Бельдерсайские петроглифы. Древнее искусство в горах Узбекистана

Недалеко от Ташкента, в окрестностях зон отдыха Чимган и Бельдерсай, находится памятник доисторической эпохи – Бельдерсайские петроглифы. В некоторых источниках они упоминаются как Кумбельские петроглифы. Эта наскальная живопись, расположенная на высоте 2450 метров, является одним из многих свидетельств культуры и быта древнего человека, жившего на территории Узбекистана и соседних государств.

Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан
Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан
Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан

Такие памятники разбросаны по многим регионам Узбекистана. Их можно найти в Чимгане, Ходжикенте, Терексае, Башкызылсае и других горных районах. Самое известное собрание петроглифов – это, конечно же, ущелье Сармыш-сай в Нуратинских горах. Однако, в то время как одни наскальные рисунки давно исследованы и находятся под защитой соответствующих организаций, таких как ЮНЕСКО, другие остаются заброшенными, и подвергаются актам вандализма (поверх тысячелетних изображений высекаются надписи и даты «визитов» неразумных туристов).

Бельдерсайские петроглифы находятся относительно недалеко от современной «цивилизации» - всего в 8 километрах от зоны отдыха Бельдерсай. Обычно, мимо них проходят альпинистские маршруты, а некоторые туры ставят целью посещение именно этих наскальных рисунков.

Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан
Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан
Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан

Нашей группой, состоящей преимущественно из сотрудников туристической компании Адвантур, был совершен двухдневный поход, главной целью которого было посещение, изучение и фотосъемка данного памятника истории. Долина реки Бельдерсай очень красива, и с окружающих холмов открываются прекрасные виды на гору Большой Чимган. У левобережья реки есть несколько отличных мест для размещения палаточного лагеря. Таким образом, это подходящее место для горного туризма.

Однако петроглифы, расположенные в 4 километрах от базового лагеря, и имеющие разницу высоты с ним в 850-900 метров, практически не исследованы, либо материалы по ним до сих пор неизвестны миру. Большим вопросом остается возраст наскальной живописи на гребне Бельдерсайского склона. Большая высота, многолетнее воздействие солнца летом и снега зимой, значительно затрудняют определение их возраста. Предположительно, возраст наскальных рисунков варьируется от 6 до 10 тысяч лет, и принадлежит к эпохе неолита. Определенно, Бельдерсайские петроглифы нуждаются в изучении и сохранении, так же как и другие памятники доисторического периода.

Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан
Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан
Бельдерсайские петроглифы, Узбекистан

Достопримечательности

Beldersay petroglyphs. Ancient art in Uzbekistan mountains

Not far from Tashkent in the outskirts of Chimgan and Beldersay recreation areas, there is a prehistoric monument - Beldersay petroglyphs. In some sources they are mentioned as Kumbel petroglyphs. These rock carvings situated at the height of 2450 meters (8000 feet) is one of many evidences of an ancient culture and life style of primitive people who lived on the territory of Uzbekistan and neighboring states.

Beldersay petroglyphs, Uzbekistan
Beldersay petroglyphs, Uzbekistan
Beldersay petroglyphs, Uzbekistan

Such monuments are dispersed over many Uzbekistan regions. They can be found in Chimgan, Hodjikent, Bashkilzilsay and other mountain areas. The most famous petroglyphs collection is, of course, the Sarmish-say canyon in the Nuratau mountains. However, while one rock carvings are investigated and are under the protection of corresponding organizations such as UNESCO, other are left neglected and suffer from vandalism actions (signs and ‘visit’ dates of light-minded tourists are carved over a thousand year pictures).

The Beldersay petroglyphs are situated relatively not far from the modern ‘civilization’ - 8 km from the Beldersay recreation area only. Some tours set themselves as an object to visit exactly these rock carvings.

Beldersay petroglyphs, Uzbekistan
Beldersay petroglyphs, Uzbekistan
Beldersay petroglyphs, Uzbekistan

Our group, consisting mainly of the Advantour travel agency staff, made a two days hike, the main aim of which was the visit, investigation and photography of this history monument. Valley of Beldersay river is very beautiful and there are wonderful views of the Big Chimgan mountain, opening from the surrounding hills. There are several excellent places for campgrounds placing on the left bank of the river. Thus, it is a suitable place for tracking.

However, the petroglyphs, situated 2 km from the base camp with a 850-900 (2800-2950 feet) height difference with it, are almost not investigated, or materials on them are still closed to the world. The age of the rock carvings on the ridge of the Beldersay hillside is still a big question. A big height, many years of sun effect in summer and of snow in winter make big difficulties for their age determination. Presumably the age of rock carvings varies from 6 to 10 thousand years and belongs to the late Stone Age epoch. Definitely, the Beldersay petroglyphs need to be investigated and to be saved as well as other prehistoric period monuments.

Beldersay petroglyphs, Uzbekistan
Beldersay petroglyphs, Uzbekistan
Beldersay petroglyphs, Uzbekistan