Государственный кукольный театр Хорезмской области

Хивинский театр кукол – продолжение узбекских традиций кукольного театра

Адрес: ул. Мустакиллик, 12, Хива
Ориентир: внутри Ичан-Калы
Телефон: (8 362) 375 37 64
Вход: платный
Стоимость: $5-6

Проведение спектаклей осуществляется по предварительному запросу

Артисты театра кукол, Хива

Кукольные представления – давняя традиция многих стран мира. В Средние века на шумных, многолюдных площадях во время ярмарок и народных гуляний устраивались кукольные спектакли для народа. На примитивных, сколоченных на скорую руку подмостках с ширмой показывались мини-сцены о жизни простого народа, богачах и бедняках, преданности влюбленных, дружбе и предательстве.

Традиция кукольного театра в Узбекистане восходит к VI-IV вв. до н.э., к эпохе правления Ахеменидов. Однако широкое распространение кукольный театр получил лишь в XIV веке, во времена правления Тимура и Тимуридов. Особенной популярностью на протяжение веков пользовались марионеточные театры и перчаточные куклы. Кукольные перфомансы и сегодня представлены в театральном искусстве Узбекистана.

Среди современных кукольных театров Узбекистана своим особым колоритом отличается Государственный кукольный театр Хорезмской области, расположенный в Хиве. Это единственный театр кукол в Узбекистане, где все еще можно почувствовать дух средневековых базарных представлений: декорации, куклы, сюжеты, манера игры актеров – переносят нас на столетия назад. Вот почему, хивинский театр кукол так популярен не только среди жителей Узбекистана, но и принимается с восторгом зарубежными зрителями.

Хивинский театр кукол Хивинский театр кукол Хивинский театр кукол

Так в 2011 году театр представлял спектакль «Хива лазги» на Первом национальном фестивале кукольных театров в Баку, где получил почетный диплом, а в конце сентября 2013 года театр с большим успехом выступил в Дармштадте и Франкфурте (Германия).

История основания театра не менее интересна, чем сам театр. Двадцать лет назад в Хиве работал кружок кукольных представлений. Благодаря поддержке местной администрации в 1993 году в историческом здании 30-х годов прошлого века в крепости Ичан-Кала был открыт первый и единственный в Хорезмской области театр кукол на 289 зрительных мест. Его первой труппой стали члены бывшего кружка. В составе нынешнего театра 20 человек, среди которых есть молодые и талантливые юноши и девушки. Мастерство кукловодов они перенимают по старинной узбекской традиции усто-шогирд (от мастера ученику).

Хивинский театр кукол

Артисты не только ставят спектакли, но и сами готовят декорации, шьют кукол и одежду, играют на музыкальных инструментах, танцуют и поют. В репертуаре театра фольклорная и детская программы, включающие в себя около 60 спектаклей. Самыми популярными являются «Хива лазги» и «Хон кабули», а героем многих постановок выступает народный любимец Ходжа Насреддин. Спектакли показываются на узбекском языке, но планируется перевести их и на другие языки. Впрочем, даже на узбекском языке спектакли понятны, сюжеты их просты и забавны, а игра актеров настолько выразительна, что все понятно и без слов.

В настоящее время в здании театра ведутся реконструкционные работы и обработка от термитов, которые сильно повреждают здание. Ремонтные работы будут закончены в 2017 году. А пока спектакли устраиваются в главном холле здания либо организуются выездные спектакли для туристов по приглашению туристических фирм. Стоимость билета на представление символическая – $5-6, но для артистов театра деньги - не самое главное: радость приносит благодарное восхищение зрителей.

State Puppet Theatre of Khorezm region

The Khiva Puppet Theater – Keeping up the Uzbek Puppet Theater Traditions Alive

Address: 12, Mustakillik str., Khiva
Orienting point: inside the Ichan-Kala
Telephone: (8362) 375 37 64
Admission: by tickets
Price: $5-6

Performances are available on request

The actors of Khiva Puppet Theater

The Puppet shows are an old-established tradition in many countries. In the Middle Ages puppet plays for people were arranged at noisy, crowded squares during fairs and folk festivals. On the primitive, jumped up stage with a screen, they showed mini-scenes from the life of the common people, the rich and the poor, loyalty of lovers, friendship and betrayal.

The tradition of puppet theater in Uzbekistan dates back to the VI-IV centuries BC, to the reign of the Achaemenids. However, it was not until the XIV century, in the reign of Timur and Timurid, when the puppet theater obtained wide acceptance. Especially popular over the course of history were the fantoccini and glove puppets. Even today puppet performances are represented in theater arts of Uzbekistan.

Among the contemporary puppet theaters of Uzbekistan, the State Puppet Theatre of Khorezm region, located in Khiva, differs with its special coloring. This is the only puppet theater in Uzbekistan, where one can still feel the spirit of the medieval bazaar performances: the theatrical, puppets, plots, style of live action take the audience back to the past centuries. That's why, the Khiva Puppet Theater is so popular not only among the people in Uzbekistan, but it is also welcomed with enthusiasm by foreign audiences.

Khiva Puppet Theater Khiva Puppet Theater Khiva Puppet Theater

Thus in 2011, the theater presented the play “Khiva Lazgi” at the First National Puppet Theater Festival in Baku , where it was awarded with an honorary diploma, and at the end of September 2013 the theater was a great success at Darmstadt and Frankfurt (Germany).

The theater history is no less interesting than the theater itself. Twenty years ago, there was a puppetry hobby group functioning in Khiva. Thanks to the support of the local administration, in 1993, a 289-seat puppet theater, the first and only in the Khorezm region, was opened in the Ichan -Kala historic building of the 30-s of the last century. Its first troupe included the members of the former hobby group. Today’s team consists of 20 people, with young and talented guys and girls among them. The stagecraft of puppeteers they adopt by old Uzbek traditions – usto-shogird (from master to apprentice).

Khiva Puppet Theater

The artists not only stage the plays, but also prepare scenery, sew dolls and clothes, play musical instruments, dance and sing. The theater repertoire consists of folk and children's programs, which include about 60 performances. The most popular are “Khiva Lazgi” and “Khon Kabuli”, the hero of many performances is the people's favorite Khoja Nasreddin. The performances are staged in Uzbek, but they are planned to be translated into other languages. However, even in Uzbek the performances are understandable; their stories are simple and funny, while their live action is so expressive that everything is clear without words.

Currently, the theater building is being renovated, the treatment against termites that heavily damaged the building are underway. The repair work will be completed in 2017. And for a while the theater holds the performances in the building’s main lobby or organizes guest performances for tourists on invitation of travel agencies. The ticket price is token - $ 5-6, but money is not the most important point for the theater artists: the joy in enjoyed from a grateful admiration of the audience.