Калаи-Хумб, Таджикистан

Калаи-Хумб, Таджикистан

Калаи-Хумб – небольшое село на реке Пяндж, и один из первых населенных пунктов на маршруте по Памирскому тракту после Душанбе. Необычное название этого поселения переводится с персидского языка как «Крепость на Хумбе» - здесь протекает река Обихумбои, впадающая в Пяндж. Также, Калаи-Хумб является административным центром Дарвазского района в Горно-Бадахшанской автономной области.

История Калаи-Хумба началась в XV веке, когда здесь была построена крепость. Сначала это был аванпост на границе Памира, защищавший восточную окраину империи Тимуридов. Позднее Калаи-Хумб стал столицей независимого ханства Дарваз, просуществовавшего до конца XIX века. Некоторое время он входил в состав Бухарского ханства, а с приходом советской власти стал районным центром в Горно-Бадахшанской области, части Таджикской ССР. Последним значимым событием в истории Калаи-Хумба стала Афганская война 1979-1989 годов, когда здесь была организована одна из переправ советских войск в Афганистан.

Калаи-Хумб, Таджикистан
Калаи-Хумб, Таджикистан
Калаи-Хумб, Таджикистан

Калаи-Хумб находится прямо на границе с Афганистаном, и неподалеку расположен один из трех мостов через реку Пяндж. Рядом с этим мостом периодически организовывали воскресный базар, когда со стороны Афганистана прибывали торговцы, однако в последнее время такие базары в Калаи-Хумбе не проводятся.

Сегодня Калаи-Хумб тихий уютный городок с населением 1600 человек, в котором можно найти несколько гостевых домов или остановиться в роскошной гостинице «Карон-палас». Расположенный на высоте 1200 метров над уровнем моря, Калаи-Хумб имеет приятный климат для такого сурового региона как Памир. Поэтому путешественники, отправляющиеся по Памирскому тракту из Душанбе, обычно делают первую остановку именно здесь.

Kalai-Khumb, Tajikistan

Kalai-Khumb, Tajikistan

Kalai-Khumb (a.k.a Qal'ai Khumb, Qal'a-i-Khum) is a small village on the river Panj and one of the first settlements on the route to Pamir Highway after Dushanbe. Unusual name of the village is translated from Persian as “Fortress on the Khumb” as there is a river Obikhumboi flowing into river Panj. Kalai-Khumb is an administrative center of the Darvaz district in Gorno-Badakhshan autonomous region.

The history of Kalai-Khumb began in the 15th century when the first fortress was built there. First, it was an outpost on the border of Pamir protecting the eastern side of the Temurids Empire. Later Kalai-Khumb became the capital of the independent Darvaz Khanate that existed until the end of the 19th century. It was a part of the Bukhara Khanate for some time, and during the Soviet rule, it turned into a regional center of the Gorno-Badakhshan region, part of the Tajik SSR. The last significant event in the history of Kalai-Khumb was the Afghan War during 1979-1989, when one of the troops crossing to Afghanistan was organized there.

Kalai-Khumb, Tajikistan
Kalai-Khumb, Tajikistan
Kalai-Khumb, Tajikistan

Kalai-Khumb is located on the border with Afghanistan and there is one of the three bridges across river Panj. There used to be Sunday market near this bridge, where merchants arrived from Afghanistan. Though there is no such market in Kalai-Khumb now.

Today Kalai-Khumb is a quiet cozy town with population of 1600 people. There are few guesthouses and a decent hotel “Karon Palace”.

Located on the height of 1200 m above sea level, Kalai-Khumb has a mild climate for such severe region as Pamir. Thus, travelers driving to Pamir Highway from Dushanbe usually make their first stop there.