Культура каракалпаков

Каракалпаки – основное коренное население Автономной Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Каракалпаки занимают южное побережье Аральского моря и дельту Амударьи. В состав каракалпакского народа входят различные этнические элементы, поэтому культура этого народа многолика и перекликается с культурами других среднеазиатских народов.

Огромное влияние на культуру каракалпаков оказали тюркские племена, которые на протяжении долгого времени кочевали по территориям Средней Азии. В родоплеменном делении каракалпаков прослеживаются связи с печенегами, огузами, кипчаками, Золотой Ордой, казахскими, туркменскими и узбекскими племенными союзами.

Несмотря на многовековые связи с кочевыми объединениями, каракалпаки сохранили своеобразный тип хозяйства, сочетающий в себе земледелие, основанное на ирригации, отгонное скотоводство и рыболовство.

Каракалпаки выращивали пшеницу, рис, просо, джугару, кунжут, хлопок, сеяли люцерну. В основном скотоводство каракалпаков было подчинено земледелию. Так как они выращивали тягловые виды скота – рабочих быков и лошадей.

Рыболовством среди каракалпаков, в основном, занимались те племена, которые проживали на побережье Арала и в дельте Амударьи. Рыбу ловили с помощью камышовых заграждений, а так же с помощью остроги и сети. Среди каракалпаков-рыболовов была распространена лодка - «кайик», которой они пользовались для ловли рыбы у побережья Арала.

Огромное значение в культуре каракалпаков имело их родоплеменное деление. Вся территория каракалпаков была поделена между двумя конфедерациями племён: арысами и кунгратами. В конфедерацию арысов входило более 12 племен, которые состояли из 100 родов. Они, в основном, проживали на территории правобережья Амударьи. Племена кунграт, соответственно, занимали левый берег Амударьи.

У каракалпаков издавна бытовало два типа жилищ - юрта и глинобитный или саманный дом - "там". Каракалпакская юрта имела некоторые отличия от юрт соседних кочевых народов, это проявлялось в отдельных деталях конструкции, во внутреннем и внешнем убранстве.

”Там” представлял собой большой прямоугольный дом с плоской крышей. Он состоял из одного-двух жилых помещений. В стенах были выбиты очаг, кладовые, хлева и крытый двор "уйжай", в котором устанавливалась юрта. Вход в него закрывали массивные деревянные ворота. Там в основном был зимним жилищем, летом предпочитали жить в юрте вне дома.

Среди традиционных ремёсел каракалпаков выделяется ткачество, ковроделие, валяние войлоков, плетение циновок, изготовление одежды.

Одежда каракалпакских мужчин не сильно отличается от одежды узбеков. Они носили белую туникообразную рубаху, широкие в шаге штаны, заправленные в сапоги, свободный халат из темной ткани в мелкую полоску, а зимой - овчинный тулуп, шерстью внутрь. Отличается одежда каракалпаков только стеганным камзолом - "бешпент", который они носили под халатом. Головным убором служила уплощенная круглая шапка из темной овчины - "кураш". В древности у каракалпаков бытовали высокие войлочные конусообразные шапки - "калпак-такыя", по которым они и получили свое этническое наименование - "каракалпак" - "черная шапка".

Женский костюм также состоял из рубахи, штанов, халата, но вместо камзола они часто надевают безрукавку. Каракалпачки любят носить одежду яркой расцветки с преобладанием красного и синего, обилие вышивки и металлических украшений. Паранджи они не носили, ее заменяла халатообразная накидка - "жегде", не закрывавшая лица. Обычным головным убором женщин был длинный платок, который повязывался поверх тюбетейки наподобие чалмы.

Karakalpak Culture

Karakalpaks form the main indigenous population of the Autonomous Republic of Karakalpakstan that is a part of the Republic of Uzbekistan. Karakalpaks occupy the southern coast of theAral Sea and Amu Darya delta. The composition of the Karakalpak people include various ethnic elements, so the culture of this nation has many faces and resonates with the cultures of other Central Asian peoples.

Turkic tribes, wandering through the territories of Central Asia for a long time, had a huge influence on the Karakalpaks’ culture. Historians traced the relations with Pechenegs, Oghuz, Kipchaks, the Golden Horde, Kazakh, Turkmen and Uzbek tribal alliances in the Karakalpak tribal division.

Despite the centuries-old ties with the nomadic associations the Karakalpaks retained a peculiar type of farming, combining farming based on irrigation, sheep-herding and fishing.

The Karakalpaks grew wheat, rice, millet, sorghum, sesame, cotton, sowed alfalfa. The largest number of cattle was used for agriculture. Thus, Karakalpaks breeded draft livestock – draught oxes and horses.

Fishery was the main occupation of the tribes who lived on the coast of the Aral Sea and in the Amu Darya delta. The fish were caught with reed fences, as well as with spears and nets. The Karakalpaks-fishermen used a special boat “kayik” for fishing at the coast of the Aral Sea.

The tribal division was of great importance in the culture of the Karakalpaks. The whole territory of the Karakalpakstan was divided between two confederations of tribes: Arys and Kungrats. Arys confederation joined over 12 tribes, which consisted of 100 clans. They mostly lived on the territory of the right bank of the Amu Darya. Kungrat tribes, respectively, occupied the left bank of the Amu Darya.

Traditionally, there were two types of dwellings in Karakalpakstan - yurts and mud dwellings or “tams” - dwellings of sun-dried bricks. Karakalpak yurt had some differences from the yurts of neighboring nomadic peoples, it was expressed in some detail of the design, internal and external decoration.

“Tam” was a large rectangular building with a flat roof. It consisted of one or two accommodations. The fireplace, storage rooms, stables and an indoor courtyard “uyzhay” with yurt inside were hollowed out in the walls. Its entrance was closed with the large wooden gate. It was mainly a winter shelter, in summer the Karakalpaks preferred to live in a yurt outside the house.

Weaving, carpet weaving, felting, weaving mats, making clothes stand out among traditional Karakalpak crafts. Karakalpak male costumes did not differ a lot from those of Uzbek men’s. They wore a white tunic shirt, wide at the step trousers tucked into boots, loose-fitting coat of dark cloth of small strips, and in winter - a sheepskin coat, wool inside.

The Karakalpak clothes differed only with quilted jacket – “beshpent” which they wore under their robe. Dark flattened round lambskin hat “Kurash” was used as head-dress. In ancient times, the Karakalpaks wore high conical felt hast “takyya-kalpak”, for which they received their ethnic name “karakalpak” - “black hat”.

Women's costume also consisted of a shirt, pants, the coat, but they often wore vest instead of camisole. Karakalpak loved wearing bright colors with a predominance of red and blue, lots of embroidery and metal ornaments. They did not wear the veil; it was replaced with the coat-shaped cape “zhegde” that didn’t not cover their faces. The women usually wore a long scarf tied over the tubeteyka like a turban.