Дом-музей Мубораки Вахани

Гений из селения Ямг

В середине Ваханского коридора, в колоритном памирском поселении Ямг находится очень интересная достопримечательность – дом-музей Мубораки Вахани. Это местный житель, который провел всю свою жизнь, с 1842 по 1902 год, в своем родном селе Ямг, и не имея никаких сведений о развитии мировой науки, стал ученым и философом, изобретателем и поэтом. Порой его даже сравнивают с Леонардо да Винчи, ведь как всемирно известный творец, Мубораки Вахани сам придумывал и творил.

Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт

Сегодня с работами и изобретениями талантливого ученого с Памира можно познакомиться именно в его доме-музее, где собраны самые разнообразные экспонаты, а общая обстановка сохранилась первозданной, так что можно увидеть быт, который был присущ поселениям Памира тысячелетия. Здесь можно познакомиться с обустройством жилых помещений, с различными атрибутами в обстановке, которые имели свой сакральный смысл, а также с художественным оформлением памирских домов. Кроме того, среди экспонатов есть повседневные предметы и музыкальные инструменты, созданные руками Мубораки Вахани.

Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт

Немалый интерес представляет и каменный астрономический календарь, придуманный Мубораки Вахани, и разбросанный по окрестным горам. Недалеко от дома-музея находится камень с отверстием, а на склонах гор расположены похожие камни-окна, и в определенные дни года солнечный свет или свет звезд можно было увидеть через эти пары камней. Таким образом, он определял дни весеннего и осеннего равноденствия, и делал другие измерения.

Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт

Однозначно, любой путешественник, отправляющийся по Памирскому тракту, должен посетить этот дом-музей, потому что более натурального и живописного примера жизни памирского народа не найти. Здесь можно полноценно окунуться в атмосферу сельской жизни, познакомиться с местными верованиями, культурой и традициями.

Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт
Дом-музей Мубораки Вахани, Памирский тракт

House-museum of Muboraki Wakhani

Genius from the village of Yamg

The house-museum of Muboraki Wakhani is a very interesting sight located in the middle of the Wakhan corridor, in the colorful village of Yamg. He was born and lived there all his life, from 1842 to 1902; amazingly, he became a scientist and philosopher, inventor and poet with no access to the development of the world science. He is sometimes compared to Leonardo da Vinci; like da Vinci, Muboraki Wakhani also created and worked himself.

House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway

Today works and inventions of this talented scientist from Pamir can be viewed in his house-museum where different exhibits are gathered, and the interior has been preserved, so you can see the lifestyle peculiar to villages of Pamir for centuries. There you can learn the arrangement of residential houses, various items that had some sacral meaning as well as decoration of Pamirian houses. Moreover, there are everyday life items and musical instruments among the exhibits created by Muboraki Wakhani.

House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway

It is worth paying attention to the stone astronomical calendar invented by Muboraki Wakhani scattered around the surrounding mountains. There is a stone with a hole not far from the house-museum and similar stone-windows are on the mountain slopes, so on particular days of the year, the sunlight or light of stars can be seen through these pairs of rocks. This way he defined days of vernal and autumn equinox, and made other measurements.

House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway

Any traveler taking Pamir Highway tour should definitely pay a visit to this house-museum, as you will find nothing more natural and vivid that shows lifestyle of Pamirians. It will take you to the atmosphere of village life; you will learn more about local beliefs, culture and traditions.

House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway
House-museum of Muboraki Wakhani, Pamir Highway