Церковь Димитрия на Крови

Церковь Димитрия на Крови: напоминание о самом загадочном происшествии в истории города

Церковь Димитрия на Крови в УгличеЦерковь Димитрия на Крови является частью Угличского Кремля и одной из известнейших достопримечательностей Углича. Этот характерный для конца XVII века бесстолпный пятиглавый храм с трапезной поражает богатством декора фасадов, выделяясь среди других храмов Углича красными стенами, белоснежными наличниками и ярко-голубыми куполами. В целом фасад со всеми его украшениями имеет довольно нарядный вид, что совсем не соответствует печальному событию, в память о котором была выстроена Церковь Димитрия на Крови.

15 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб юный царевич Дмитрий – последний из наследников Ивана Грозного. Летописи Смутного времени полны мрачных историй о гибели царевича, но подлинные причины смерти последнего из Рюриковичей так и не были выяснены. Однако самой популярной версией стало хладнокровное убийство, якобы подстроенное Борисом Годуновым, метившим на царский престол. Эта версия была настолько известна и обсуждаема, что позднее даже легла в основу знаменитой исторической пьесы «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина.

Церковь Дмитрия на Крови стоит на крутом берегу Волги, но первоначально на этом же самом месте в память о царевиче построили деревянную часовню. Позже, в 1603 году, часовню заменили на деревянную церковь, и только в 1692 году вместо деревянной была возведена церковь из камня.

В храмовой части церкви сохранилась старинная настенная роспись, изображающая гибель царевича Дмитрия и расправу толпы над предполагаемыми убийцами. Стилистически она похожа на монументальную ярославскую и костромскую живопись XVII века, но значительно уступает ей в изяществе и цветовой гамме. Роспись стен в трапезной была выполнена позже в 1788 году Петром Хлебниковым. В реалистичной манере он изобразил сцены из традиционного ветхозаветного библейского сказания «О сотворении мира и грехопадении Адама и Евы».

В интерьере храма также большой интерес представляет старинная расписная и украшенная коваными металлическими накладками дверь трапезной, которая сохранилась со времен постройки церкви. Кроме того, в храме выставлен печально известный «ссыльный» колокол – тот самый, звон которого огласил воздух в день гибели царевича. Колоколу вырвали язык и отправили в ссылку, и лишь спустя долгое время он был возвращен в Углич.

Сегодня Церковь Димитрия на Крови принадлежит местному музею, вход в неё платный.

Church of St. Dmitry on the Blood

Church of St. Dmitry on the Blood: a reminder of the most mysterious incident in the history of the city

Church of St. Dmitry on the Blood in UglichThe Church of St. Dmitry on the Blood is part of the Uglich Kremlin. Distinctive for the end of the XVII century, this pillarless, five-domed church with a refectory strikes with extraordinarily rich decoration of facades, standing out among other Uglich churches with red walls, snow-white platbands and bright blue domes. Generally speaking, the facade with all its decorations has a rather elegant look inconsistent with the sad event, the Church of St. Dmitry on the Blood was built in memory of.

On May 15, 1591 young tsarevich Dmitry, the last heir of Ivan the Terrible died in mysterious circumstances. The chronicles of the Time of Troubles full of gloomy stories about the death of the tsarevich, but the real causes of death of the last Rurik has never been found out. However, the most popular version was a cold-blooded murder, allegedly plotted by Boris Godunov, the pretender to the throne. This version was so well known and argued, that later on it provided the basis for the famous historical play “Boris Godunov” by Alexander Pushkin.

The Church of St. Dmitry on the Blood stands on a steep bank of the Volga, but initially at the same location there was a wooden chapel built in memory of the tsarevich. Later on, in 1603, the chapel was replaced by a wooden church, and only in 1692 a church of stone was erected in lieu of that wooden one.

The templar part of the church has preserved ancient wall painting depicting the death of tsarevich Dmitry and a massacre of the crowd over the alleged killers. Stylistically, it looks like a monumental Yaroslavl and Kostroma painting of the XVII century, but is much inferior to it in grace and colors. The wall painting in the refectory was done later, in 1788, by Pyotr Khlebnikov. In a realistic manner, he depicted scenes of the traditional Biblical legend from the Old Testament "On the Creation of the World and the Fall of Adam and Eve”.

Decorated with wrought metal plates, the refectory ancient painted door, extant from the time when the church was built is also of great interest in the interior design of the temple. In addition, the temple displays an infamous “exiled” bell - the very bell whose toll shook the world at the day of tsarevich death. The bell tongue was drawn and the bell itself was sent into exile, and only after a long time it was returned to Uglich.

Today the Church of St. Dmitry on the Blood belongs to the local museum, the admission to it is paid.