Дворец эмира Бухарского в Кагане, окрестности Бухары

Дни работы: понедельник-суббота. Выходной: воскресенье.
Часы работы: 09:00-17:00, суббота 09:00-14:00

Все, кто прибывают в Бухару на поезде, могут увидеть неподалеку от вокзала дворец, необычный для архитектуры Востока. Это дворец эмира Бухарского в Кагане, который был построен в конце XIX века. Довольно часто, туристы быстро проезжают мимо него, не успев хорошо разглядеть с дороги, хотя его облик очень привлекателен, а история может вызвать подлинный интерес.

Предысторией строительства этого дворца является экспансия Российской Империи в Центральную Азию во второй половине XIX века. Ближе к концу века между Россией и Бухарским эмиратом завязались прочные дипломатические отношения, а также шло развитие железных дорог. Так в 12 км от Бухары было основано поселение Новая Бухара, через которое прошла линия железных дорог от Ташкента, а само поселение стало базой для русских военных, инженеров и строителей. В некотором смысле, Новая Бухара была и дипломатическим городком, где располагались различные представительства Российской империи при Бухарском эмирате.

В 1895 году эмир Бухары - Сеид Абдулахад-хан приказал построить в Новой Бухаре дворец. По одной версии он хотел иметь собственный дворец в русском поселении, а по другой он предназначался для визита русского императора Николая II. Однако Сеид Абдулахад-хан во дворце не жил, а Николай II так и не приехал.

Дворец эмира в Кагане, Бухара
Дворец эмира в Кагане, Бухара
Дворец эмира в Кагане, Бухара

Фотографии предоставила Шодиябегим Бахтиёрзода

Строительство дворца эмира Бухарского в Кагане началось 14 августа 1895 года, и осуществлялось по проекту А. Л. Бенуа, который многие годы работал архитектором в Центральной Азии. Среди работ Бенуа были многие здания в Алматы, Ташкенте и Самарканде, однако до наших дней сохранилось немного его архитектурных проектов, и среди них можно упомянуть Дом Романовых в самом центре Ташкента. И все же, многие специалисты по истории архитектуры считают, что именно дворец в Кагане является его лучшей работой.

Архитектура дворца эмира Бухарского считается эклектичной, сочетающей в себе несколько стилей – здесь можно увидеть элементы барокко и ампира, арабские мотивы и так называемый неомавританский стиль. Внешняя отделка также включает элементы бухарского ганча – гипсовых орнаментов. Внутренняя отделка сохранилась плохо, но по ней можно так же судить о мастерстве строителей и местных ремесленников.

Строительство дворца было завершено в 1898 году, однако долгое время он не использовался. Сын Сеид Абдулахад-хана, Сеид Алим-хан стал эмиром Бухары в 1910 году, и решил сделать дворец, построенный по приказу его отца, местом для размещения высокопоставленных гостей. Позднее, при советской власти дворец стал государственной собственностью, и его преобразовали в Дворец культуры железнодорожников. Сегодня дворец эмира Бухары в Кагане находится не в самом лучшем состоянии. Его внешнее убранство регулярно реставрируется, однако требуется полное восстановление. Также, дворец считается памятником архитектуры Узбекистана.

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Emir’s Palace in Kagan near Bukhara

Working hours: 09:00-17:00, Saturday 09:00-14:00
Day off: Sunday

When arriving in Bukhara by train, visit the 19th century Palace of the Emir of Bukhara in Kagan, which is located near the station. Tourists often pass by the palace quickly, as it’s not easy to see from the road. This is a shame because the palace is very attractive, with unusual architecture and an interesting history. It’s considered an architectural monument of Uzbekistan.

The palace’s origins lie in the expansion of the Russian Empire to Central Asia in the second half of the 19th century. Towards the end of the century, strong diplomatic relations developed between Russia and the Bukhara Emirate, and the development of railways continued. The settlement of New Bukhara was established 12km from Bukhara, on the railway line to Tashkent, and New Bukhara became a base for the Russian military, engineers, and builders. In a sense, New Bukhara was also a diplomatic town, which hosted various offices that represented the Russian Empire in the Emirate of Bukhara.

In 1895, the Emir of Bukhara, Said Abdulahad Khan, ordered the construction of a palace in New Bukhara. According to some, this was because the Emir wanted to have his own palace in the Russian settlement. In another version of the story, the palace was built to accommodate a visit by the Russian Emperor, Nicholas II. However, Said Abdulahad Khan never lived in the palace, and Nicholas II never visited.

The Emir’s Palace in Kagan, Bukhara
The Emir’s Palace in Kagan, Bukhara
The Emir’s Palace in Kagan, Bukhara

Photo courtesy of Shodiyabegim Bakhtiyorzoda

The construction of the Emir of Bukhara’s palace in Kagan began on 14 August 1895, led by Alexei L. Benoit—who, for many years, worked as an architect in Central Asia. Benoit’s architectural projects also included many buildings in Almaty, Tashkent, and Samarkand. Few of these have survived to this day, but the Palace of Prince Romanov in the centre of Tashkent is an excellent example. Nevertheless, many experts in the history of architecture believe that the Palace of the Emir of Bukhara in Kagan is Benoit’s best work.

The palace’s architecture is eclectic, combining Arabic motifs and elements of the Baroque, Empire, and so-called Neo-Mauritanian styles. The exterior includes ganch (gypsum plaster) carving in the Bukhara style. The interior decoration is less-well preserved, but also illustrates the skill of the builders and local craftsmen at the time.

The Palace of the Emir of Bukhara in Kagan was completed in 1898, but was unused for a long time. The son of Said Abdulahad Khan, Said Alim Khan, became the Emir of Bukhara in 1910, and decided to make the palace a venue for accommodating high-ranking guests. Later, under Soviet rule, the palace became state property, and was transformed into the Palace of Culture of the Railway Workers. Today, the palace is not in an ideal condition. While its exterior decoration is regularly maintained and restored, the entire palace requires renovation.