Гулькамские теснины

Путь по реке между отвесных скал

Гулькамские теснины – необычная природная достопримечательность в одном из ущелий на северо-восточных склонах горы Большой Чимган. Они интересны тем, что за миллионы лет воды небольшой горной речки Гулькамсай пробили в толще камня глубокий длинный коридор, который превратился в узкий каньон с отвесными стенами высотой в несколько десятков метров. Здесь солнечные лучи достигают дна каньона лишь в полуденные часы.

Попасть сюда несложно, и это немного экстремальное место регулярно посещают любители гор: некоторые устраивают ночевки у входа в каньон, но обычно Гулькамские теснины проходятся за 5-6 часов, так что можно устроить однодневный тур из Ташкента. Сначала необходимо добраться до начала тропы между поселком Чимган и турбазой, затем подняться на перевал Песочный (1820 метров), откуда открывается отличная панорама чимганских гор, после чего начинается спуск в ущелье реки Гулькамсай. Этот путь преодолевается за 2 часа, и требует определенной подготовки и физической выносливости.

Гулькамские теснины
Гулькамские теснины
Гулькамские теснины

Поначалу, вход в Гулькамские теснины не предвещает ничего интересного – небольшая шумная река исчезает между двух расходящихся скал, но стоит пройти несколько десятков метров, и вот вы уже на огромном валуне, где виден небольшой 10-метровый обрыв и звонкий водопад. Спуститься можно только по уступам левой скалы, да и то с веревкой. Без страховки спуститься можно, но здесь нужна отличная сноровка.

После практически вертикального спуска идет несколько ванночек, и чтобы не промокнуть, провешиваются страховочные «перила», и участники похода идут по гладким наклонным камням, спускаются по уступам. Весь экстремальный участок имеет протяженность всего несколько десятков метров, но этого хватит, чтобы получить массу впечатлений.

Гулькамские теснины
Гулькамские теснины
Гулькамские теснины

При этом для новичка это будет действительно экстрим, а опытный горный турист получит хорошую тренировку, которая дополнится завораживающими видами на отвесные скалы. Пройдя последний участок при помощи альпинистской веревки, можно увидеть на скале памятную табличку, которая напоминает всем, что горы не прощают ошибок. Трагедия случилась в 2006 году, когда группа туристов решила пройти теснины в период сильных дождей. Тогда по ущелью прошел сель из камней и глины и люди погибли, оказавшись в длинной ловушке. Так что, собираясь в Гулькамские теснины – стоит внимательно ознакомиться с прогнозом погоды.

Стоит отметить, что после экстремального этапа Гулькамские теснины продолжаются еще несколько сотен метров, а затем постепенно скалы расходятся, и вы оказываетесь среди небольших холмов, за которыми прячется Чарвакское водохранилище. Для тех, кто не хочет испытывать экстрим, есть обходные маршруты, которые позволят посмотреть всю красоту Гулькамского каньона со стороны. Но какой бы маршрут вы ни выбрали – поход в эти места надолго останется в памяти.

Достопримечательности

Развлечения и досуг

Gulkam Canyon

Road along the river between the cliffs

Gulkam Canyon is a marvelous natural sight in one of the gorges in the north-east on the slopes of the Greater Chimgan Mount. This place is remarkable with that during million years, waters of a small mountain river Gulkamsay created there a hole on the rock in the form of a long corridor that turned into a narrow canyon with cliffs high up to hundreds feet. Sun rays reach the bottom of canyon only in the noon hours.

In reality it is not hard to get there; this extreme place is visited regularly by mountain lovers, some have an overnight near the entrance to the canyon, but usually Gulkam Canyon can be done in 5-6 hours so you can have a one-day tour from Tashkent. First you need to get to the beginning of the path between Chimgan village and tourist camp (locals call it turbaza) then continue towards the Pesochniy (Sandy) pass (1820m) where you will have a magnificent view of the Chimgan Mountains, followed by a slope down to the gorge of Gulkamsay river. This road can be overcome in two hours and requires special physical training and endurance.

Gulkam Canyon
Gulkam Canyon
Gulkam Canyon

At the beginning, entry to the Gulkam Canyon does not seem to be promising an excitement with only a small river between two cliffs, but after you go further for some time, and you will find yourself on a huge boulder where you can see a 10m beautiful waterfall. Getting down is possible only off the ledge of the left cliff and only with the help of a rope. You can do it without safety rope but you must have rock climbing skills.

After practically a vertical slope there are several ”baths” and in order not to get wet, there safety railing is hanged, and tour participants walk along the inclined rocks and ledges. The entire extreme part stretches to dozens of meters. It may seem not that long but it will definitely give a delightful experience and impressions.

Gulkam Canyon
Gulkam Canyon
Gulkam Canyon

Herewith, it will be a real extreme for a newcomer, whereas an experienced mountain tourist will get a good training that will be topped up with charming views of cliffs. Passing the last part with the help of the alpinist rope, you can see on the rock a memory note that reminds everyone that mountains do not forgive mistakes. The tragedy took place in 2006 when a group of tourists decided to go to the canyon during heavy rains season. There was a mudflow that took lives of people as they were trapped. Thus, if you are planning to go to the Chimgan Canyon, it’s recommended to check the weather forecast in advance.

It is worth noting that after the extreme part, the Gulkam Canyon stretches further for hundreds of meters and then cliffs go apart. Here you will find yourself among few small hills that have the Charvak Reservoir behind them. For those who are not into extreme, there are round ways that will open up the beauty of Gulkam Canyon from the side. Whatever route you choose, no any doubt that the trip to these places will stay with you forever.