Также, здесь появляется телеграф, открывается оперный театр, и через город прошла Закавказская железная дорога. Единственным трагическим событием стало землетрясение 1827 года, разрушившие многие дома, и поэтому большая часть Старого Тбилиси сегодня представлена домами XIX века.

История Тбилиси История Тбилиси История Тбилиси

В начале XX века Тбилиси становится одним из революционных центров социал-демократов, выступавших против царской власти. Здесь, в подполье начинал свою деятельность будущий глава СССР Иосиф Сталин, грузин из Гори, где сегодня находится посвященный ему музей. В 1918 году, после свержения царской власти и начавшейся борьбы политических партий, Грузия объявила о своей независимости, со столицей в Тбилиси. Однако позднее страна всё же вошла в состав СССР. Началось монументальное строительство, и в то же время снос некоторых религиозных памятников. Во время Второй Мировой войны в Тбилиси были эвакуированы некоторые заводы с запада России, и в послевоенные годы это положительно повлияло на промышленность города.

В конце XX века, с обретением Независимости Грузии, Тбилиси сохранил статус столицы, но страна находилась в агонии. Различные регионы не признавали центральную власть, вспыхивали восстания, и Тбилиси стал ареной некоторых трагических событий. В начале XXI века в Тбилиси произошла знаменитая Революция роз. Лишь в последние года новейшей истории Тбилиси можно наблюдать мирную и спокойную жизнь.

История Тбилиси История Тбилиси История Тбилиси
История Тбилиси История Тбилиси История Тбилиси

Tbilisi History

History of Tbilisi

Main periods in the history of the Georgian capital

History of Tbilisi covers 1500 years from the date of formation to the present time. Story of the capital of Georgia is a blend of myths and facts. According to a famous legend, back in year 458 A.D. King Vakhtang I Gorgasal was hunting in the woods on the banks of the Kura River and wounded a pheasant (some sources say it was a deer). The animal ran to the sulphur spring and immediately healed with hot waters. The King was amazed with healing features of the spring and decided to build a city around it. This is how Tbilisi (which means “warm”) appeared. In present there are famous baths in the place of the Sulphur springs that can be found around the city.

However, this is just a beautiful legend, and the real story is more prosaic. The first chronicle of Tbilisi as a fortress over the river dates back to the 4th century A.D. At that times, there already was a Persian citadel that later was named Narikala, and the capital of Georgian kings was in Mtskheta, 20 km away from Tbilisi. In the 5th century the King Vakhtang conquered and restored the Persian fortress. After the construction the capital was moved there. By the way, archeological findings state that this territory was already populated in the 4th millennium B.C.

History of Tbilisi History of Tbilisi History of Tbilisi

At the same time Metekhi fortress was erected on the other bank of the Kura, where today there is a church with the same name and a monument to Vakhtang, founder of Tbilisi. This citadel became the residence of all following rulers of Georgia. The city was also surrounded by fortress walls, and the church Anchiskhati was built at that time. It is one of the rare constructions that has been preserved up to our days. The city however did not remain long in the hands of the Georgian kings and in year 626 it was seized by Persians who considered the place as their northern outpost. Thus, it was the beginning of blending of Christian and Zoroastrian cultures in the city. Since then, there has only been one temple of fire worshippers Ateshgah preserved; it is hidden from ordinary people and located inside a private residence.

Persian rule did not last long, in 653 the Arab troops of Khabib ibn Maslama came to the Caucasus. There was no bloodshed but Tbilisi and the entire Georgia was under the vassal status and was bound to pay tribute, and the Arabs guaranteed security of the residents and preservation of churches and religions. In 736, the city was seized by a more aggressive Arab commander Mervan II ibn Mukhammad, who founded the Tbilisi caliphate. However, he did not manage to conquer other cities and Tbilisi was the only Muslim city in the Caucasus. Emir of Tbilisi could not hold his power and even tried to separate it from the Arab Caliphate but his attempt failed; it was followed by a punitive army that came to the city and the Christian population had to migrate to Abkhazia.

History of TbilisiAfter centuries of the Arab domination, the new turn in the history of Tbilisi was the triumphal appearance of the Georgian King David the Builder. In 1122, he won the city back, made it the capital of the united Georgia and began constructions, for what he had been named “The Builder”. Along with this, David was a loyal and tolerant ruler; Muslim population of Tbilisi was not prosecuted and representatives of different religions lived side by side. During his reign, the capital turned into one of the largest trade and crafts centers of the Caucasus.

This period in the history of Tbilisi is called the Golden Age. As a rich city, it attracted the attention of the conquerors: first, in 1226, the city was ruined by the troops of the Khorezm Sultan Jalaliddin Manguberdi, and later in 1238, the city was invaded by the Mongol armies of Genghis Khan.

Conquests and battles devastated Tbilisi. Later in 1366, an outbreak of the Great Plague struck the city and in 1386 it was invaded by the armies of Tamerlane. During the 16-17thcenturies it was occupied by Persians and Turks. These centuries were the hardship times for Tbilisi, but it stood against it all.

History of TbilisiIn the 18th century, Tbilisi became a small change in the big political game of the Russian and Ottoman Empires and Persia. Georgian rulers were in a difficult state without knowing which side to take. In the end, they turned to Russia and there was signed Treaty of Georgievsk between rulers of these two states. However, Russia did not always consider interests of Georgia and it turned out that in 1795 Tbilisi was besieged by the Persian army, seized and completely destroyed. Later, Russia has reassessed the strategic importance of Georgia and in 1800 there was signed a manifest of joining the country to the Russian Empire, and sometime later new turn of development began in Tbilisi.

In the 19th century, Tbilisi steadily and continuously developed: new enterprises were set up, trading net and the population increased. The city became the center of the entire Caucasus; famous writers, poets and artists from Russia and Europe visited the city. Moreover, novelties such as telegraph, an opera theatre and the Caucasian Railroad appeared. The only tragic event was the earthquake of 1827 that had destroyed many houses. That is why the biggest part of the Old Tbilisi today is presented with houses of the 19th century.

History of Tbilisi History of Tbilisi History of Tbilisi

In the beginning of the 20th century, Tbilisi was one of the revolutionary centers of the social-democrats who were against the Tsarist rule. Here the future leader of the USSR Josef Stalin began his work. He was the Georgian from the town of Gori, where today there is a museum dedicated to him. In 1918, after the overthrow of the Tsarist power and the beginning of the struggles of political parties, Georgia announced its independence. However, later the country was included into the structure of the Soviet Union (USSR). It was the time when the monumental construction and destruction of religion monuments had started. During the WWII there were few factories evacuated to Tbilisi from the west of Russia that positively influenced the industry of the city in the post-war years.

In the end of the 20th century, along with gaining independence of Georgia, Tbilisi kept the status of the capital, but the country was in the agony. Different regions did not accept the central power, there were uprisings and Tbilisi was the arena of some tragic events. In the beginning of the 21st century, the Rose revolution took place in Tbilisi. Only in the recent years of the newest history of Tbilisi, peaceful and quiet life can be observed.

History of Tbilisi History of Tbilisi History of Tbilisi
History of Tbilisi History of Tbilisi History of Tbilisi