Иоанно-Предтеченский монастырь в Свияжске

Иоанно-Предтеченский монастырь, входящий в подворье мужского Успенского монастыря является гордостью Свияжска. Архитектурный ансамбль обители состоит из старинных храмов, возведенных в разное время.

В 1551 году при Рождественской приходской церкви был основан женский монастырь. После пожара 1795 года монастырю были переданы земли, с сохранившимися постройками, закрытого к тому времени, мужского Свято-Троицкого монастыря, основанного в год начала освоения земель острова.

Свято-Троицкий мужской монастырь с момента постройки и до 1764 года вел свою деятельность на свияжской земле при активной поддержке Троице-Сергиевой лавры. Именно сюда после закрытия обители переселились монахи и перевезли свою библиотеку. Женский монастырь получил в наследство великолепные исторические памятники. Одним из них является самое старое сооружение Свияжска и единственное строение оставшееся от древнего города-крепости - деревянная церковь Троицы Живоначальной. Именно эту постройку, срубленную под Угличем, переправили на остров на плотах по реке Волге в 1551 году. Деревянный храм XVI века сохранился до наших дней, но неоднократно подвергался реконструкциям. Церковь была построена за один день без единого гвоздя. Внутреннее помещение с бревенчатыми стенами поражает своей лаконичностью и простотой. Главные украшения храма - резной четырехъярусный иконостас и деревянные иконы.

В монастыре была также построена церковь Сергия Радонежского, которую в дальнейшем возвели из камня, и она стала композиционным центром всей Свято-Троицкой обители. Двухэтажную церковь построили псковские мастера - строители Казанского Кремля. Святыней церкви была, подаренная Сергиевой лаврой, икона Сергия Радонежского, которая сегодня находится в храме Ярославских чудотворцев в Казани.

Самое большое здание обители - Собор Богоматери «Всех Скорбящих Радости». Инициатором его создания была игуменья Апфия. Построил собор в конце XIX - начале XX столетий в неовизантийском стиле знаменитый архитектор Ф. Малиновский. В церкви три арочных входа. Её наружные стены украшены крестами из фигурного кирпича. Собор Богоматери «Всех Скорбящих Радости» является архитектурной доминантой Свияжска.

Помимо перечисленных памятников, на территории монастыря находится Часовня Николая и Александры (царственных Страстотерпцев), в которой в советские годы размещалась коптильня. Росписи исчезли под толстым слоем копоти, однако чудесным образом перед запланированным ремонтом начали проявляться лики святых.

John the Baptist Monastery, Sviyazhsk

John the Baptist Monastery in Sviyazhsk is one of the island town’s most prized possessions. It is located a short distance from the UNESCO-recognized Sviyazhsk Assumption Monastery, of which it serves as an auxiliary.

John the Baptist Monastery was built in 1551 in conjunction with Sviyazhsk’s hasty construction and originally served as the nunnery of Nativity Parish Church. After several fires broke out on the island in the 1700s, the abbey merged with the Holy Trinity Monastery complex, now referred to as John the Baptist Monastery.

The complex encompasses several notable churches. The wooden Holy Trinity Church is the oldest building in Sviyazhsk and the only one which has survived from the original fortress city. Like the rest of old Sviyazhsk, it was built near Uglich in 1551 and transported to Sviyazhsk Island on rafts along the Volga River. Erected in only a day and built without a single nail, it is one of the few wooden churches of the 16th century that has survived to our day, although it has undergone reconstruction. Largely void of ornamentation, the log walls of the sanctuary are adorned with wooden icons which are striking in their simplicity, while its four-tiered carved iconostasis stands in sharp contrast with the church’s otherwise modest appearance.

Church of Sergius of Radonezh is a two-story chapel which was designed by the same architects who built the Kazan Kremlin. Originally made of wood, it was later reconstructed with stone and now stands as the central feature of Holy Trinity Monastery. The original church shrine, the Icon of Sergius of Radonezh, was donated by Trinity Lavra of St. Sergius Monastery, center of the Russian Orthodox Church, and today can be seen in Church of Yaroslavl Miracle Workers in Kazan.

The largest cathedral of the monastery is Cathedral of the Icon of the Mother of All Who Sorrow, a brick cathedral built in the neo-Byzantine style of the late 19th- early 20th centuries. The dominant architectural feature of Sviyazhsk, it is noted for its three arched entrances, hemispherical dome and luxurious interior.

John the Baptist Monastery in Sviyazhsk remains an important link with the city’s past and a favorite of many visitors to the island-city.