Доходный дом Мелик-Азарянца, Тбилиси

История Тифлисского пассажа

Тифлисский пассажЕсть в Тбилиси огромный дом, растянувшийся на добрую часть квартала. Среди других городских построек он выделяется не только внушительными размерами, но и довольно экстравагантной архитектурой. Построили этот дом довольно быстро для тех времен – начали в 1912-ом и управились всего за три года. Дом обладал собственным электроснабжением, водопроводом, отоплением; были здесь художественная галерея и сад, наполненный экзотическими растениями; кинотеатр и фотосалон, и множество других удобств, о которых в то время люди могли только мечтать. Речь идёт о доходном доме Мелика-Азарянца – символе старого Тбилиси, построенном по проекту архитектора Николая Оболонского.

Когда Тбилиси ещё звался Тифлисом, купец Первой гильдии и владелец нефтяных месторождений Александр Мелик-Азарянц жил в этом городе и слыл человеком не только обеспеченным, но и щедрым. Он входил в правление благотворительного общества, не жалел денег на строительство больниц, школ и церквей. Однако жестокая судьба не обошла стороной доброго купца: в возрасте 22 лет умерла его любимая дочь Такуи. Безутешный отец долго горевал по Такуи, и чтобы унять боль от трагедии, все силы бросил на строительство роскошного дома в самом центре Тифлиса – в память о дочке. Лёгких путей купец не искал, он выбрал для закладки фундамента дома очень непростой рельеф. Здание получило глубокий фундамент, окруженный свинцовым каркасом, чтобы подземные воды не размывали его – беспрецедентный случай для Кавказа тех времен. Кроме того, строителям пришлось вколачивать сваи в каменистую почву, чтобы дом не свалился в овраг.

Но все технические детали меркнут, когда видишь причудливую архитектуру Доходного дома Мелик-Азарянца. Особенный интерес представляют скульптурные барельефные группы на эркерах и многочисленные гирлянды. Гирлянды эти – не что иное, как траурные венки, выражающие скорбь богача по дочери. Они обвивают фасад дома, служа печальным напоминанием о его горестной утрате. Другая деталь, посвященная Такуи – оконные проемы в верхнем ярусе на углу здания; они выполнены в форме слёз. Первый этаж и часть второго отделаны нешлифованным камнем. Дом окутывает множество легенд. Одна из них: в яму при закладке фундамента состоятельные друзья Мелика-Азарянца бросали деньги и драгоценности – на счастье. Говорят, многим тбилисцам не давала покоя мысль извлечь богатства, но сделать это не представлялось возможным, уж очень крепким получился фундамент. После революции здание было национализировано, а сам Мелик-Азарянц, так и не уехавший из страны, был лишен всех своих средств и поселился в маленькой комнате полуподвального помещения.

Сегодня горожане дом так и называют – «дом Азарянца» или просто «Азарянц». Роскошное строение с широкими витринами, башнями и эркерами используется в основном под магазины, но и люди там тоже живут. Это красивое сооружение привлекает взгляды гостей столицы, а тем, кто знаком с историей Мелик-Азарянца, напоминает об этом неординарном человеке. Может, напомнит и вам, когда вы будете прогуливаться по Тбилиси.

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

House of Melik-Azaryants, Tbilisi

The history of the Tiflis passage

Tiflis ArcadeThere is a huge house in Tbilisi that occupies a major part of the quarter. Among other urban buildings, it stands out not only with its impressive size, but also rather extravagant architecture. It was constructed relatively in short period for that times – they began in 1912 and managed to launch in three years. Unlike its peers, it had its own power supply, water pipes, heating; there were an art gallery and a garden full of exotic plants; cinema and a photo salon, and numerous other conveniences that people at that time could only dream of. This is all about the house of Melik-Azaryants –the symbol of old Tbilisi built according to the project of the architect Nikolay Obolonskiy.

When Tbilisi was called Tiflis, Aleksandr Melik-Azaryants, a merchant of the First Guild and the owner of oil deposit, was a famous, wealthy and generous resident of it. He was a member of the Board of Charity Community and openhanded to fund construction of hospitals, schools and churches. However, cruel life did not pass by the kind merchant: his favorite daughter Takui died at the age of 22. So overwhelmed by the grief of her loss and in order to soothe his pain from the tragedy, he invested all his strength into erection of a luxurious house in the center of Tiflis in the memory of his daughter. The merchant did not search for easy ways; the area he chose had rather complicated lay to put the foundation of the house. The building acquired a deep substructure surrounded with leaden framework so that underground waters would not wash it off. Such deep thought approach was an unprecedented case for the Caucasus of that period. Apart from that, builders had to drive piles in the rocky ground to keep the house from falling to the ravine.

Switching your attention to the exterior and a bizarre architecture of the House of Melik-Azaryants, one of the elements that eyes would catch is sculptures on the walls and numerous garlands. Garlands are nothing but mourning wreath expressing grief of the merchant for his daughter. The other details dedicated to Takiu are window frames on the upper layer in the corner of the building; they are done in the teardrop form. The first and partially the second floor are decorated with unpolished stone. The house is full of legends. One of them says that wealthy friends of Melik-Azaryants paid a visit during groundwork to throw money and jewelry to the foundation of the house for good luck. They also say that the idea of getting riches from there couldn’t leave some people, but it was not possible as the foundation came out very firm. After the revolution, the building was nationalized and Melik-Azaryants, who did not flee the country, was left without any means and moved to a small basement room in his own building.

The house is still called “Azaryants’s House” or just “Azaryants”. Splendid building with broad windows, towers and oriels mainly occupied by shops, but it has a residential area too. There is no way to skip this beautiful construction if you are walking in Rustaveli Avenue, and for those who know the history of Melik-Azaryants, it reminds of this unique and extraordinary person. Maybe it will remind you of him too, when you will explore Tbilisi.