Алтын-Депе, Ашхабад

Алтын-Депе, окрестности АшхабадаАлтын-Депе (Золотой холм) - городище эпохи бронзы ( III - II тыс. до н. э.) на территории древнего Абиверда. Алтын-Депе сегодня величают не иначе как «Туркменский Стоунхендж». Бесформенные глинобитные холмы Алтын-Депе, разные по площади и высоте, разбросаны на огромной территории. Все эти архитектурные символы соединены в какую-то единую систему. Они образуют своеобразные надписи или узоры, отчетливо просматриваемые сверху.

Городища Алтын-Депе, Намазга-Депе и Улуг-Депе и другие - зародились еще в III тысячелетии до н.э., а к началу II тысячелетия до н.э. они достигли наивысшего расцвета, став крупнейшими центрами первой среднеазиатской цивилизации. Эти поселения городского типа были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, с воротами, укрепленными мощными башнями. Судя по площади руин, в каждом из них проживало около 11-12 тыс. человек. Из сырцового кирпича возводились многокомнатные дома, объединенные в обширные кварталы, между которыми струились узкие извилистые улочки. Центром Алтын-Депе являлся монументальный храм с четырехступенчатой башней высотой около 12 м . На вершине башни был устроен жертвенный алтарь.

Архитектура храма в Алтын-Депе напоминает строения Вавилона и Шумера. Подобно многим храмам Месопотамии, храм в Алтын-Депе был посвящен богу Луны. В состав этого огромного комплекса входили многочисленные хранилища, дом верховного жреца и гробница жреческой общины. Все это наглядно говорит о том, что цивилизация Алтын-Депе развивалась в тесном контакте с главными культурными центрами древнего Востока.

Руины ремесленных кварталов Алтын-Депе протянулись на многие десятки метров. Среди развалин квартала гончаров то и дело попадаются обвалившиеся своды массивных горнов для обжига глиняной посуды.

Большого искусства достигли литейщики Алтын-Депе. Они изготавливали великолепные, нередко украшенные чеканкой и гравировкой кинжалы, сосуды, зеркала, булавки, кольца, браслеты, печати. В гробницах, располагавшихся в «квартале знати», археологи нашли разнообразные украшения, в том числе из золота и серебра, ожерелья из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые кольца и печати.

Значительная часть жителей Алтын-Депе и Намазга-Депе трудилась на полях, орошавшихся при помощи несложной системы ирригационных каналов. Обитатели Алтын-Депе уже пользовались колесным транспортом.

Altyn-Depe, Ashgabat

Altyn-Depe, Ashgabat vicinityAltyn-Depe (the Golden Hill) is an ancient settlement of the Bronze Age (3,000 - 2,000 B.C.) on the territory of ancient Abiver. Today Altyn-Depe is nicknamed «Turkmen Stonehendge". Shapeless pise-walled hills of Altyn-Depe different in terms of area and height are scattered around vast territory. All these architectural symbols are interconnected by some uniform system. They form original inscriptions or patterns which are distinctly seen from above.

The ancient settlement of Altyn-Depe, Namazga-Depe, and Ulug-Depe as well as others emerged in 3,000 B.C. , and by the beginning of 2,000 B.C. they reached their highest prosperity becoming the largest centers of the first Central Asian civilization. These settlements were surrounded by mud brick fortifications with gates reinforced by powerful towers. Judging by the ruins area each of them could accommodate 11-12 thousand people. Mud bricks were used for construction of multiroom houses which formed extensive quarters divided by narrow winding streets. The center of Altyn-Depe was a monumental temple with a four-level tower of about 12 m . in height. At the top of the tower there was a sacrificial altar.

Altyn-Depe Temple architecture reminds that of Babylon and Sumer. Like many other temples of Mesopotamia the temple in Altyn-Depe was devoted to the god of the Moon. This huge complex included numerous storehouses, the house of Supreme priest and a tomb of a priestly community. All this evidently speaks that the civilization of Altyn-Depe developed in close contact with the main cultural centers of ancient Orient.

The ruins of craftsmen quarters in Altyn-Depe sprawled for dozens of meters. The fallen off arches of massive pottery forges can be seen on the place where pottery quarters used to be.

The casters of Altyn-Depe were distinguished by their unsurpassed skills. They produced magnificent daggers decorated with engraving, vessels, mirrors, pins, rings, bracelets. In the tombs located in the "nobility district" archeologists found various jewelry from gold and silver, necklaces from semiprecious stones, silver and bronze rings and signets.

The significant part of Altyn-Depe population and Namazga-Depe worked on the field irrigated by means of simple system of canals. The inhabitants of Altyn-Depe used wheel transport.