Русские обряды

В жизни славян было много обрядов, особенно в языческие времена. Русские обряды регулировали все сферы жизни, от рождения до смерти.

Русские обряды при рождении

В давние времена новорожденным мальчикам перерезали пуповину стрелой или топором. Русские верили, что такой ребенок станет хорошим охотником или мастером. А девочкам, как будущим рукодельницам, отрезали пуповину веретеном.

Имя, данное при рождении, знали только родители и близкие люди. Для остальных озвучивали прозвище. Это делали, чтобы злые духи не узнали настоящее имя ребенка, а люди не сглазили малыша. До сих пор прослеживаются корни этой традиции русского народа для детей: при знакомстве россияне говорят: «Меня зовут». Это означает «меня называют», подразумевая прозвище.

Русские обряды для детей и подростков

Девочки готовились к супружеской жизни примерно с семи лет. Мать обучала их рукоделию: прясть, ткать, шить. Отец дарил большой сундук для приданого. Девочки делали обереги, игровых кукол и наряды для них. Позже, набив руку, готовили приданое. Туда входила одежда для себя, будущего мужа, детей, на праздники и даже на похороны. Заготавливали рушники («расшитое полотенце»), скатерти и другой текстиль для дома.

Традиции русского народа для детей определяли образ жизни не только девочек, но и мальчиков. Мальчишки почти все время проводили с отцом: ходили на охоту, рыбалку, помогали по дому. Мужчина перед свадьбой должен был построить дом — сам или с помощью отца, братьев. Обычно избы строили недалеко от родительского дома или в одном дворе. Так сохранялась преемственность поколений по мужской линии. Подробнее...

Русские обряды на свадьбу

Свадьба, также как рождение и похороны, считалась своеобразным переходом в жизни человека. Для перехода требовались большие внутренние силы и защита с внешней стороны. Русские считали, что именно во время перехода душа человека сильнее всего подвержена воздействию злых духов.

Молодоженов защищали с помощью многочисленных оберегов. Вышивка на одежде, нательные амулеты, подарки с особой символикой, зажженные свечи, обрядовая еда, специальные песни. Подробнее...

Русские обряды на похоронах

Славяне считали, что покойник перемещается в мир мертвых и через него могут прийти злые духи. Поэтому похоронные обряды защищали живых. Женщины покрывали волосы платком, чтобы сохранить свою силу. Надевали пояса-обереги (их носили и в повседневной жизни). В могилу клали вещи, которые могли пригодиться покойному на том свете. В изголовье ставили подушку, набитую волосами, собранными во время жизни покойного. Русские собирали волосы с расчески или после стрижки на протяжении всей жизни — чтобы потом набить ими подушку для своих похорон. Подробнее...

Прочие русские обряды

Обязательный русский обряд после встречи мужа с дальней дороги (война, охота, рыбалка на несколько дней) — затопленная баня и плотный ужин. Русские верили, что в дальней дороге в тело человека может вселиться злой дух. Баня способствовала очищению тела и души. А ужин помогал вернуться в разумное, человеческое состояние.

На праздник Ивана Купала делали обряд проводов русалок, или их изгнания. Это древняя славянская традиция по избавлению от тяжких состояний, которые мешают жить. На Руси считали, что русалки — нежить. Ими становились молодые девушки, которые топились от безответной любви, незапланированной беременности и других потрясений. Они приходили в мир живых, чтобы найти очередную жертву, пленить ее своей красотой и неземным пением, а потом утащить в темные воды. Подробнее...

Русские обряды сейчас возрождаются на различных фольклорных фестивалях. Люди вспоминают легенды, находят бабушек, которые хранят тайны прошлых лет. Расшифровывают значение древних оберегов, отмечают старинные праздники, рассказывают детям о традициях и культуре своего народа. Посещая народные фестивали, вы можете полностью погрузиться в атмосферу древней Руси и познакомиться с культурой этой удивительной страны.

Russian Rites and Customs

The Slavs had many rites and customs, especially in pagan times. Russian rites and customs gave structure and form to people’s lives, from birth to death.

Russian Birth Rites and Customs

A baby boy’s umbilical cord was usually cut with an arrow or hatchet. Russians believed that this would make him a good hunter or craftsman. A girl’s umbilical cord was cut with a spindle, since she would grow up to manage a household.

The name given at birth was only known by parents and close relatives. Everyone else knew a child by their nickname. This was so that evil spirits didn’t know the child’s real name, and so others couldn’t jinx the child. This Russian rite is preserved to this day: when people introduce themselves, they don’t say, “my name is”, they say, “they call me”, which refers to their nickname, rather than their real name.

Russian Rites and Customs for Children and Teenagers

Girls started preparing for marriage starting at about 7 years of age. Mothers taught their daughters a number of domestic skills, such as spinning, weaving, and sewing. Fathers gave large trunks for dowries. Girls would then make charms, dolls, and clothing for dolls, and would later start working on their dowries. They would make clothing for themselves, their future husband, children, and even for celebrations and funerals. Girls would also make towels, tablecloths, and other textiles for their new home.

Russian rites for children covered boys as well as girls. Boys spent most of their time with their fathers, going out on hunts, fishing, and helping around the house. Boys had to build a house before their wedding, either alone or with the help of their father and brothers. Usually, boys would build their hut not far from their parents’ house, so there was a continuity through the male members of a family. Read more...

Russian Marriage Rites

Weddings, just like birth and death, was seen as a transition in the life of a person. This transition required a lot of internal strength, as well as support from others. Russians thought that during these transitions, a person’s soul was especially exposed to the influence of evil sprits.

Newlyweds were protected with a variety of charms. Embroidery, wearable amulets, gifts with special significance, candles, symbolic foods, and special songs could all be used to protect a new couple. Read more...

Russian Funeral Rites

The Slavs thought that after death, a soul departed for the world of the dead, and that evil spirits could take advantage of this. This is why many Russian funeral rites protected the living. Belts were worn, even those that were part of everyday life. Items that the departed might need were placed into his or her grave, such as a pillow that was filled with hairs collected while the person was alive. Russians collected all the hairs cut off during haircuts to use specially for their funerals. Read more...

Other Russian Rites and Customs

An essential Russian custom was meeting one’s husband as he returned from a journey, either from a hunt, fishing, or war, followed by a trip to the banya and a filling dinner. Russians believed that on a long trip, evil spirits could take root. The banya helped cleanse a person’s body and soul, while a big dinner helped a person return to their normal condition.

Kupala Night, though it now has religious significance, was first a pagan holiday where amulets were made to ward off mermaids. This ancient Slavic tradition was meant to prevent serious and dangerous happenings that could interfere with life. In Russia, mermaids were considered to not be alive. Young women who drowned themselves due to unrequited love, unexpected pregnancies, or other reasons would become mermaids. Read more...

Russian rites and customs are being brought back at many folklore festivals. People remember ancient legends and try to find grandmothers who remember the secrets of years gone by. The meanings and uses of amulets are being decoded, old holidays are being celebrated, and children are told about the traditions and culture of their ancestors. If you visit a folklore festival, you can immerse yourself in the atmosphere of ancient Rus and get to know the culture of this amazing country.