Медресе Ходжи Бердибая

Одно из старейших медресе Хивы

Медресе Ходжи Бердыбая было построено в 1688 году по инициативе богатых и уважаемых жителей недалеко от восточных ворот Хивы – Палван-Дарвоза. Это медресе – одно из самых старых в Хиве, сохранившихся до наших дней. Большинство известных памятников Хивы относится к более позднему периоду - XVIII-XIX векам.

Внешне медресе представляет собой прямоугольное здание с внутренним двориком. В период функционирования медресе по углам дворика традиционно стояли айваны, где обычно в самые жаркие часы отдыхали преподаватели и ученики медресе. Входные двери медресе традиционно украшены резьбой по дереву.

Внутреннее убранство медресе достаточно аскетичное. Лишь расписные деревянные решётки (панджара) на окнах придают медресе некоторое восточное очарование. В дальнем углу медресе находится дарсхона – место обучения студентов. Она представляет собой купольную квадратную комнату. Так как медресе достаточно маленькое, в нём всего 16 худжр (келий), где непосредственно проживали студенты медресе.

В 1834 году хивинский правитель Аллакулихан начал строительство большой мечети и медресе. В ходе строительных работ над медресе была разрушена часть городской стены, а внешний фасад нового медресе оказался во дворе медресе Ходжи Бердыбая. Это произошло из-за того, что фундаменты обоих зданий находились на разных уровнях. В результате внутренний двор медресе Ходжи Бердыбая был поделён на две части и стал напоминать переметную сумку хуржум. После этого в народе медресе Ходжи Бердыбая стали называть медресе Хуржум.

Khoja Berdibai Madrasah

Оne of the oldest madrasah in Khiva

Khoja Berdibai madrasah was built not far from the Khiva eastern gates – Palvan-Darvoza by initiative of rich and esteemed residents in 1688. This madrasah is one of the oldest madrasah which survived in Khiva up to date. The majority of well-known Khiva monuments belong to later period - to the XVIII-XIX centuries.

The madrasah is a rectangular building with a courtyard. When it was functioning, in the corners of the courtyard there were ayvans where the madrasah teachers and students used to have a rest in the hottest hours. By tradition the entrance doors were decorated with wood carving.

The madrasah interior decor is rather ascetic. The painted wooden grids (panjara) only, on the windows add the madrasah some oriental charm There is a darskhona – a study room for the students in the remote corner of the madrasah. It represents a square domed room. Since the madrasah is rather small there are only 16 khudjrs (cells) were the madrasah students lived.

In 1834 the Khiva ruler Allakulikhan began construction of a large mosque and madrasah. In the course of construction work of the madrasah a part of the city wall was destroyed and the outside façade of the new madrasah was caught in the yard of Khoda Berdibai madrasah. This happened due to the fact that the foundations of the both buildings were at different levels. As a result the courtyard of the Khoja Berdibai madrasah was divided into two parts and resembled a saddlebag - khurjum. After that the people called Khoja Berdibai madrasah as Khurjum madrasah.