Зеленый базар

История легендарного рынка

Зеленый базар, АлматыСегодня Зеленый базар в Алматы на пересечении улиц Зенкова и Жипек Жолы выглядит обычным восточным рынком, где продают всё, что душе угодно: от мяса, специй и фруктов до текстиля и мебели. Здесь все всегда задорно торгуются, продавцы наперебой расхваливают свои товары и норовят угостить покупателей; покупатели, в свою очередь, выбирают, общаются, в общем, жизнь бьет ключом. А если вы устали или проголодались, делая покупки, не беда: на базаре есть и где отдохнуть, и где попить чай и утолить голод. Зеленый базар кого-то восхищает изобилием товаров и шумно-пёстрой колоритной атмосферой настоящего Востока, а кого-то оставляет равнодушным – это, скорее, дело вкуса.

Зеленый базар, Алматы
Зеленый базар, Алматы
Зеленый базар, Алматы
Зеленый базар, Алматы

Зато с тем, что история этого центра городской торговли довольно интересна, не поспоришь. Зеленый базар, а вернее его тогдашний прообраз, появился на нынешнем месте более ста лет назад, и с тех пор так и остался важной торговой точкой всего Алматы. В 1875 году здесь, по заказу влиятельного семипалатинского купца Рафикова, построили Гостиный двор. Алматы тогда ещё носил название Верный, а Верненский Гостиный двор служил пристанищем для заезжих купцов и проходящих через город караванов; местные торговцы открывали здесь свои лавки. Гостиный двор состоял из двух невысоких павильонов, которые располагались вдоль Торговой улицы. Как и сегодня, в то время здесь можно было купить различную снедь, покупателям предлагался выбор свежих овощей, фруктов, зелени, круп. Был и чай, привезенный из Китая. На рядах можно было найти сырье, дрова, предметы домашней утвари и многое другое. Подобно современным таксистам-бомбилам, у рынка стояли извозчики, готовые довезти всех желающих до дома вместе с покупками.

В 1887 году в Верном случилось страшное землетрясение, в результате которого город был сильно разрушен. Мелкие землетрясения здесь случались часто, и жители были к ним привычны, но события 1887 года стали настоящей катастрофой. От Гостиного двора, конечно, тоже практически ничего не осталось. Городские власти начали организовывать базары, ориентированные на один вид товара, по всему городу: так появились сенной, овощной и скотный рынки. Но после революции, не лучшие времена настали и для них, ведь частная торговля тогда не поощрялась и всячески пресекалась.

Торговля снова расцвела с появлением колхозов, которым требовалось сбывать произведенную сельскохозяйственную продукцию. В 1927 году разрушенный Гостиный двор был отстроен заново и обзавелся новым названием - Центральный колхозный рынок. Но в народе это официозное наименование не прижилось, и рынок стали называть просто – Зеленый базар. В 40-ых годах базар представлял собой деревянные прилавки под навесами, большая часть товара чаще всего распродавалась уже к середине дня. Помимо всего прочего, на тогдашнем Зеленом базаре торговали живым скотом. Хитом продаж здесь были яблоки сорта Алматинский Апорт – по три копейки за килограмм.

Во время войны на базаре продолжали продавать товары за деньги, а не выдавать по карточкам. Но цены подскочили до небес, и немногие могли себе позволить подобную роскошь – отовариться на Зеленом базаре.

Время шло, но Зеленый базар практически не менялся. Это продолжалось до середины 70-ых годов. А потом деревянные прилавки снесли, и на их месте появился крытое здание в стиле советского конструктивизма – Зеленый базар пережил новое рождение и приобрел свой нынешний облик. Главным архитектором проекта выступил Марк Павлов. Базар спроектировали как строение из нескольких уровней. Главный павильон был рассчитан на 800 мест, летний рынок – на 200 мест, а стоянка предусматривала место на 400 машин. При строительстве была учтена сейсмическая ситуация в регионе. На момент строительства это был один из самых технологичных и современных базаров.

Зеленый базар наших дней – популярное место среди туристов, его часто включают в различные экскурсионные программы как полноценную достопримечательность Алматы. Путешественников привлекает восточная экзотика рынка, возможность накупить различных съестных и не только сувениров, пообщаться с добродушными приветливыми продавцами и лучше познакомиться с простой бытовой жизнью казахов.

Zelyony (Green) Bazaar

The History of the Legendary Market

Green bazaar, AlmatyToday Green bazaar (Zelyony bazaar or Green market) in Almaty on the crossroad of Zenkov and Jybek Joly streets looks like a usual oriental market where you can purchase everything: starting with meat, spices and fruits up to textile and furniture. Anyone should bargain here, vendors praise their goods and try to treat the customers; and customers, in their turn, prefer to choose and socialize; life is on. For those tired and hungry during shopping, there are places to rest, drink tea and have a snack. Green bazaar amazes some with its abundance of goods and colorful atmosphere of the East, and some remain indifferent. Tastes differ.

Green bazaar, Almaty
Green bazaar, Almaty
Green bazaar, Almaty
Green bazaar, Almaty

Green bazaar is inseparable part of Almaty tours for its rich history too. The first prototype of the trade center appeared on its current place more than hundred years ago, and since then it has remained an important central trade point of the entire Almaty. In 1875, according to the order of Rafikov, an influential merchant from Semipalatinsk, there was built a Guest Yard. Almaty then was named Verniy, and Vernenskiy Guest Yard served as a haunting place for traveling merchants and caravans; local vendors opened market stalls there. The Guest Yard consisted of two medium pavilions located along the Trade Street. As today, customers had a big choice of fresh fruits, vegetables and grains there. Rare things like Chinese tea could also be found. The stalls were filled with raw materials, household items and many others. Like current taxi-drivers, there were coachmen standing at the market ready to drop off.

In 1887, Verniy experienced a terrible earthquake, as the result, the city was harshly destroyed. Minor earthquakes would often take place there, and residents were accustomed to it, but the events of 1887 turned out to be a catastrophe. Almost nothing was left from the Guest House. City authorities started organizing bazaars focusing on one type of goods: thus leading to hay, vegetable and cattle markets. However, after the revolution, they also faced difficulties, as private trade was not encouraged and strongly suppressed.

Trade flourished with the start of “kolkhoz” collective farming system that needed to push off agricultural products. In 1927, the ruined Guest Yard was reconstructed anew and received a new name – Central Farm Market, though it was popularly known as simply Zelyony (green) bazaar. In the 40’s, the bazaar was just wooden stalls under tents, with the goods sold out by midday. Apart from that, one could purchase cattle there too. The top sale was always the Almaty aport kind of apples.
During the war, prices increased rapidly and not everyone could afford such a luxury like doing shopping at Green bazaar.

Time passed and the bazaar practically did not change. This lasted until the mid of the 70’s. Then wooden stalls were pulled down and a covered building in the style of the Soviet constructivism came into its place. Green bazaar was reborn and obtained its current look. The head architect of the project was Mark Pavlov. The bazaar was projected as a construction of several levels. The main pavilion was for 800 places, the summer market- for 200, and the car park – for 400 places. Seismic situation of the region was also considered during the construction. It was one of the most technological and modern bazaars in that period.

Today Green bazaar is a popular place among tourists and often included into different excursion programs as a complete attraction of Almaty. Travelers are attracted with oriental exotics of the market, opportunity to buy different sweets and souvenirs, socialize with kind-hearted and welcoming vendors and learn more about Kazakh everyday life.