Боржоми, Грузия

Обзор Боржоми

Боржоми - это оздоровительный курорт с горячими источниками, расположенный в южном регионе Самске-Джавахети в Грузии. Живописное место с населением 10 500 жителей находится в ущелье реки Агура на высоте 800 м над уровнем моря. Боржоми давно заслужил всемирную славу как отличный курорт с геотермальными минеральными источниками. Его удобное расположение в красивых горах Малого Кавказа круглый год привлекает множество туристов своими пейзажами, возможностью отдохнуть и оздоровиться.

Первое упоминание о минеральных водах Боржоми было сделано еще в 15 веке, но широкую известность Боржоми получил после того, как здесь исцелилась дочь царского наместника Евгения Головина. Один из источников был назван в честь девушки – Екатерининским, а второй в честь самого наместника – Евгеньевским. 

Боржоми, Грузия
Боржоми, Грузия
Боржоми, Грузия

Минеральная вода Боржоми стала известной маркой и визитной карточкой для Грузии. Как оказалось, целебные свойства воды благотворно влияют на пищеварительную систему, обмен веществ в организме, иммунитет. Сегодня минеральная вода «Боржоми» продается в более чем 30 странах мира. Образцы воды и историю бренда можно узнать в местном Краеведческом музее. Главный минеральный источник находится в Центральном парке Боржоми.

В Боржоми находятся десятки минеральных источников, оздоровительные комплексы и дома отдыха. Все они расположены в непосредственной близости от Центрального парка.

В административном центре Боржоми работает Туристический информационный центр, в котором вы можете приобрести карту местности, узнать о популярных туристических маршрутах и турах. Здесь же вам могут порекомендовать гостиницу в соответствии с вашими предпочтениями.

Современный Боржоми – один из популярных курортов Грузии, который подходит для экотуризма и семейного отдыха. По местной статистике, основной процент туристов здесь составляют гости из стран СНГ, Израиля, Польши и Германии. Наблюдение за птицами, изучение флоры и геологии Боржоми относятся к числу многих видов деятельности на природе, которые привлекают сюда туристов.

Достопримечательности Боржоми

Центральный парк Боржоми был реконструирован и открыт в 2005 году. В парке есть тематические и развлекательные аттракционы для детей, бассейн и кинотеатр. Также имеется канатная дорога, ведущая к площадке с живописным пейзажем.

Еще одна достопримечательность парка - статуя Прометея, которая стоит у основания небольшого водопада. Зрители часто удивляются, и даже недоумевают от того, что герой, связанный с огнем, стоит у стены воды.

Боржомское ущелье богато архитектурными и природными достопримечательностями. Здесь расположены памятники христианской культуры возрастом несколько столетий. Туристы и отдыхающие могут посетить Монастырь Святого Георгия, Монастырь Святого Спиридона Тримифунтского (X в.). В небольшой деревушке Даба расположена Церковь Святого Георгия, построенная в 1333 году. Церковь, украшенная грузинскими орнаментами, высечена прямо в скале и является популярным местом посещения у туристов.

В ущелье Боржоми также расположен Храм успения Пресвятой Богородицы в Тимотесубани (XII в.). Ежегодно 28 августа его посещают многочисленные христианские паломники.

Не менее интересно посетить крепость Сали, крепость Петра и крепость Георгия, в прошлом имевшие стратегическое значение. В случае нападения врагов на одну из крепостей, ее защитники оповещали других, чтобы они успели приготовиться к обороне.

Узнать больше об истории, культуре, достопримечательностях Боржоми, можно посетив Боржомский краеведческий музей. Он скопил около 40 тысяч экспонатов, повествующих о нескольких столетиях существования городка.

Каждую осень боржомцы отмечают День города - Боржомоба. В этот день готовятся блюда грузинской кухни, звучит грузинская национальная музыка, выступают танцевальные фольклорные коллективы и т.д.

Также, из Боржоми можно отправиться на экскурсию в Ахалцихе, Аспиндзу и пещерный город Вардзия -самостоятельно на маршрутке, или присоединиться к организуемым турам.

Ахлацихе и Аспиндза являются образцами многокультурного наследия Грузии. Оба имеют следы турецкого, арабского и персидского архитектурных стилей.

Вардзия - впечатляющий монастырский комплекс, вырезанный в скалах на крутом обрыве, все еще населенный монахами. Комплекс относится к XII веку.

Природа Боржоми

Национальный парк Боржоми-Харагаули расположен на окраине самого Боржоми и простирается до деревни Харагаули. Этот крупный массив хвойных лесов занимает примерно 1% от общей площади суши Грузии. Парк разделен на 6 районов, каждый из которых имеет хорошо сохранившиеся тропы, проходящие через нетронутый лес. Он содержит эндемичную флору и фауну, и представляет собой уникальную экосистему. В парке есть небольшие места для кемпинга, достаточные для размещения семей.

Озеро Кахиси – популярное место для однодневной экскурсии, расположенное в нескольких минутах езды от Боржоми. Озеро достаточно теплое для купания летом, а берега отлично подходят для кемпинга. Туристы могут насладиться походом к озеру из деревни Чобисхеви, которая предлагает посетителям интригующие достопримечательности: заброшенные советские постройки, древние языческие монолиты и гробницы.

Проживание в Боржоми

Многие отели в Боржоми предлагают полный комплекс услуг и лечение в серных и минеральных ваннах. В стоимость ночи входит полный пансион с доступом к бассейну, фитнес-залу, бильярду и другим услугам.

Кухня Боржоми

Местные вариации популярных грузинских блюд можно найти во многих ресторанах Боржоми. Такие блюда, как толма (фаршированная капуста), шашлык и кебаб, стручковый сыр и хлеб из лаваша, свидетельствуют о сильном влиянии армянского народа, из-за близости Боржоми к границам Армении.

Как добраться и путешествовать в Боржоми

Удобная компоновка Боржоми позволяет легко перемещаться по городу. Такси легкодоступны – поймать машину на улице довольно просто, но можно и вызвать такси по телефону. В последние годы стал популярным прокат велосипедов, и точки аренды расположены на основных улицах и в Центральном парке Боржоми.

Самый популярный транспорт, чтобы добраться в Боржоми - поезд. «Грузинские железные дороги» предлагают рейсы из Тбилиси, которые утром прибывают в Боржоми и ежедневно возвращаются в столицу вечером.

Также, можно поехать в Боржоми на маршрутке (микроавтобус) из Батуми, Кутаиси, Зугдиди и Тбилиси которые ежедневно курсирует с 7 утра до 10 вечера. В ночное время можно поехать на маршрутке со станции Дидубе в Тбилиси и с автовокзала в Батуми.

Окрестности

Borjomi, Georgia

Overview

Borjomi is a hydrothermal health spa resort in the southern region of Samskhe-Javakheti in Georgia. This picturesque valley of 10,500 residents lies within the Agura River gorge at an altitude of 800 m. Borjomi has an international reputation for its geothermal spring mineral water resources. Its accessible location in the beautiful Lesser Caucasus Mountains attracts tourists in search of nature, escape and enlightenment tourism opportunities year round.

Borjomi’s mineral waters were first mentioned as early as the 15th century but gained wider notoriety when the daughter of Evgeny Golovin, viceroy of the Russian Czar in the Caucasus, was cured there. The Yekaterinsky spring and the Yevgeniyevsky springs are named after them, respectively.

Borjomi, Georgia
Borjomi, Georgia
Borjomi, Georgia

Borjomi mineral water has become a well known brand and a calling card for Georgia. The sulfuric water’s healing properties are proven to be directly beneficial to the digestive system and metabolism. Today, Borjomi mineral water is sold in over 30 countries. Samples and history of the brand can be found in the Museum of Local Lore. The primary water source is found in Borjomi Central Park.

There are dozens of mineral spring health spas, recreation complexes, and rest houses in Borjomi. All of which are located within the vicinity of the Central Park. 

The tourist information center in central Borjomi provides maps and information pertaining to popular attractions in the park, hiking routes and walking tours. The center will also recommend accommodation according to your preferences.

Modern Borjomi is perfect for ecotourism activities and family rest. According to local statistics, most tourists are from CIS countries, Israel, Poland and Germany. Bird watching, amateur botany and geological interests are among the many nature based activities which draw visitors.

Must See Attractions

Borjomi Central Park was renovated and reopened in 2005. The park has an ecological theme and features children’s amusement rides, a swimming pool and cinema. There is also a cable car leading up to a scenic overlook.

Another attraction in the park is the peculiar statue of Prometheus which stands at the base of a small waterfall. Onlookers are often amused, if not perplexed, by this seemingly syncretic representation of the titan deviant. 

Borjomi gorge is rich in architectural places of interest. Monuments of Christian culture, several centuries old, are located here such as Saint George Monastery and Saint Spiridon of Trimythus Monastery (X century). The church of St. George, built in 1333, is located in the small village of Daba. The church is decorated with Georgian ornamentation and stone friezes.

There is also the Church of the Assumption of the Holy Virgin (12th century) in Timotesubani located in Borjomi gorge. It is visited annually by numerous Christian pilgrims on 28 of August.

Sali Fortress, Peter Fortress and George Fortress are equally impressive. The forts were of strategic military importance and excavations have unearthed medieval artifacts.

You can learn more about the history and culture of Borjomi by visiting the Borjomi Museum of Local Lore. The museum has collected over 40,000 items and exhibits spanning several centuries.

The citizens of Borjomi celebrate Borjomoba, feast of the city, in late September. The sprawling outdoor festival is a great way to sample regional Georgian cuisine, Georgian crafts and art, music and traditional folk dances.
Excursions to Akhaltsikhe, Aspindza, and the cave city of Vardzia are possible via marshrutka or through organized tours. 

Akhlatsikhe and Aspindza are exemplary of Georgia’s multi-cultural heritage. Both feature Ottoman, Arab and Persian architectural influences.

Nearby, Vardzia is a spectacular monastic complex carved out of the side of a steep cliff face, still inhabited by monks. The complex dates from the 12th century.

Nature

Borjomi-Kharagauli National Park is located on the edge of Borjomi proper and extends to the village of Kharagauli. This massive expanse of coniferous forest takes up roughly 1% of Georgia’s total land area. The park is divided into 6 areas, each with well kept trails through pristine forest containing endemic flora and fauna and unique ecosystem diversity. Camping facilities are well developed with minimal lean-tos big enough to accommodate families.

Kakhisi Lake is a popular day excursion located a short drive from Borjomi. The lake is warm enough in summer for swimming and the shores are open for camping. Hikers enjoy the trek up from the village of Chobiskhevi which offers intriguing vantages of abandoned soviet relics, ancient pagan monoliths and chamber tombs.

Accommodation & Spa

Many hotels in Borjomi offer full spa services and treatment with sulfur and mineral baths. The cost of a night often includes full board with access to pool, fitness hall, billiards and other services. 

Cuisine

Regional variations of popular Georgian dishes are found in many restaurants in Borjomi. Items such as tolma (stuffed cabbage), shashlik & kebab, string cheese, and lavash bread are indicative of the heavy Armenian influence due to Borjomi’s proximity to the Armenian border. 

Getting in & Around

Borjomi’s convenient layout permits easy travel afoot. Taxi’s are easily hailed and are quite affordable street side but can be secured via phone for slightly less. Bicycle rental has become more popular in recent years and kiosks are found on the main thoroughfares and in Borjomi Central Park.

The most popular means of transport in and out of Borjomi is by train. Georgian Railways offers service from Tbilisi which arrives in Borjomi in the morning and returns in the evening daily. 

Marshrutkas (minibus) from Batumi, Kutaisi, Zugdidi and Tbilisi have multiple daily routes into and around Borjomi from 7 am until 10pm. Overnight marshrutkas are available departing at Didube station in Tbilisi and at the train station in Batumi.