Театр оперы и балета имени З. Палиашвили, Тбилиси

Тбилисский театр оперы и балета: центр культурной жизни столицы

Театр оперы и балета

На проспекте Руставели красуется высокое эффектное здание, построенное в мавританском стиле - Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Инициатором его строительства стал губернатор Михаил Воронцов после того, как Грузия вошла в состав Российской Империи. Воронцов был грамотным политиком, театр должен был расположить к губернатору настроенное не лучшим образом население Тбилиси. Возведение театра началось 15 апреля 1847 года на Эриванской площади, которая сегодня называется площадью Свободы. Автором проекта выступил знаменитый архитектор Антонио Скудиери, а росписью нового театра занимался русский князь и художник Григорий Гагарин.

Строительство театра оперы и балета завершилось спустя три года, и он мгновенно стал любимым местом горожан и сердцем культурной жизни Тбилиси. Новый театр составил достойную конкуренцию всем прочим городским театрам благодаря необычному внешнему облику и роскошному внутреннему убранству. На открытие театра была приглашена вся городская элита, и вскоре в одной из местных газет появился восторженный отзыв, автор которого утверждал, что новый театр – самое «элегантное и презентабельное» строение, которое только можно создать человеческими руками. Цель Воронцова была достигнута.

Театральный сезон в новом театре открылся 9 ноября 1851 года оперой «Лючия ди Ламмермур», считавшейся вершиной творчества легендарного итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Принявшие спектакль с небывалым восторгом зрители, целую ночь праздновали успех вместе с артистами на берегу Куры. С этого дня популярность оперы в Тбилиси только росла. Здесь появлялось всё больше национальных театральных трупп, часто приезжали с гастролями артисты из Европы. Эту культурную идиллию нарушил пожар 11 октября 1874 года, в результате которого пострадало здание театра, сгорели все костюмы и декорации. В 1896 году театр оперы и балета отреставрировали. Сезон в восстановленном театре начался с оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

В театре оперы и балета Тбилиси работало множество знаменитых деятелей культуры и искусства. Самый известный из них – композитор Захарий Палиашвили, один из самых влиятельных и значимых представителей грузинской классической музыки, автор опер «Абесалом и Этери» (1919) и «Даиси» (1923). Именно его имя было присвоено театру в 1937 году. Среди других знаменитых «выходцев» из Тбилисского театр оперы и балета – брат Захария, дирижёр Иван Палиашвили, более известный под псевдонимом Палиев. Кроме того, в тбилисском театре начинали свой творческий путь Нино Рамишвили и Илья Сухишвили, позднее основавшие Ансамбль народного танца Грузии.

В 20 веке театр пришел в упадок, так как у государства не было средств на его финансирование. Однако в 2003 году отношение к театру полностью изменилось, государство занялось спонсированием, появились новые костюмы и декорации.

Сегодня театр оперы и балета на проспекте Руставели продолжает оставаться центром культурной жизни грузинской столицы. В репертуаре театра такие легендарные постановки, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот», « Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» и многие другие.

Paliashvili Opera and Ballet Theatre, Tbilisi

Tbilisi Opera and Ballet Theatre - Center of Cultural Life of the Capital

Opera and Ballet TheatreA beautiful building on the Rustaveli Avenue constructed in Mauritian style is the Georgian opera and ballet theatre named after Z. Paliashvili. It was initiated by the governor Mikhail Vorontsov after Georgia had joined Russian Empire. In this way a smart politician and governor aimed at prepossessing population of Tbilisi, who was not very positive towards him. Erection of the theatre began on 15 April 1847 on the Erivan square that today called the Square of Freedom. The author of the project was a famous architect Antonio Scudieri, and the painting of the new theatre was given to a Russian knyaz (duke) and artist Grigoriy Gagarin.

Construction of the Opera and Ballet Theater was completed three years later. It immediately became a favorite place of citizens and the heart of Tbilisi cultural life. Unusual appearance and luxurious interior decoration was a competitive edge of the theater among others. The urban elite society was invited to the opening of the theater. After one of the local newspapers published enthusiastic review saying that the new theater was the most elegant and presentable building that could only be created by humanity. The goal of Vorontsov was achieved.

Theatre season in the new building was opened on 9 November 1851 with the opera “Lucia di Lammermoor” that was considered the pinnacle of creativity of a legendary Italian composer Gaetano Donizetti. Spectators were so delighted with the play that celebrated its success with actors on banks of Kura all the night. Since then opera in Tbilisi had been gaining popularity. More and more national theatre companies and artists from Europe would perform there. This cultural idyll was broken by fire on 11 October 1874. The disaster destroyed the building of the theatre, as well as all costumes and decoration. In 1896, opera and ballet theatre was reconstructed. The season in the restored theatre began with the opera named “A life for the Tsar” (“Ivan Susanin”) by Glinka.

There were many famous figures of culture and art working in the Tbilisi opera and ballet theatre. The most famous of them was composer Zakhariy Paliashvili, one of the most influential and significant figures of the Georgian classical music, the author of opera “Abesalom and Eteri” (1919) and “Daisi” (1923). That was his name given to the theatre in 1937. Among other prominent “offsprings” of the Tbilisi opera and ballet theatre was the brother of Zakhariy, conductor Ivan Paliashvili, more known under the pseudonym Paliev. Besides, Tbilisi theatre gave a start to Nino Ramishvili and Ilya Sukhishvili, who later founded the Ensemble of national dance of Georgia.

The theatre fell into decay in the 20th century, as the state did not have enough funds to keep it. However, in 2003 the attitude towards the theatre changed completely, the state took over sponsorship and new costumes and decorations appeared there.

Today the opera and ballet theatre on the Rustaveli Avenue continues to remain the center of cultural life of the Georgian capital. The repertoire of the theater includes legendary performances such as “Swan Lake”, “Giselle”, “Nut-cracker”, “Don-Quixote”, “Romeo and Juliet”, “Midsummer night’s dream” and many others.