Новейшая история Узбекистана

Российская империя

Новейшая история Узбекистана

 В результате вооруженного вторжения Российских войск в 60-е годы XIX века Кокандское ханство было ликвидировано и 11 июля 1867 образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Бухарский эмират и Хивинское ханство получили статус протектората.

Власть в крае сосредоточилась в руках генерал-губернатора, осуществлявшего все военное и гражданское управление.

Новое правительство сделало акцент на аграрный сектор экономики Узбекистана: здесь стали выращивать хлопок для нужд российской промышленности. Были построены хлопкоочистительные и маслобойные заводы, началась добыча полезных ископаемых, построена Закаспийская железная дорога, связавшая Среднюю Азию с европейской частью России. 

Советский Узбекистан

Осенью 1917 в Ташкенте была провозглашена Советская власть и Туркестан получил статус Советской республики в составе РСФСР. Несогласные с этим решением националисты ушли в горы, откуда развернули военно-политическое партизанское движение за суверенитет родного края. С 1917 по 1921 года на территории Средней Азии шла борьба между партизанами и отрядами Красной армии, которая закончилась победой Советов. В 1924 г. было образовано пять новых республик в составе СССР. В их числе Узбекская ССР, просуществовавшая до 1991 года.

В первые годы советской власти в Узбекистане проводят ликвидацию безграмотности и строительство школ, однако, разрушают традиционный уклад жизни и культуры. В 30-е годы XX в. идет активная индустриализация Узбекистана: строятся крупные заводы и фабрики легкой и тяжелой промышленности, на базе которых строятся новые города и реконструируются старые. Тогда же Узбекистан сильно страдает от сталинских репрессий, в жернова которой, попадают видные политики и деятели культуры Узбекистана.

Во время Второй мировой войны значительная часть трудоспособного мужского населения союзных республик отправляется на фронт, а в республики Средней Азии, в том числе и в Узбекистан, эвакуируются важнейшие союзные предприятия и жители затронутых войнов регионов страны. Именно в этот период Ташкент, ставший своеобразным центром эвакуации, давшим приют беженцам со всего Союза, начинают называть Хлебным городом и Городом дружбы народов. 

В 1966 году произошло сильное землетрясение в Ташкенте, разрушившее большую часть старого Ташкента, в связи с чем, город был застроен заново в советском стиле строителями, съезжавшимися со всего СССР. В 1977 году в Ташкенте начал работать первый метрополитен в Средней Азии.

Независимый Узбекистан

В связи с распадом СССР, 31 августа на внеочередной VI сессии Верховного Совета была провозглашена независимость Узбекистана. 1 сентября был объявлен Днем независимости Узбекистана. Республику Узбекистан в качестве независимого государства официально признали свыше 180 государств мира. 2 марта 1992 г. Узбекистан стал членом ООН. 8 декабря 1992 года была принята новая Конституция Республики Узбекистан.

Музей Амира Темура, Ташкент
Дворец форумов, Ташкент
Арка Эзгулик, Ташкент

Стержнем новой политической системы Узбекистана стала президентская форма правления, в которой сконцентрированы полномочия Президента, как главы государства, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

С обретением независимости Узбекистан взял курс на построение демократического государства с рыночной экономикой. Республика получила возможность самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Ныне Узбекистан является членом Организации экономического сотрудничества, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной организации труда, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других авторитетных организаций.

Древнейшие государства в истории Узбекистана
Раннее средневековье в истории Узбекистана: V - XI вв.
История Узбекистана: средневековье XI - XVI вв.

Recent History of Uzbekistan

Russian Empire

Recent History of Uzbekistan

As a result of an armed invasion of Russian troops in the 60-ies of the 19th century the Kokand Khanate was abolished and the Turkestan Governor-Generalship was established on July 11, 1867. The Emirate of Bukhara and the Khiva Khanate received the status of a protectorate.

Power was concentrated in the hands of the governor-general, who carried out all the military and civil administration.

The new government focused on the agricultural sector of Uzbekistan economy: it resulted in the cotton growth for the needs of Russian industry. Gin houses and cottonseed oil mills were built, mining operations began, the Trans-Caspian railway was built, which connected Central Asia with European part of Russia. 

Soviet Uzbekistan

In the autumn of 1917 the Soviet power was proclaimed. Turkestan was granted the status of the Soviet Republic within the RSFSR. Nationalists, disagreed with this decision, went to the mountains, from where started a fierce guerrilla war for the sovereignty of their native land. From 1917 to 1921 in Central Asia there was a struggle between guerillas and troops of the Red Army, which ended with the victory of the Soviet Union. In 1924 five new republics within the USSR were established, including the Uzbek SSR, whish existed until 1991.

In the first years of the Soviet power in Uzbekistan many measures were directed to the liquidation of illiteracy and construction of schools. At the same time the traditional life style and culture were destroyed. In the 30-ies of the 20th century an active industrialization of Uzbekistan took place: large plants and fabrics of light and heavy industry were constructed, new cities were built near these plants, and old cities were reconstructed. During that period Uzbekistan suffered from Stalin’s political repressions: among the victims there were leading politicians and cultural figures of Uzbekistan.

During the World War II of 1941-1945 the male population of the republics of the Soviet Union were taken to the front and the most important enterprises and people were evacuated to the republics of Central Asia, including Uzbekistan. During this period, Tashkent became a kind of evacuation center, which gave a shelter to refugees from the whole Soviet Union, and was called the City of Bread and the City of Friendship of Nations.

In 1966 a heavy earthquake in Tashkent destroyed the major part of the old city. In this connection the city was rebuilt in the Soviet style by the architects, coming from all over the USSR. In 1977 the Tashkent metro was put into operation. It was the first metro in Central Asia.

Independent Uzbekistan

In connection with the collapse of the USSR, the political independence of Uzbekistan was proclaimed at the extraordinary VI session of the Supreme Council on august 31, 1991.

Amir Temur museum, Tashkent
Palace of International Forums, Tashkent
Ezgulik Arch, Mustakillik square

The 1st of September was announced the Independence Day. The Republic of Uzbekistan was officially recognized as an independent state by 160 countries around the world . On March 2, 1992 Uzbekistan became a member of the UN. On December 8, 1992 a new Constitution of the Republic of Uzbekistan was adopted. The core of the new political system in Uzbekistan became a presidential form of government, in which the power of the President, as head of the state, and executive power were concentrated.

Since gaining the independence, Uzbekistan took a course to build the democratic state with market economy. The republic obtained the opportunity to independently conduct the foreign economic activity. Today, Uzbekistan is a member of the Organization for Economic Cooperation, the European Bank for Reconstruction and Development, the International Monetary Fund, the International Labour Organization, Shanghai Cooperation Organization and other reputable organizations.

Ancient States in Uzbekistan
Early Middle Ages in Uzbeksitan: 5th-11th centuries
Middle Ages in Uzbekistan: 11th-16th centuries