Комплекс Джами в Андижане

Комплекс Джами: жемчужина архитектурного искусства Андижана

Одной из главных историко-архитектурных жемчужин Андижана является комплекс Джами, который включает в себя мечеть, минарет и медресе. Строительство комплекса длилось с 1883 по 1890 года. Главным достоинством мечети и медресе Джами является размер. Здания комплекса до сих пор считаются крупнейшими в Ферганской долине и одними из самых больших в Средней Азии.

Комплекс Джами, Андижан
Комплекс Джами, Андижан
Комплекс Джами, Андижан

Строительство медресе Джами длилось с 1883 по 1890 год. Архитектурный облик медресе привлекает своими грандиозными размерами. Его длина почти 123 метра. Главный фасад здания обращен согласно канонам ислама на Восток. Фасад здания украшает традиционный ферганский портал. Как и в других подобных медресе того периода, по углам здания размещены учебные помещения, а между ними расположены жилые комнаты для учеников – хужры. Изначально здание имело П-образную форму, но с течением времени северное и южные крылья разрушились, не сохранившись до наших дней. Своеобразие зданию придают деревянные решетки с геометрическим рисунком – панджара, которые являются элементом декора. Медресе Джами представляет собой не только историческую ценность, но и архитектурную, и особенно следует отметить художественную резьбу по дереву, характерную для ферганских мастеров, которая присутствует в архитектуре медресе. Портал и купола здания украшает мозаика характерных для Востока цветов – синего и голубого.

Джума мечеть (Пятничная мечеть) была сооружена в западной части комплекса Джами. Мечеть представляет собой прямоугольное здание. С трех сторон мечеть окружают айваны с деревянными колоннами, искусно украшенными резьбой. Потолки мечети расписаны различными узорами, сочетающие в себе традиционные геометрические и растительные орнаменты. В начале XX века внешний декор представлял собой сложные узоры из майолики, а входной портал был украшен надписями из Корана.

Комплекс Джами, Андижан
Комплекс Джами, Андижан
Комплекс Джами, Андижан

Самым значительным элементом комплекса и мечети Джами в частности считается минарет, который в высоту достигает 32 м. Это самый большой на территории Ферганской долины минарет. Минарет имеет необычный декор. Вся его поверхность отделана орнаментом в виде медальона, внутри которого арабским шрифтом выбиты изречения из Корана. Минарет был завершающим элементом комплекса. Сегодня еще можно увидеть водоём, который был сооружён пред минаретом, а так же небольшой парк, который раскинулся по всей территории комплекса.

В 1902 году в результате землетрясения в Андижане были разрушены многие древние постройки, но комплекс Джами, состоящий из мечети, минарета и медресе, почти не пострадал. Весь комплекс занимает почти 1,5 га. Минарет и мечеть построены в том же архитектурном стиле, что и медресе. Характерной особенностью для всех трех зданий является грандиозный размер всех строений, а также цветовая гамма. Минарет считается самым высоким в Ферганской области, а мечеть Джами и по сей день является действующей пятничной мечетью Андижана.

Jami Complex in Andijan

Jami complex: the pearl of architectural art in Andijan

One of the main historical and architectural pearls of Andijan is Jami complex comprising a mosque, minaret and madrasah. The construction of the complex lasted from 1883 till 1890. Main merit of the Jami mosque and madrasah is their size. The complex’s building is still considered to be the largest one in Fergana valley and one of the largest in Central Asia.

Jami Complex, Andijan
Jami Complex, Andijan
Jami Complex, Andijan

The construction of Jami madrasah lasted from 1883 to 1890. The madrasah attracts with its grandiose size. Its length is nearly 123 meters. The main facade of the building faces to the East according to the canons of Islam. The facade is decorated with traditional Fergana portal. As in other such madrasahs of that period, the corners of the building featured classrooms. Hujras, living rooms for students, were located between the classrooms. The original building was U-shaped, but over time the northern and southern wings were destroyed, and did not preserve to this day. The interior of the building is noted for the wooden lattices with geometric patterns of pandjara, which are the part of the decoration. Jami madrasah is not only a historical value, but also an architectural masterpiece. Especially it is worth to say about artistic woodcarvings of Fergana masters, which decorate the madrasah. The portal and the domes of the building are decorated with mosaics of characteristic Eastern blue and light blue colors.

The Juma Mosque (Friday mosque) was erected in the western part of the Jami complex. The mosque represents a rectangular building. From three sides, the mosque is surrounded with ayvans with wooden columns skillfully decorated with carving. The mosque ceiling is painted with various patterns which combine traditional geometric and floral ornaments. In the beginning of the XX century, the interior décor was represented by complicated patterns from majolica, while the entrance portal was decorated with inscriptions from the Koran.

Jami Complex, Andijan
Jami Complex, Andijan
Jami Complex, Andijan

The most remarkable elements of the Jami complex and mosque, in particular, is considered the minaret, rising 32 m in height. This is the largest minaret in the territory of Fergana valley. The minaret features an unusual décor. Its whole surface is decorated with an ornament in a form of medallion, with the Koran’s paroemias, carved in the Arab script, inside it. The minaret was the complex’s finishing element. Today one may still see a basin built in front of the minaret as well as a small park spreading on the whole territory of the complex.

The earthquake of 1902 in Andijan destroyed many ancient buildings but the Jami madrasah, complex, mosque and minaret came out unscathed, except for several interior décor elements. The whole complex occupies almost 1.5 ha. The minaret is the highest in the Fergana Valley. And the Jami mosque is an operating Friday mosque in Andijan.