Иволгинский дацан - центр российского буддизма

 Иволгинский дацанДацаны, вопреки распространенному мнению, не являются храмами. Это монастыри, при которых чаще всего находится буддийский университет. Среди буддистов России Иволгинский дацан, расположенный в 40 километрах от Улан-Удэ, считается самым главным и посещаемым монастырем.

Здесь хранится важнейшая святыня всего бурятского народа - нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. Хамбо лама Итигэлов впал в состояние нирваны в 1927 году, после чего в позе лотоса был опущен в кедровый ящик и похоронен. Через 75 лет, следуя последним наставлениям Нетленного, его тело, на котором, ко всеобщему изумлению, не обнаружилось никаких следов разложения, извлекли из ящика и перенесли в Иволгинский дацан. Итигэлов и по сей день восседает в специально построенном для него дворце (дугане) на возвышении за двойным стеклом. Загадка Итигэлова до сих пор остается нераскрытой – достижение нетленности тела в буддизме является редчайшим феноменом. По сути, уйдя в нирвану, Нетленный пребывает где-то на грани между жизнью и смертью, поэтому рядом с годом его смерти ставят вопросительный знак: никто не знает наверняка, умер ли Итигэлов в привычном понимании.

Иволгинский дацан– молитвенные барабаны Иволгинский дацан Иволгинский дацан-декор крыши монастыря

Доступ к Итигэлову строго ограничен: восемь раз в год во время великих буддийских праздников верующие могут увидеть его в Сочен Дугане, главном храме дацана. В остальные дни Нетленный находится во Дворце. От него не отходит неусыпный хранитель тела Бимба лама.

Иволгинский дацан– буддийская ступаНа территории Иволгинского дацана расположены 10 храмов, 5 священных ступ (они символизируют важнейшие события буддизма), Буддийский университет, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, оранжерея со священным деревом Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и служебные постройки. Здесь также находится скульптура «Маленький Будда», выполненная известным во всем мире мастером Даши Намдаковым. У входа в дацан располагается кафе, где можно попробовать такие фирменные блюда бурятской кухни, как позы (вроде больших пельменей, приготовленных на пару).

Монахи и ламы, которых можно встретить на территории дацана, проявляют дружелюбие и теплоту по отношению ко всем посетителям, вне зависимости от их вероисповедания. Попросить совета или благословения можно у любого ламы – отказом он никогда не ответит. У каждого ламы своя «специализация»: есть ламы-астрологи, целители, знатоки ритуалов. К какому ламе обратиться по определенному вопросу можно узнать в главном храме Сочен Дугане.

Помимо Иволгинского, в окрестностях Улан-Удэ расположено ещё несколько дацанов: Римпоче Багша рядом с поселком Лысая гора, Хамбын Хурэ в местности Верхняя Березовка, а также единственный в России женский буддийский дацан "Зунгон Даржалинг".

Ivolginsky Temple - the center of Russian Buddhism

Ivolginsky TempleDatsans, contrary to popular belief, are not temples, in fact. These monasteries most often include a Buddhistic university. The Russian Buddhists consider the Ivolginsky datsan, located 40 kilometers from Ulan-Ude, the most important and visited monastery.

It keeps the most important relic of the Buryat people - the XII Pandido incorruptible body of Hambo Lama Dashi-Dorzho Itigelov. When Hambo Lama Itigelov fell into a state of nirvana in 1927, he, sitting in a lotus pose, was placed in a cedar box and buried. 75 years later, following the last instructions of the Incorruptible, his body, to everyone's surprise, with no any trace of decay found, was removed from the box and taken to the Ivolginsky datsan. Today Itigelov still sits on a podium behind the double glass in a palace (dugan), specially built for him. The Itigelov’s mystery still remains undisclosed - achieving incorruptibility of a body is a rare phenomenon in Buddhism. In fact, having gone into nirvana, the Incorruptible resides somewhere on the border between life and death, so after the year of his death there is a question mark: no one knows for sure whether Itigelov has died in the proper sense of the word.

Ivolginsky Temple - prayful drums Ivolginsky Temple Ivolginsky Temple-monastery roof decoration

Access to Itigelov is strictly limited by eight times a year - during the celebrations of the great Buddhist holidays, the believers can see him in the Tsogchen Dugan, the main datsan temple. The rest days the Incorruptible is kept the Palace. A vigilant guardian Bimba Lama never leaves the body.

Ivolginsky Temple - Buddhist stupaThe of Ivolginsky datsan territory houses 10 temples, 5sacred stupas (they symbolize the most important events of Buddhism), Buddhistic University, a summer hotel, the Museum of Buddhistic art monuments, a greenhouse with the sacred Bodhi tree, cages with deers, houses for lamas and outbuildings. There is also a sculpture “Little Buddha”, made by famous worldwide master Dashi Namdakov. At the entrance to the Datsan there is a cafe where you can enjoy such specialties of Buryat cuisine such as poses (like large steamed-cooked ravioli).

The monks and lamas, which can be found in the datsans show friendliness and warmth to all visitors, regardless of their religion. A piece of advice or blessings can be asked for from any Lama - he will never answer with a refusal. Each lama has his own “specialty”: there are lamas, astrologers, healers, ritual experts. To which Lama to address a particular issue can be found in the main temple Tsogchen Dugan.

In addition to the Ivolginsky datsan, near Ulan-Ude, there are several other datsans: Rimpoche Bagsha near the village of Lysaya Gora, Hambyn Hure in the locality Upper Beryozovka, and Russia's exclusive and the one female Buddhist datsan “Zungon Darzhaling”.