Свадебные традиции в Кыргызстане

Сегодня семья считается основой кыргызского общества, именно поэтому так важны для кыргызов свадьба и отношения между супругами. В кыргызских семьях принято заботиться друг о друге в нужде или болезни. Внутри семей существует строгая иерархия, а свадьбы традиционно справлялись для того, чтобы поприветствовать нового члена семьи.

Иногда свадьбы планировались еще до того, как дети достигали совершеннолетия, но, само собой, церемонии проводились уже тогда, когда они вырастали. Было принято, чтобы сыновья женились в порядке возраста: первым обзаводился семьей самый старший, последним – самый младший сын. После свадьбы старшим сыновьям было позволено покинуть отчий дом, но младшим, даже после женитьбы, полагалось оставаться, чтобы заботиться о родителях. Существовала иерархия среди сыновей и их жен, например, жена старшего сына имела больше власти, чем жена младшего. Люди женились в довольно молодом возрасте, чаще всего мужчина был на несколько лет старше женщины. 

Свадьба в Кыргызстане
Свадьба в Кыргызстане
Свадьба в Кыргызстане

Женихи просили руки невесты у её семьи и заранее договаривались о том, какой выкуп за неё отдадут. От семьи жениха к семье невесты посылались лошади, скот, деньги, а также одежда и различное рукоделие. В этом принципиально отличаются свадебные традиции кыргызов от других близких культур: так, в узбекских или уйгурских семьях невеста, начиная с самого детства, сама готовила себе в приданое одежду и рукоделие. Как только переговоры были окончены, и стороны приходили к соглашению, жених дарил невесте серьги, и с этого момента они были официально обручены.

По случаю грядущей церемонии проводилось множество связанных с ней традиционных праздников, например, праздник прощания невесты со своей семьей, сама торжественная церемония, а также церемонии и обычаи, совершаемые уже после свадьбы. Жених и невеста облачались в специальные наряды: невеста – в расшитое белое платье, а жених в темный вельветовый костюм. В наши дни чаще всего проводится лишь одна свадебная церемония. Праздник проходит в банкетном зале, а до его начала жених и невеста катаются по городу и останавливаются для фотосессии у различных живописных и памятных мест. Одеваются новобрачные в более традиционную одежду западного стиля, во время торжества принято есть, танцевать, произносить тосты. Некоторые женщины в знак того, что они замужем, повязывают на волосы платок. Состоящие в браке мужчины и женщины носят кольца на безымянном пальце правой руки.

Невеста, придя в дом жениха, стояла в самом низу семейной иерархии, в её обязанности автоматически входила уборка, готовка и забота о детях. Уважение к старшим являлось и является до сих пор важной частью культуры кыргызов, поэтому традиционно глава семьи (его называют аксакал, что буквально переводится как «белобородый») восседал на почетном месте напротив входа в юрту. По одну сторону от него находились его сыновья, а по другую – жена, дочери и невестки. Самая младшая невестка должна была накрывать на стол и заботиться о том, чтобы у всех во время застолья было достаточно еды и питья.

Если в дом приходили гости, им позволяли занять почетное место аксакала. Гости в традициях кыргызов считались подарком небес, а потому с ними обращались особенно уважительно. Любой посетивший Кыргызстан может подтвердить, что гостей встречают очень тепло, не ограничивая ни в чем, угощая едой и предлагая ночлег. Если вы планируете отправиться в гости в кыргызскую семью, можно преподнести небольшие подарки – сувениры или фотографии, привезенные вами из вашей страны.

Wedding traditions in Kyrgyzstan

Family forms the backbone of Kyrgyz society to this day, and marriage and family relationships remain significant. Families traditionally would produce most of what they would need to survive, and would take care of each other in times of need or sickness. There are strict hierarchies within families, and weddings were ceremonious occasions for welcoming a new member (or seeing one leave).

Sometimes, weddings are arranged when children are still young, though the ceremony doesn’t happen until the children have grown up. Sons should get married in order, with the eldest marrying first and the youngest last. After marriage, the older sons could move away and start their own families, but the youngest son should stay to take care of his parents. There is a hierarchy among the sons and their wives, with the eldest son’s wife having more power than the youngest son’s wife. People tend to get married young, though men are generally several years older than the women when they get married.

Wedding in Kyrgyzstan
Wedding in Kyrgyzstan
Wedding in Kyrgyzstan

Grooms should ask for permission to marry from the bride’s family and negotiate a bride price. This could be horses, cattle and money, plus embroideries and clothing, paid from the groom’s family to the bride’s. In some places, such as in Uzbek and Uighur families, the bride would prepare textiles and embroideries for her own wedding, often starting in childhood. Once everything was negotiated and agreed upon, the groom gives the bride earrings, and they are officially engaged.

Traditionally, there were plenty of feasts for specific occasions, like feasts for when the bride’s family says goodbye to her, and then an official wedding feast, plus ceremonies and customs after the wedding. The bride and groom would dress in special clothing, with the bride in an embroidered white dress, and the groom in a dark velvet suit. Now, there is usually one main wedding celebration, usually held at a wedding hall. Before, the bride and groom will drive around the city to take photographs at landmarks. The bride and groom will wear more typically Western clothing, and the celebration will include lots of eating, dancing, and toasts. Some married women wear scarves over their hair to show that they are married, and both women and men wear rings on the ring fingers of their right hands.

New brides are the lowest in the family hierarchy, and spend a lot of time cleaning, cooking, and taking care of children. Respect for elders is a central part of Kyrgyz culture, and traditionally the patriarch of the family (called aksakal, or white bearded), would sit at the place of honor opposite the door of the yurt. His sons would sit to one side, and his wife, daughters and daughters-in-law would side on the other side. The youngest daughter-in-law would be in charge of serving her family and making sure that everyone had enough to eat and enough tea to drink.

If there are guests, then they take the honored spot across from the door. Guests are seen to be a gift from God, and are treated with the utmost respect. Any visitor in Kyrgyzstan can attest to the fact that guests are welcomed into homes and yurts with plenty of food and warmth. If visiting or staying with a family, guests should bring small gifts or photographs, especially from their home country.