Мост Дружбы, Термез

Мост Дружбы – железнодорожно-автомобильный мост через Амударью

Мост Дружбы, Термез, Фото: Брэдли Лэйл Одна из достопримечательностей Термеза – знаменитый мост Дружбы, единственный на южной границе Узбекистана с Афганистаном, который соединяет Термез с портовым афганским городом Хайратон.

Более века назад на месте моста Дружбы стоял сначала деревянный, а затем железный Амударьинский мост. Первый, деревянный, мост был построен под руководством генерала Российской царской армии М. Анненкова в мае 1888 года, когда Россия только начинала осваивать Среднюю Азию. Тогда строилась Закаспийская железная дорога и переправа через Амударью была необходима.

Амударьинский железнодорожный мост укрепили на деревянных сваях, а его длина составляла почти три километра. Он был назван самым крупным инженерным достижением того времени. Увы, прослужил мост всего 14 лет: из-за стремительного течения реки и песчаного дна мост стал разрушаться и быстро пришел в непригодность.

В начале XX в. Закаспийскую железную дорогу переименовали в Среднеазиатскую, поскольку теперь она охватывала весь Туркестан. А нагрузка на Амударьинский мост стала настолько значительной, что потребовалась его срочная модернизация.

Строительство новой, теперь уже железной, переправы началось в 1902 году. Российское государство выделило на мост 5 млн. рублей – деньги, по тем временам, немалые. Руководил строительством выдающийся инженер С. Ольшевский, который уже имел опыт строительства крупных мостовых сооружений на Западно-Сибирской, Аральской и других железных дорогах. Он сконструировал на непокорной Амударье прочный железнодорожный мост из 27 пролетов, который стал одним из крупнейших в мире в то время. Мост был сработан на совесть. Может, поэтому следующий «апгрейд» сооружения состоялся только через 77 лет, уже в советское время.

Нынешний железнодорожно-автомобильный мост, протяженностью 816 метров, был построен в 1981 году советскими строителями в разгар Афганской войны. В тот год начался частичный вывод советских войск из Афганистана и новый мост был символично назван мостом Дружбы, в знак надежды на скорое окончание войны и установление дружеских отношений между государствами. В 1989 году именно по нему торжественно завершился вывод советских войск из Афганистана.

После окончания войны в Афганистане, в конце 90-х гг. XX века, талибы захватили северные провинции Афганистана, а мост Дружбы был переименован в «Хайратон». Мост, из соображений безопасности, закрыли. Движение по нему было возобновлено только в 2001 году. Торжественное открытие моста ознаменовала отправка по нему 16 вагонов с гуманитарной помощью, а мост вновь был переименован в мост Дружбы. В настоящее время мост - действующий и по нему осуществляются грузовые и автомобильные перевозки.

Friendship Bridge, Termez

A railway-motor bridge across the Amu Darya

Friendship Bridge, Termez One of the Termez attractions is the famous Friendship Bridge, the only one on the southern border between Uzbekistan and Afghanistan connecting Termez with Hayraton, the Afghan port.

More than a century ago, in place of the Friendship Bridge, there was first a wooden and then iron bridge through Amu Darya. The first wooden bridge was built under the supervision of the Russian tsarist army general M. Annenkov in May 1888, when Russia was just starting to develop Central Asia. At that time the construction of the Trans-Caspian Railway was underway and a crossing means across the Amu Darya was badly needed.

The Amu Darya railroad bridge running nearly three kilometers was strengthened with wooden piles. It was announced the largest feat of engineering of that time. Alas, the bridge was in operation only 14 years: due to the river rapid flow and the sandy bottom, the bridge began to collapse and very soon became unserviceable.

At the beginning of the XX century the Trans-Caspian Railway was renamed to the Central Asian Railway, since it had covered the whole of Turkestan by that time. The traffic through the Amu Darya Bridge became so intensive that it required urgent modernization.

The construction of a new ferry, now a railway, started in 1902. The Russian government allocated for bridge construction 5 million rubles - a good deal of money in those times. The construction was supervised by the outstanding engineer S. Olshevsky, who already had an experience in building large bridgeworks in West Siberian, Aral Sea, etc. For the rebellious Amu Darya, he designed a durable railway bridge of 27 spans, which became one of the world’s largest structures of that kind at the time. The bridge was built to last. Maybe that is why the next facility "upgrade" took place only 77 years later, in the Soviet period.

The current 816-m long rail-motor bridge was built by Soviet builders in 1981 in the heat of the Afghan war. That year a partial withdrawal of Soviet troops from Afghanistan through this new bridge started, and the bridge was symbolically named the Friendship Bridge, as an expression of hope for an early end of the war and the establishment of friendly relations between the nations. In 1989, it was this bridge, where the withdrawal of Soviet troops from Afghanistan was triumphantly completed.

After the end of the Afghan war in the late 90s of the XX century, the Taliban captured the northern provinces of Afghanistan, and the Friendship Bridge was renamed to “Khayraton”. And, for reasons of safety, the bridge was closed. Its operation did not resume until 2001. The ceremonial opening of the bridge was heralded by dispatching of 16 wagons with humanitarian aid through it, and the bridge was again renamed to the Friendship Bridge. The current the bridge is in operation and used for freight traffic and haulage.