Фольклорные традиции Хорезма

Веками складывались традиции каракалпакского фольклора. Каждая историко-культурная область Каракалпакстана имела свои уникальные особенности, которые нашли своё отражение в музыкальном и танцевальном искусстве каракалпакского народа. Музыкальное искусство Хорезма имеет очень глубокие корни. В бронзовом веке на территории Хорезма жило население, исповедовавшее одну из самых древних религий – зороастризм. Некоторые обычаи и культурные традиции этой религии население современного Каракалпакстана сохранило до наших дней. Особенно это ощущается в культуре Хорезма, как известно, ставшего Родиной зороастризма.

Сегодня Хорезм славиться своими мастерами-песенниками – бахши. Здесь следует отметить, что бахши – мастера-сказители, существуют не только в Хорезме, они так же характерны и для культуры Туркмении. Это можно отнести за счет близости границ двух регионов, что, несомненно, повлекло за собой обмен культурными традициями. Кто такие эти бахши и чем они столь уникальны? Несомненно, этот вопрос возникает у многих гостей нашей республики. Бахши – это народные сказители, музыканты, певцы, поэты, создатели и хранители произведений народного эпоса - дастанов. Раньше бахши аккомпанировали себе сами, играя на известном восточном музыкальном инструменте – дутаре. Сегодня, часто можно услышать, как бахши поёт свои завораживающие душу песни в сопровождении ансамбля, состоящего из дутара, гиджака и буламана.

В основе хорезмского фольклора лежат сказания и легенды, так же истории любви, написанные такими великими поэтами как Алишер Навои и Джами. Часто бахши используют и авторские песни. Они могут просто их декламировать, или же протяжно напевать, что характерно для хорезмской школы сказителей, хорезмские бахши часто совмещают эти два вида песнопений. В отличие от многих регионов Узбекистана в Хорезме так же существуют женщины-сказительницы. Чаще всего они исполняют нежные задушевные песни, в основе которых лежит романтическая история.

Но Хорезм славится не только своими мастерами – сказителями. Особой популярностью пользуются хорезмские танцы. Они энергичные, зажигательные и очень темпераментные. В отличие от медлительных и спокойных танцев Бухары и Самарканда, хорезмские танцы изначально очень ритмичны, а под конец танца темп и вовсе становится неудержимым. Пожалуй, самым известным хорезмским танцем на сегодня является «лезги». Для этого танца характерны движения на полусогнутых ногах, тряска плечами и руками, на которых закреплены маленькие колокольчики.

Среди других известных танцев Хорезма является «танец на тарелке», когда танцовщица, не сходя с тарелки, выполняет все танцевальные движения, что невероятно сложно. Существует ещё и «танец сломанных пальцев». Он знаменит своей легендой. Говорят, одна из наложниц хана повредила пальцы рук. Но, чтобы не разгневать повелителя, и не опозорить его перед гостями, она вышла танцевать со сломанными пальцами. Никто не понял, что девушка пострадала, гости и хан посчитали это новым танцем. Теперь испокон веков хорезмийки танцуют «танец сломанных пальцев» в честь этой смелой девушки.

Folk traditions of Khorezm

Traditions of Karakalpak folklore have been evolving for centuries. Each historical and cultural region of Karakalpakstan had its own unique features reflected in the music and dance art of Karakalpak people. Musical art of Khorezm has very deep roots. In the Bronze Age Khorezm was inhabited by the population professing one of the oldest religions - Zoroastrianism. Some customs and cultural traditions of this religion were maintained by the population of the modern Karakalpakstan to this day. This is especially felt in the culture of Khorezm which is known to have become the homeland of Zoroastrism.

Today Khorezm is famous for its craftsmen-songwriters - Bakhshi. It should be noted that Bakhshi are master storytellers, who live not only in Khorezm, they are also characteristic of the culture of Turkmenistan. This can be explained by the proximity of the borders between the two regions, which undoubtedly led to sharing of cultural traditions.

Who are these Bakhshi and what makes them so unique? Undoubtedly, this question comes from many visitors of our country. Bakhshi are national storytellers, musicians, singers, poets, the creators and custodians of folk epics - dastans. Previously, Bakhshi accompanied themselves by playing the famous oriental musical instrument - dutar. Today, you can often hear Bakhshi singing fascinating soul songs, accompanied by an ensemble consisting of dutar, gidzhak and bulaman.

The Khorezm folklore is based on tales and legends, love stories, written by such great poets as Jami and Alisher Navoi. Often Bakhshi used original songs. They could simply recite them, or sing strascinando. Khorezm Bakhshi often combine these two types of chants, which is illustrative of Khorezm school storytellers. Unlike many other regions of Uzbekistan, there are female narrators (storytellers) in Khorezm. In most occasions they perform delicate heart-felt songs based on a romantic story.

But Khorezm is known not only with its masters - storytellers. Khorezm dances are extremely popular. They are energetic, rousing and very temperamental. In contrast to slow and quiet dances of Bukhara and Samarkand, Khorezm dances are initially very rhythmic, and the pace becomes irrepressible by the end of the dance. Perhaps, "lezgi" is the most well-known Khorezm dance today. This dance is characterized by movement on bent legs, shaking with shoulders and hands with small bells attached.

Among other well-known Khorezm dances is the "dancing on a plate", when the dancer performs all the dance moves, not moving from the plate, which is incredibly difficult. There is also a "dance of the broken toes". It has a famous legend. They say that one of Khan’s concubines hurt her toes. Not to upset the master and not to besmirch him in front of guests, she had to dance with broken toes. No one realized that the girl suffered, guests and Khan took it as a new dance. For centuries, Khoresm dancers have been performing the "dance of broken toes" in honor of this brave girl.