Самаркандский музей памяти Улугбека

Музей памяти Улугбека - дань памяти великому ученому и правителю Средней Азии

Адрес: Самарканд, ул. Ташкентская
Телефон: (+998 66) 235-03-45
Режим работы: с 09:00 до 17:00
Выходной: воскресенье 

В истории Средней Азии было множество правителей, оставивших заметный след в истории, но Улугбек навсегда останется в памяти среднеазиатских народов не только как внук Амира Тимура, но как один из величайших ученых Средней Азии.

Мухаммад Тарагай (настоящее имя Улугбека) родился 22 марта 1394 года в семье младшего сына Тимура – Шахруха. Еще в младенческом возрасте Улугбека забрали у родителей и отдали на воспитание старшей жене Тимура Сарай Мульк Ханум. Такое часто практиковалось в тимуридское время, дабы родители не баловали своих детей. Улугбек – один из немногих тимуридских принцев участвовал в походах своего великого деда, конечно же, большую часть времени он проводил в обозе, а не с войском, но при этом внуки часто навещали Тимура, который внимательно следил за их обучением и воспитанием.

Музей памяти Улугбека
Музей памяти Улугбека
Музей памяти Улугбека

Улугбек с детства проявлял огромный талант в науках, тем самым сильно отличаясь от других тимуридских царевичей. Во время одного из походов войска Тимура посетили город Марагу, где находились развалины древней обсерватории Ат-туси. Посещение развалин оказало на Улугбека огромное влияние, так как с этих пор он стал интересоваться астрономией.

Через несколько лет после смерти деда, Улугбек по решению своего отца Шахруха становится правителем Мавераннахра. Он начинает постройки медресе в Самарканде, Гидждуване и Бухаре. Улугбек постоянно призывал людей к знаниям, считая, что каждый человек должен быть образован. В период его правления Средняя Азия переживала вторую эпоху Восточного Возрождения.

В 1428 году исполнилась заветная мечта правителя: было завершено строительство обсерватории Улугбека. С великим ученым в обсерватории работали такие известные астрономы того времени как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, Али Кушчи. В 1437 Улугбек создаёт каталог звездного неба, где было описано 1018 звёзд, а в 1444 году он заканчивает главный труд своей жизни «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы», которые были переведены на европейские языки и стали пособием по астрономии во всем мире. В истории астрономии Улугбек на равных стоит рядом с Коперником, Галилеем и Птолемеем.

Сегодня именем великого астронома названы улицы, район, станция метро в городе Ташкенте. В Самарканде рядом с развалинами обсерватории был основан музей памяти Улугбека. Работы по оформлению музея вели художники и мастера из общественного фонда при Академии художеств Республики Узбекистан. Руководил этим проектом народный художник Узбекистана А.И. Аскаров.

В музее собрана коллекция экспонатов, относящихся к наследию Улугбека. Сотрудники музея воссоздали обстановку, в которой жил и работал Улугбек. На различных миниатюрах, которые создали художники Узбекистана показаны сцены, где Улугбек занимается государственными делами со своими соратниками или общается со своими учениками. Так же в коллекции музея есть статьи, книги того периода, которые позволяют оценить всю значимость наследия Улугбека.

Музеи Узбекистана

Memorial Museum of Mirzo Ulugbek in Samarkand

Memorial museum of Ulugbek - a tribute to the great scientist and ruler of Central Asia

Address: Samarkand, Tashkentskaya str.
Phone:(+998 66) 235-03-45
Working hours: from 09:00 a.m. to 05:00 p.m.
Closed: on Sunday

Central Asia has seen many rulers who left large footprints on the sands of the history, but Ulugbek will forever remain in the memory of the Central Asian peoples, not only as the grandson of Tamerlane, but also as one of the greatest scholars of Central Asia.

Muhammad Tarag’ay (real name of Ulugbek) was born on 22 March1394 in a family of Amir Timur’s youngest son Shahrukh. Since the very infancy Ulugbek was placed under the care of Timur’s favourite wife Saray Mulk Khanum. It had been a regular practice of the Timurid era, so that the parents did not spoil their children. Ulugbek was one of the few Timurid princes who took part in the campaigns of his great grandfather, of course, most of the time he spent in the waggon-train and not with the army, but the grandchildren often visited Timur, who closely monitored their education and upbringing.

Memorial Museum of Mirzo Ulugbek
Memorial Museum of Mirzo Ulugbek
Memorial Museum of Mirzo Ulugbek

Since early ages Ulugbek showed great talent in the sciences, thus being different from other Timurid princes. During one of the campaigns, Timur's army visited the city of Maragheg with the ruins of an ancient al-Tusi observatory. The visit of the ruins greatly influenced Ulugbek, who found himself interested in astronomy from then on.

A few years after the death of his grandfather, by the decision of his father Shahrukh, Ulugbek became the ruler of Transoxiana. He launched the construction of madrasahs in Samarkand, Bukhara and Gijduvan. Ulugbek constantly encouraged people to get knowledge, believing that everyone should be educated. During his rule, Central Asia experienced a second period of the Eastern Renaissance.

In 1428 the governor fulfilled his dream: the construction of Ulugbek observatory was completed. Such famous astronomers of the time as Qadi-zada al-Rumi, al-Kashi, Ali Qushji worked with the outstanding scientist in his observatory. In 1437 Ulugbek compiled star catalogue with the description of 1018 stars, and in 1444 he finished the main work of his life Zij-i Sultani (Zij astronomical table and star catalogue), that was later translated into European languages and became the basic astronomy guidebook all the world. In the history of astronomy, Ulugbek is ranked pari-passu with Copernicus, Galileo and Ptolemy.

Today, the streets, district, metro station in Tashkent are named after the great astronomer. In Samarkand, Memorial Museum of Ulugbek was established next to the ruins of the observatory. Artists and craftsmen from the public fund under the Academy of Arts of Uzbekistan work on the design of the museum. The project was supervised by People’s Artist of Uzbekistan A. Askarov.

The museum has a collection of exhibits relating to Ulugbek’s heritage. The museum staff recreated the environment in which he lived and worked. Various miniatures by Uzbek artists depict the scenes where Ulugbek is engaged in public affairs with his colleagues and communicates with his students. Also the museum's collection includes articles, books of that period which allows evaluating the full significance of Ulugbek’s heritage.

Uzbekistan Museums