Поселок Шлюзовой

Поселок Шлюзовой – уголок Петербурга в Тольятти

Поселок Шлюзовой, Тольятти
источник: lince.ru

Тольятти – типичный индустриальный город, похожий на многие промышленные города, построенные вокруг крупных предприятий: типовая застройка жилых кварталов, прямые расчерченные улицы, серые административные здания. Но вряд ли в других городах, вы найдете такой памятник-пародию на целую эпоху – поселок для рабочих, выстроенный в стиле архитектурного классицизма.
Поселок Шлюзовой для строителей шлюзов на Куйбышевской ГЭС закладывался в чистом поле на абсолютно пустом месте. Изначально поселок был рассчитан на более чем семь тысяч жителей и предполагал строительство жилых домов, построенных по примеру петербургской дворцовой архитектуры XVIII века, украшенных лепкой, арками, карнизами, шпилями, башенками, балюстрадами и прочими элементами декора.
Только когда строительство уже стартовало, проект был пересмотрен и скорректирован под более скромный и повседневный.
Таким образом, первые здания поселка стали достоянием города, осколками грандиозного проекта, которому так и не суждено было осуществиться.
Таким зданием-шедевром считается шестиэтажный дом с башней на улице Крылова. К нему примыкает единственное здание с портиком и арочным проемом. Эффектная башня открывает перспективу улицы и одновременно соединяет ее с набережной.
Здание больницы тоже памятник архитектуры: высокие потолки, арочные своды, лепнина, бордюры. Ее центральный вход, больше похожий на театральные ступени, украшает классический портик с шестью дорическими колоннами и приковывающей взгляд аркой.
Памятниками архитектуры признаны и жилые дома вдоль улицы Носова. Их фасады могут служить эталоном ленинградской школы проектирования и образцом удачного проявления идей классицизма. На всех зданиях набережной портик в два этажа, включающий четыре колонны. Треугольный фронтон над ним дополнен круглым чердачным окном. Арочные окна наверху, оконные карнизы, балясины в нишах под окном, полукруглые двухэтажные эркеры, верх которых превращен в балкон – таков по задумке обычный облик домов поселка.
Угловой дом на набережной повторяет стилистику соседних зданий и в угловой части имеет изящный полуциркульный портик без фронтона.
Все дома вдоль набережной неразрывно связаны единством стиля: декоративные стенки, связки с арочными проемами образуют непрерывный визуальный ряд.

Shluzovoi village

Shluzovoi village, a piece of Petersburg in Togliatti

Shluzovoi village, Togliatti
source: lince.ru

Togliatti is a typical industrial city, like many industrial cities which were built around large enterprises: typical buildings of residential quarters, straightly lined streets, gray administrative buildings. However you will hardly find another city with the similar monument parody to the whole epoch: a worker township which was built in the style of architectural classicism.

The Shluzovoi village for builders of sluices at the Kuibyshev hydropower station had been constructed in the blank space. Initially, the settlement was designed for not more than seven thousand inhabitants, and implied the building of dwelling houses for residents in imitation of St. Petersburg architecture of the 18th century which сould have been decorated with moldings, arches, cornices, steeples, cupolas, balustrades and other decoration elements.

Only when the building had been already started, the project was revised and corrected having become more modest and habitual.

Thus, the first buildings of the township became the city’s places of interest, fragments of the ambitious project, which did not come true.

The six-storey house with a tower on the street Krylov is considered to be one of such a masterpiece buildings. The only building with a portico and an arched aperture is attached to the house. Its spectacular opens up the street view and at the same time serves as a connection with the embankment.

The hospital building is a monument of architecture: high ceilings, arched domes, moldings, borders. Its central entrance, which is like more a theater stage, is decorated with a classical portico with six Doric columns and eye-catching arch.

The houses along the street of Nosova are also considered as monuments of architecture. Their facades can serve as an example of Leningrad design school and a model of successful demonstrations of the classicism ideas. There are two stories porticos in all bank side buildings, including four columns. A triangular pediment above is completed with a round attic window. Arched windows on the top, window cornices, balusters in recesses under windows, semicircular two-story bay windows, top of which turned into a balcony - this is conceived a regular image of the houses of the village.
Corner house on the embankment is repeating the style of neighboring buildings, and in its corner part has gracing semicircular portico without pediment.
All houses along the embankment are unified in the style: decorative wall, with arched openings bundles form a continuous visual line.