Дорога по Памирскому тракту

Карта дороги по Памирскому тракту

Посмотреть детальную карту в JPG, SVG

Памирский тракт – это дорога протяженностью более 1500 км, которая начинается в Душанбе и заканчивается в Оше. Особенность этой дороги в том, что она проходит на высотах от 900 до 4655 метров, и маршрут пролегает по живописным горным районам Памира. Из-за сурового горного климата качество дороги на многих участках можно назвать экстремальным. Отправляясь в путешествие по Памирскому тракту стоит знать о качестве дороги, о перепадах высот, времени в пути, и другие нюансы, которые помогут спланировать программу поездки и подготовят к возможным неудобствам.

Так как путешествие проходит по Горно-Бадахшанской автономной области, и сюда требуется отдельное разрешение, на маршруте будет множество КПП, где будет необходимо отдавать копию данного разрешения.

Далее, вы узнаете всю информацию по каждому участку Памирского тракта, которые обычно преодолеваются за один день.

Душанбе – Калаи-Хумб

Расстояние от Душанбе до Калаи-Хумба составляет 370 км, и большая часть дорожного покрытия отличного качества. Лишь последние 40 км пути проходит в узком ущелье по плохой грунтовой дороге. Обычно, с учетом обеда и традиционных фото-стопов в живописных местах, дорога занимает 8 часов. Высшая точка на данном участке Памирского тракта – перевал Шуроабад (1950 м). Наиболее популярные остановки для фотосъемки: Нурекское водохранилище и панорамный вид на реку Пяндж с перевала Шуроабад.

Дорога в Калаи-Хумб, Памирский тракт
Дорога в Калаи-Хумб, Памирский тракт
Дорога в Калаи-Хумб, Памирский тракт
Дорога в Калаи-Хумб, Памирский тракт
Дорога в Калаи-Хумб, Памирский тракт
Дорога в Калаи-Хумб, Памирский тракт

Калаи-Хумб – Хорог

Участок пути от Калаи-Хумба до Хорога проходит по глубокому ущелью вдоль реки Пяндж. Дорога плохого качества, и поэтому расстояние в 240 км преодолевается за 8 часов. Смесь грунтовки и старого асфальта позволяет ехать лишь на джипах и машинах с высокой проходимостью. Также, порой дорога становится настолько узкой, что приходится долго следовать за медленной машиной, или ждать на съезде, пока проедет встречный транспорт. Помимо этого, на многих участках грунтовой дороги поднимаются клубы дыма, и приходится ехать с закрытыми окнами. Дорога идет вдоль реки, и поэтому весь день будет плавный подъем с высоты 1300 метров в Калаи-Хумбе до 2100 метров в Хороге. По пути будут мелькать сотни живописных горных пейзажей, однако из-за невозможности остановки на узкой дороге, их можно сфотографировать лишь из окна машины.

Дорога в Хорог, Памирский тракт
Дорога в Хорог, Памирский тракт
Дорога в Хорог, Памирский тракт
Дорога в Хорог, Памирский тракт
Дорога в Хорог, Памирский тракт
Дорога в Хорог, Памирский тракт

Хорог – Ишкашим

Дорога Хорог-Ишкашим имеет протяженность 110 км, и первая половина пути проходит по плохой грунтовке, а вторая по относительно хорошему асфальту. Поэтому время в пути обычно составляет 3,5-4 часа. Как и на участке Калаи-Хумб-Хорог, здесь бывают узкие участки дороги, и путь так же идет вдоль реки Пяндж – идет постепенный набор высоты с 2100 до 2500 метров над уровнем моря. По пути нет примечательных горных панорам для фото-стопа. Однако в середине пути есть съезд к местной достопримечательности Гарм-Чашма.

Ишкашим – Лангар

Этот участок Памирского тракта пролегает по живописному Ваханскому коридору, где расположено несколько интересных достопримечательностей, а по пути можно будет увидеть заснеженные вершины гор выше 6000 метров. От Ишкашима до Лангара всего 150 км, но с учетом остановок во всех интересных местах путь занимает 8-10 часов. Качество дороги хорошее - асфальт и местами ровная грунтовка. По пути можно будет увидеть такие достопримечательности как крепость Ках-Каха, крепость Ямчун, живописные деревушки, и захватывающие панорамные пейзажи Ваханской долины. К тому же, АЗС уже не будет – заправиться можно в мобильных заправках в виде грузовиков с цистерной бензина. Набор высоты составит 300 метров: с 2500 метров в Ишкашиме до 2800 метров в Лангаре. А также, если свернуть с дороги к крепости Ямчун – будет подъем вверх на 400 метров.

Дорога в Лангар, Памирский тракт
Дорога в Лангар, Памирский тракт
Дорога в Лангар, Памирский тракт

Лангар – Мургаб

Расстояние от Лангара до Мургаба – 255 км. Дороги здесь плохого качества и требуется 7-8 часов, чтобы преодолеть этот путь. Первые 100 км пути проходят по плохой грунтовой дороге, а далее начинается асфальт, но он имеет множество волнистых участков, из-за чего не удается ехать стабильно с высокой скоростью. Помимо этого, в течение дня будет набор высоты с 2800 до 3600 метров над уровнем моря, а также преодоление двух перевалов - Харгуш (4344 м) и Найзаташ (4137 м). По пути будет мало интересных пейзажей для фото-стопа, лишь несколько высокогорных озер и зеленые луга около Мургаба.

Дорога в Мургаб, Памирский тракт
Дорога в Мургаб, Памирский тракт
Дорога в Мургаб, Памирский тракт

Мургаб – Каракуль – Сары-Таш - Ош

Финальная часть маршрута по Памирскому тракту от Мургаба до Оша имеет протяженность 410 км. Это самый длинный и самый высокогорный этап, так как придется преодолеть три перевала, самый высокий из которых Ак-Байтал (4655 м). График высот представляет собой синусоиду, где несколько раз будут подъемы и спуски: Мургаб (3600 м), перевал Ак-Байтал (4655 м), озеро Каракуль (3900 м), перевал Кызыл-Арт (4280 м), Сары-Таш (3200 м), перевал Толдык (3615 м), Ош (1200 м).

Дорога на Каракуль, Памирский тракт
Дорога на Каракуль, Памирский тракт
Дорога на Каракуль, Памирский тракт
Дорога на Каракуль, Памирский тракт
Дорога на Каракуль, Памирский тракт
Дорога на Каракуль, Памирский тракт

В общем, качество дороги можно охарактеризовать как хорошее: 90% покрытия составляет асфальт, и лишь на перевалах сохранилась грунтовая дорога, для лучшего сцепления машины на затяжных подъемах и спусках. На преодоление огромного пути может потребоваться 10-12 часов, и время также будет зависеть от прохождения таджико-кыргызской границы Кызыл-Арт. На столь длинном пути можно будет сделать остановку на перевале Ак-Байтал, который является одним из высочайших автомобильных перевалов мира, затем полюбоваться озером Каракуль, и уже на стороне Кыргызстана, из Сары-Таша увидеть пик Ленина высотой 7134 метра.

Дорога в Ош, Памирский тракт
Дорога в Ош, Памирский тракт
Дорога в Ош, Памирский тракт

Для тех, кто собирается самостоятельно совершить путешествие по Памирскому тракту, можно порекомендовать заранее позаботиться о пополнении запасов бензина, и захватить с собой инструменты, так как по пути будет очень мало заправочных станций и автосервисов, а ждать помощи от других водителей можно ждать несколько часов, так как трафик на Памирском тракте весьма скудный.

Для тех, кто хочет отправиться в групповой тур по Памирскому тракту, стоит знать, что на протяжении недели будут многочасовые переезды по плохим дорогам с постоянной тряской и другими неудобствами. Однако, в компенсацию вы получите шикарные виды из окна и возможность познакомиться с уникальной культурой этого региона на краю света.

Road conditions

Map of road conditions on the Pamir Highway

View detailed road map in JPG, SVG

Pamir Highway is a road running for more than 1500 km, starting in Dushanbe and ending in Osh. The peculiarity of the road is that it lies on the height from 900 to 4655 meters, and the route goes through picturesque mountainous regions of Pamir. Due to the harsh mountain climate, road conditions in many places are bad. We recommend learning in advance road conditions, altitude fluctuations, duration of the trip and some other details from our experience we found noteworthy before traveling to Pamir. It will help planning your trip program and getting ready for possible inconveniences.

The Pamir Highway trip goes via Gorno-Badakhshan autonomous region. GBAO permit is required to visit the area. You will be asked to provide its copy at every checkpoint. That’s for it is recommended to print out 10 copies in advance.

Below you will find more information on every section of Pamir Highway that can usually be covered in one day.

Dushanbe – Kalai-Khumb

Distance from Dushanbe to Kalai-Khumb is 370 km, and the most part of the road is in a very good condition. Only the last 40 km of the road lies via a narrow gorge and a dirt road. The road usually takes 8 hours including stops for lunch and taking photos in beautiful places. The highest point on this part of the Pamir Highway is Shuroabad pass (1959m). Most popular stops for photos are: Nurek water reserve and panoramic view over river Panj from Shuroabad pass.

Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway

Kalai-Khumb – Khorog

The piece of road from Kalai-Khumb to Khorog goes via deep gorge along the river Panj. The road is in a poor condition and thus distance of 240km is covered in 8 hours. Combination of dirt and old pavement allows driving only for jeeps and cross-country cars. Sometimes the road gets that narrow that you will have to follow a slow car in front or wait on the descent until oncoming traffic will pass by. Some roads are very dusty and all windows need to be closed. The road runs along the river, and that is why all day it will be a smooth drive up to the height from 1300 m to Qalai-Khumb at 2100 m in Khorog. Hundreds of picturesque mountain landscapes will pass by as you drive, but since the road is too narrow it is not possible to stop. The only way to take photos is from the car.

Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway

Khorog – Ishkashim

The road Khorog-Ishkashim runs for 110 km; the first half of the road runs across a dirt road, and the second half – on rather good pavement. Thus it lasts around 3,5-4 hours. As it was in the lot of Qalai-Khumb, there are narrow parts of the road, lying along the river Panj on the ascending altitude of 2100 - 2500 m above sea level. You won’t see noticeable mountain views for photo stops as you drive. In the middle of your way the road branches out to the local sight Garm-Chashma.

Ishkashim – Langar

This section of the Pamir Highway lies across a picturesque Wakhan corridor with several interesting sights and you can enjoy snow-white six-thousanders (mountain peaks that are over 6000 meters high). It is only 150 km from Ishkasim to Langar, but taking into consideration stops at all possible interesting places, the road may last up to 8-10 hours. Road conditions are decent: pavement and some dirt road. As you drive, you can see such attractions as Kakh-Kakha and Yamchun fortresses, beautiful villages, and breathtaking panoramic views of Wakhan valley. In addition, there will be no gas stations further on, and it will be possible to get fuel only at mobile stations which is a truck with an oil tank. The climb will reach 300 meters: from 2500 m in Ishkasim to 2800 m in Langar. Turning from the road to the Yamchun fortress, you will move up for 400 m.

Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway

Langar – Murghab

Distance between Langar and Murghab is 255 km. There road conditions are poor and it takes around 7-8 hours to reach the destination. The first 100 km of the road lie via a dirt road further continued with a pavement that has many wavy parts causing the speed limit.
The elevation on this day will be from 2800 to 3600 m (above sea level). You will drive through two mountain passes – Khargush (4344m) and Naizatash (4137m) and enjoy many interesting landscapes, several lakes and green meadows around Murghab.

Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway

Murghab – Karakul – Sary-Tash – Osh

The final part of the route on Pamir Highway from Murghab to Osh stretches for 410 km. It is the longest and the highest mountain part that includes a drive via three passes; Ak-Baytal is the highest one among them (4655m). The heights resemble the sinusoid with several ascent and descents: Murghab (3600m), Ak-Baytal pass (4655m), Lake Karakul (3900m), Kyzyl-Art pass (4280m), Sary-Tash (3200m), Toldyk pass (3615m), Osh (1200m).

Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway

In general, road conditions are rather decent: 90% is pavement, and only passes have some parts of dirt road for better grip of the car on long lifts and descents. The road may take up to 10-12 hours; the duration also depends on how long it takes to cross Tajik-Kyrgyz border of Kyzyl-Art. It is possible to make a stop at the Ak-Baytal pass that is one of the highest automobile mountain passes in the world, and enjoy breathtaking view of the Karakul Lake, and then, on the Kyrgyz side, see the Lenin’s Peak (7134m) in Sary Tash.

Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway
Road conditions on the Pamir Highway

For those planning to travel solo to Pamir Highway, we recommend to consider fuel reserves in advance and take all necessary tools as there will be very few gas stations and garages on the road, and it may last hours to wait for the help of other drivers, as traffic on the highway is rare.

For those taking a group tour to Pamir Highway, it is to know that there will be long hour drive for the whole week on bad roads with constant jolting and other inconveniences. However, still in return, you will see beautiful landscapes as you drive and have an opportunity to get to know unique culture of this region on the edge of the world.