История Самары

400-летняя история Самары: от маленькой крепости до крупного города на Волге

История СамарыОфициальная история Самары начинается с 1586 года, когда на берегу реки Волга была построена крепость «Самарский городок». Приказ о строительстве форпоста на южных рубежах России был провозглашен царем Федором I Блаженным. И хотя соседнему ногайскому ханству дипломаты сообщили, что крепость нужна для общей защиты от воров и казаков, в действительности целью был контроль территории вокруг реки Волги, где проходили многие торговые пути.

Однако, доподлинно известно, что первые поселения были здесь еще в XIV веке. Здесь находилась торговая пристань с небольшим населением, что было отмечено еще на картах венецианских купцов того времени. Называлось она Самар. Кстати, название крепости, а в дальнейшем и города, происходит от одноименной реки Самара, которая впадает в Волгу.

Сначала в крепости «Самарский город» жили исключительно солдаты, но постепенно здесь развилась торговля и начали появляться дома за оборонительными стенами. Так в 1688 году Самара получила свое нынешнее название и статус уездного города. В начале XVIII века здесь стояло больше 200 дворов, и жило несколько тысяч человек, не считая различных купцов, которые привозили товары с Востока. Причем за это время город стал центром двух крестьянских восстаний, которые все же были жестоко подавлены.

В 1780 году в Самаре открылись различные государственные учереждения: казначейство, суды, городское правление и другие организации. И чтобы упорядочить развитие города, в 1782 году градоначальники утвердили генеральный план застройки.

Город рос: в 1850 году Самара стал центром новой Самарской губернии и здесь проживало 15 тысяч человек. А спустя полвека население увеличилось до 90 тысяч, а еще через 15 лет – до 150 тысяч человек. Еженедельно устраивались базары, три раза в год проходили крупные ярмарки, где можно было купить самые разные сельскохозяйственные товары. В 1877 году через город прошла Оренбургская железная дорога. Самарская пристань, принимавшая до 1000 кораблей за год, была одной из лучших на Волге. Помимо развитой торговли в окрестностях Самары наладилось выращивание пшеницы и город стал крупнейшим производителем муки во всей России.

В XX веке развитие Самары продолжилось. В 1917-1918 годах, после Февральской и Октябрьской революций, здесь утвердилась Советская власть. А в 1935 году город переименовали в Куйбышев, в честь известного государственного деятеля СССР. Название города сохранялось до 1991 года, когда произошел распад Советского Союза.

В годы Великой Отечественной Войны (1941-1945) сюда были эвакуированы люди и заводы с западных рубежей. А город стал центром военного авиастроения – именно здесь было построено более 80% всех самолетов Ил-2, который был одним из основных штурмовиков против немецкой авиации «Люфтваффе». Благодаря эвакуированным предприятиям производство в Самаре выросло в 5 раз, а население поднялось с 400 до 600 тысяч. За годы войны Самара внесла неоценимый вклад в победу над фашистской Германией.

В послевоенные годы Куйбышев закрепил за собой статус промышленного центра СССР. Авиационная промышленность продолжила свое развитие, а вскоре здесь сформировалась и ракетостроительная отрасль: Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества полет в космос, летел в ракете, собранной самарским аэрокосмическим предприятием «ЦСКБ-Прогресс». Помимо этого, в городе был мощный потенциал металлургической, нефтеперерабатывающей, тяжелой и легкой промышленности. Вместе с ростом экономики, увеличивалось и население: в 1979 году в Самаре проживало 1,2 миллиона человек. Причем это фактически максимальное население за историю города, и на сегодняшний день демографические показатели остаются на этом уровне.

Во времена перестройки и развала СССР Самара потеряла свое индустриальное значение. Продукция самарских заводов не соответствовала по качеству, военное производство стало нерентабельным, и в городе начался экономический кризис, который продолжался почти 20 лет. Но с началом XXI века ситуация стабилизировалась: предприятия перепрофилировались, получил развитие строительный сегмент. И сегодня Самара, начинавшая свою историю с маленькой крепости, является одним из ведущих городов России, как по населению, так и по культуре, науке, промышленности.

Samara History

400-year-old history of Samara, from a small fortress to large city on the Volga

History of SamaraThe official history of Samara begins from 1586, with the construction of “Samara township” fortress on the Volga. An order to construct an outpost on the Russia’s southern borders was issued by Tsar Feodor I the Blessed. Although the diplomats told to the neighboring Nogai Khanate that the fort was needed for overall protection from thieves and Cossacks, in fact, the purpose was to control the area around the Volga, which was a crossroads of many trade routes.

However, it is known for certain that the first settlements sprang up there in the XIV century. There was a sparsely inhabited trade quay, which was already plotted on the maps of Venetian merchants of that time. Its name was Samar. By the way, the fortress name, and later, that of the city originated from the similar-named Samara River, which flows into the Volga.

Initially, the "Samara Township" fortress was only inhabited by soldiers, but gradually it had trade developing and houses being built behind its defensive walls. So in 1688 Samara got its present name and was incorporated as a county-level city. At the beginning of the XVIII century, it numbered more than 200 yards, inhabited by a few thousands of people, excluding the various merchants who were bringing goods from the East. During this period, the city was the center of two peasant uprisings which, however, were severely suppressed.

In 1780 Samara opened various government institutions: the treasury, courts, municipal government and other organizations. And in order to arrange the development of the city, in 1782 the city administrators approved a master structure plan.

The city was growing: in 1850, Samara with the population of 15,000 people became the center of a new Samara province. A half-century later, the population increased to 90,000, and in another 15 years - up to 150,000 people. Every week the city had markets, and three times a year held large trade fairs, to sell all kinds of agricultural products. In 1877, the Orenburg railway was built through the city. Samara quay, taking up to 1,000 ships a year, became one of the best on the Volga. While in the outskirts Samara developed wheat growing in addition to the well-established trade, thus the city became the largest flour producer in all Russia.

In the XX century Samara continued its development. In 1917-1918, following the February and October revolutions, the Soviet power came there. In 1935 the city was renamed Kuybyshev, in honor of the famous Soviet statesman. This name remained until 1991, up to a collapse of the Soviet Union.

During the Great Patriotic War (1941-1945) Samara received people and plants evacuated there from the western borders. The city having become a center of military aircraft industry, built over 80 percent of IL -2, one of the main attack aircrafts against German aviation “Luftwaffe”. Thanks to the enterprises, evacuated to Samara, its production increased by 5 times, while its population rose from 400,000 to 600,000. During the war, Samara made an invaluable contribution to the victory over Nazi Germany.

In the postwar years, Kuybyshev confirmed its status as the USSR’s industrial center. It developed the aviation industry, and soon set up the rocket industry there: Yuri Gagarin made the space flight first ever in the history of mankind by the rocket assembled by the “CSDB Progress” Samara Aerospace Enterprise. In addition, the city has a strong capacity in smelting, refining, heavy and light industries. Along with the growth in economy, there was also a growth in population: as of 1979, Samara was home to 1.2 million people. And this is the actual maximum population in the city’s history, and today the demographic indicators keep the same level.

In the days of perestroika and Soviet collapse, Samara has lost its industrial importance. The products of Samara plants did not meet the quality, the military production became unprofitable, and the city experienced an economic crisis that was lasting almost 20 years. But with the beginning of the XXI century, the situation stabilized; the enterprises changed the line of business while the construction segment gained momentum. Today, Samara, which began its history with a small fortress, is one of leading Russian cities, in population as well as in culture, science and industry.