Старый Хндзореск в окрестностях Гориса

Старый Хндзореск – село в высокогорной Армении, некогда крупное и густонаселенное, а ныне – работающее как место для проведения экскурсий. Поселение строилось в течение многих столетий в структуре скальных образований. Еще в середине XX века в пещерном городе проживало более 8000 человек, однако правительство республики со временем решило построить для обитателей села новое, более комфортабельное место жительства и переселило всё местное население в новоотстроенный поселок – Новый Хндзореск, расположенный поблизости. Старый Хндзореск находится в Сюникской области, в 13 км. от города Горис.

Существуют два основных варианта этимологического происхождения названия поселка. По одной из версий, «Хндзореск» в дословном переводе означает «яблочный». В селении действительно исторически произростало много яблонь, поэтому такой вариант кажется правдоподобным. По другой версии, название селения происходит от словосочетания «Хор Дзор», что в переводе с армянского означает «глубокая пропасть». С учетом того, что село расположено в высокогорной местности рядом с труднопроходимым ущельем, и эта этимологическая версия имеет место быть.

Старый Хндзореск знаменит своим каньоном с живописными видами на скальные горные образования и пещерные поселения, выбитые вручную в их структуре. Невероятно красивая природа этой местности не раз вдохновляла армянских художников, писателей и поэтов на создание их гениальных произведений.

История поселения

Самое древнее письменное упоминание о Старом Хндзореске приходится на XIII век: историк Степанос Обрелян рассказывал об этом горном селении в своих записях. Однако ученые доказали, что люди жили в этой местности еще задолго до этого.

Когда-то Хндзореск был одним из крупнейших сел не только в Сюникской области, но и во всей Восточной Армении. Хндзореск XVIII века известен своей ролью в освободительном движении села Давид Бек, а крепость Хндзореск служила военной базой национальному герою Мхитару Спарапету в 1728-1730 годах. В 1735 году село посетил глава Армянской Апостольской церкви Авраам Кретаци, который в своих трудах дал подробное описание общины. По словам Кретаци, в то время Хндзореские пещеры использовались не только как жилища, но и как убежища. Чтобы добраться до домов, расположенных на высоте 20-30 метров, жителям приходилось карабкаться вверх и вниз по веревкам. Дома были устроены так, что крыша одного служила двором для другого, а издали деревня напоминала большое многоэтажное здание.

Население деревни, которое в XIX веке составляло около 4200 человек, к началу XX века увеличилось до 8300 человек. В 1913 году в селе было 27 лавок, 3 малярных; здесь жили кожевенники, работали сразу семь школ; к тому же в селе было четыре действующих церкви. Жители Хндзореска занимались полевыми работами, скотоводством, садоводством и ремеслами. Его художники, плотники, портные, сапожники и ковроткачи были искусными мастерами, которые часто обслуживали и соседние деревни. Старый Хндзореск был довольно крупным селением с развитой системой социальных связей.

В 1950-х годах советские власти переселили жителей Хндзореска в более доступную деревню на вершине ущелья. Новое село назвали Новый Хндзореск. Последний житель Старого Хндзореска покинул свое пещерное жилище в 1958 году. Бывшие жители Старого Хндзореска все еще сентиментальны по отношению к своей деревне и иногда возвращаются, чтобы показать местность посетителям.

Легенда

Согласно популярной легенде, селение основали два брата-охотника Джанаган и Тавари. Однажды они отстреливали дичь в ущельях на востоке Армении и забрели в эту невероятно красивую местность. Природа и простор очаровали братьев и они решили поселиться здесь, вырыли себе жилища в пещерах и остались здесь жить. Со временем селение разрасталось и в округе появлялись новые скальные пещеры.

Архитектура и достопримечательности

Большинство жилищ когда-то были двух- и трехэтажными, а в некоторых даже были балконы. Планировка домов была довольно опасной в использовании, а местным жителям приходилось ежедневно рисковать при подъемах и спусках по плетеным лестницам. В составе скального пещерного города были не только жилые, но и складские помещения и, вероятно, отдельные комнаты для скота.

Старый Хндзореск за многие века своей истории перенес немало бед: прежде всего, военные разорительные набеги и землетрясения. Сегодня единственными сохранившимися постройками являются крепость Хндзореск, церковь Святой Рипсиме, церковь Святого Фаддея (обе церкви построены в XVII веке), колокольня, арки, руины анапатской церкви и старый центр письменности.

Еще одной изюминкой поселка стал 160-метровый подвесной мост, построенный в 2012 году. Мост соединяет Старый Хндзореск с Новым Хндзореском. Он возвышается над пропастью ущелья на 63 метра, поэтому переход по нему может вызвать массу эмоций и острых ощущений. Хндзореский мост стал своего рода аттракционом для туристов, желающих пощекотать себе нервы. Однако мост выполняет и важную логистическую функцию, соединяя старый и новый поселки.

Старый Хндзореск, несомненно, заслуживает того, чтобы его увидеть. Вам обязательно нужно посетить это необычное место, если вы не любите следовать проторенным туристическим маршрутам, а предпочитаете находить в путешествиях редкие и ценные жемчужины. Поездка из Еревана в Хндзореск занимает около четырех часов, и хотя в регионе обычно мягкие зимы, лучшее время для посещения - с апреля по ноябрь.

Old Khndzoresk near Goris

Old Khndzoresk is a historic village located on the steep slopes of a gorge in Syunik Province, Armenia, just 13 kilometers from the city of Goris. "Khndzoresk" translates from Armenian as "Apple", and many speculate that the many apples native to the region occasioned the village name. According to others, the village was once called Khor Dzor (Armenian Խոր Ձոր, Deep Abyss) due to its strange location on the steep slopes of a gorge. Both variants are plausible, for the ravine is indeed deep and the apples are plentiful.

Old Khndzoresk is famous for its canyon with picturesque rock formations and cave settlements which have captured the imagination of numerous Armenian writers and painters. Hikers and and anyone with an appreciation for nature will not want to miss this site!

History

The oldest surviving record of Khndzoresk dates to the 13th century Syunik historian Stepanos Orbelyan, yet we know that people have inhabited the ravine for thousands of years. At one time Khndzoresk was one of the largest villages not only in Syunik Province but in all of eastern Armenia.

18th-century Khndzoresk is known for its role in the liberation movement of David Bek village, and Khndzoresk Fortress served as a military base for national hero Mkhitar Sparapet from 1728-1730. In 1735, the village was visited by the Head of the Armenian Apostolic Church, Abraham Kretatsi, who gave a thorough description of the community in his writings. According to Kretatsi, at that time the Khndzoresk caves were used not only as dwellings but also as shelters. To reach the houses located at a height of 20-30 meters, residents had to clamber up and down with the help of ropes. The houses were arranged so that the roof of one served as a yard for the other and from a distance, the village resembled a large multi-story building.

The village population, which hovered around 4200 people in the 19th century, rose to 8300 by the turn of the 20th century. In 1913 there were 27 shops, 3 paint shops, leather workshops, seven schools and four churches in the village. The people of Khndzoresk engaged in fieldwork, cattle breeding, gardening and handicrafts. Its painters, carpenters, tailors, shoemakers and carpet weavers were skilled craftsmen who often served the neighboring villages too.

In the 1950s, Soviet authorities relocated the residents of Khndzoresk to a more accessible village on the top of the gorge, named New Khndzoresk. The last inhabitant left his cave dwelling in 1958, yet those who were born in Old Khndzoresk are still sentimental toward their village and sometimes return to show the area to visitors.

Legend

According to legend, the founders of the village were two hunter brothers, Janaghan and Tavari. To escape a Persian massacre, they fled and hid in the forest. After peace was established, the brothers went hunting and, chasing a deer, they found themselves at Khndzoresk Gorge. Fascinated by the place, the brothers decided to settle there, and the people of Khndzoresk have skillfully utilized the mountainous terrain for their livelihood and self-defense ever since.

Architecture and Sights

Most of the dwellings were once two-and three-story buildings, and some even had balconies. The perilous layout required some inhabitants to descend the cliffs with ropes in order to reach the entrance to their homes. Certain caves were used as storage rooms instead of homes.

Old Khndzoresk has suffered from multiple invasions and numerous earthquakes over the years. Today, the only remaining structures are Khndzoresk Fortress, Church of St. Hripsime, Church of St. Thaddeus (both 17th century), a bell tower, arches, the ruins of Anapat Church and an old center for writing.

A 160-meter-long swinging bridge, built in 2012, has became another highlight of the village. Khndzoresk Swinging Bridge provides access to New Khndzoresk village and breathtaking views of the caves below. As Khndzoresk Bridge swings 63 meters about the ground, it is not recommended for people who are afraid of heights.

A visit to Old Khndzoresk is highly recommended for tourists to Armenia. A drive from Yerevan to Khndzoresk takes approximately four hours, and although the region generally has mild winters, the best time to visit is from April to November.