Медресе Саид Ахмад-Ходжа, Маргилан

Медресе Саид Ахмад-Ходжа в историческом центре Маргилана

Медресе Саид Ахмад-Ходжа было сооружено в конце XIX века. Это один из самых "молодых" памятников Маргилана, которому чуть больше 200 лет. Медресе присущи гармоничность композиции, соразмерность элементов здания и рациональные конструкции. Основу комплекса составляют само медресе и  мечеть, состоящая из зала и айвана с расписными потолками.

Медресе Саид Ахмад-Ходжа отличает не совсем традиционная архитектура: в ее постройке применялись как восточные приемы так и европейские. Так, внутри квадратного двора находится мечеть, а сам двор с рядами стрельчатых арок по периметру окружен худжрами, что является типичной планировкой для восточной архитектуры таких зданий. Здание построено из жженого кирпича, но, учитывая местные сейсмические условия, мастера укрепили стены мечети, по-европейски, двухрядным деревянным каркасом, что позволило визуально расширить внутреннее пространство помещения.

Медресе Саид Ахмад-Ходжа, Маргилан, Узбекистан
Медресе Саид Ахмад-Ходжа, Маргилан, Узбекистан
Медресе Саид Ахмад-Ходжа, Маргилан, Узбекистан

Потолок зала расписан широкими красными и зелеными полосами, на которых выделяются цветы и вьющиеся побеги. Внутренние стены разделены изящным геометрическим орнаментом по ганчу на прямоугольных панно, в плоскости которых выделена ниша михраба.

В 2007 году здание медресе Саид Ахмад-Ходжа было реконструировано, к памятнику подведена широкая дорога, а вокруг был разбит сад. Старые чинары с раскидистыми кронами и широкий арык, протекающий через внутренний двор медресе, создают в жаркие дни тень и прохладу.

Медресе Саид Ахмад-Ходжа - действующее, в нем верующие изучают Коран и Хадисы, а в 26 худжрах, в которых два века назад жили ученики медресе, сейчас располагаются мастерские местных ремесленников, которые занимаются ткачеством, золотым шитьем, резьбой по дереву и чеканкой.

Said Akhmad-Khoja Madrasah, Margilan

The Said Akhmad-Khoja Madrasah in the Margilan historical center

The Said Akhmad-Khoja Madrasah was built at the end of the XIX century. This is one of the “youngest” Margilan monuments, aged a little more than 200 years. The madrasah boasts harmony of the composition, proportionality of the elements and rational design of the building. The basis of the complex is the madrasah itself and a mosque, consisting of a hall and ayvan with painted ceilings.

The Said Akhmad-Khoja Madrasah does not feature traditional architecture: its design rather combines both oriental and European styles. Thus, its square yard with rows of lancet arches along the perimeter is occupied by the mosque, and surrounded by khujdras – a typical plan for eastern architecture of that kind of buildings. The madrasah was built of brick, but with the local seismic conditions in view, the masters reinforced the walls of the mosque in European style – by two-lane wooden frame, which visually expanded the room interior space.

Said Akhmad-Khoja Madrasah, Margilan, Uzbekistan
Said Akhmad-Khoja Madrasah, Margilan, Uzbekistan
Said Akhmad-Khoja Madrasah, Margilan, Uzbekistan

The ceiling of the hall was painted in broad red and green stripes, with flowers and curling shoots applied on them. The interior walls are separated with elegant geometric ganch ornament on rectangular panels with a mihrab niche arranged in their plane.

In 2007, the Said Akhmad-Khoja Madrasah was reconstructed; the complex was added with a broad road and a garden around it. Old sycamores with spreading crowns and wide ditch running through the madrasah courtyard make shadow and shade in hot days.

The Said Akhmad-Khoja Madrasah is still functional; the believers study the Koran and Hadith there. Its 26 hujras, where the madrasah students used to live two centuries ago, are occupied now by workshops of local artisans, engaged in weaving, gold embroidery, wood carving and embossing.