Этикет и традиции трапезы в Кыргызстане

В Кыргызстане есть свои традиции приема пищи и правила этикета за столом, о которых стоит знать туристам.

В Кыргызстане хлеб играет важную роль в любой трапезе. На стол подается много лепешек (круглый плоский хлеб выпеченный в тандырной печи). Его разрывают руками на небольшие куски, и раскладывают по всему столу, чтобы каждый мог дотянуться. Хлеб никогда не расходуют впустую, так как он лучшее дополнение к любой еде. А когда продуктов мало, хлеб становится главной пищей.

Гостей за столом всегда усаживают на самые почетные места, и никогда не оставят голодными. Как только гость заканчивает одно блюдо, тут же подают тарелку с другим блюдом. Поэтому чтобы не переесть, и перестать получать новые блюда, потребуется несколько раз решительно отказаться.

Когда предлагается алкоголь – почти всегда это водка. И обязательно звучат тосты. К тому же, как только гости начинают пить алкоголь, им предлагают еще и еще, и трудно отказаться от такого количества алкоголя. Лучше не начинать пить алкоголь (даже если придется извиняться за отказ), ведь иначе вы можете пожалеть еще больше (если начнете пить и не сможете остановиться).

Часто трапеза заканчивается молитвой или простым изречением «Аминь». Высказывание «Аминь» сопровождается жестом, в котором люди складывают ладони как раскрытую книгу, а затем поднимают их вверх проводя около лица, и снова опускают.

Etiquette and Traditions in Kyrgyzstan

There are some traditions around food that travelers in Kyrgyzstan should be aware of, and some basic etiquette.

Bread plays an important part of any Kyrgyz meal. There will be plenty of lepeshki, or round loaves from the tandyr oven, on the table. These loaves are torn by hand into smaller pieces and spread around the table, where anyone can grab them. Bread is almost never wasted, since it plays such a crucial part of any meal, and because it is the most important food when other foods are scarce.

Guests occupy a place of honor at any meal, and will never leave a table hungry. As soon as a guest finishes a plate of food, another plate will be filled or another dish will be offered. It may take repeated and emphatic refusals in order to stop getting more food.

When alcohol is offered, it is almost always vodka shots accompanied by toasts. Again, once guests start drinking, it can be hard to refuse more drinks. It is often better not to start drinking, even if it means making up an excuse, if you think that you will regret it later on.

Meals often end with a prayer, or just a simple amen. Saying amen is accompanied by a simple gesture, where people cup their palms in front of them, and then raise their palms to their cheeks and then lower them again.