Кампыртепа, окрестности Термеза

Кампыртепа – один из древнейших археологических памятников на территории Узбекистана. Это развалины портового города на реке Амударье (в древности Окс), заложенного в конце IV в. до н.э. и просуществовавшего до начала I в. н.э. Расположено городище Кампыртепа в 30 км. к юго-западу от Термеза, на правом побережье реки Амударья. Поселение было основано для обслуживания переправы Бурдагуй и выполняло функции гостиницы и таможни. Здесь был перевалочный пункт для торговцев, следующих по маршруту Великого Шелкового пути, где они могли отдохнуть, переправить свои товары, помолиться богам и отправиться в дальнейший путь.

Комплекс Кампыртепа состоит из главной цитадели, окруженной рвом, «нижнего города», обнесенного крепостной стеной с башнями и неукрепленного пригорода. Археологи нашли здесь хорошо сохранившиеся культурные слои раннеэллинистической, греко-бактрийской и кушано-юэчжийской эпох. Многочисленные находки, а также особенности архитектуры городища свидетельствуют о том, что в Кампыртепе на протяжении веков мирно сосуществовали различные культы и религии. Здесь уживались зороастрийцы, буддисты и почитатели древнегреческих богов, а также последователи местных культов.

Кампыртепа, окрестности Термеза
Кампыртепа, окрестности Термеза
Кампыртепа, окрестности Термеза

Наивысшего расцвета город достиг в эпоху правления Канишки I (первая треть II в. н.э.). В эту эпоху были созданы наиболее благоприятные условия для развития международной торговли и культуры. Наиболее многочисленны археологические находки, относящиеся именно к кушанскому периоду. Так найдено буддийское святилище, построенное с внешней стороны крепостной стены городища, как дань греко-бактрийской традиции. В то же время архитектура святилища – зороастрийская и представляет собой целлу с обводным коридором. В его основании была найдена терракотовая фигурка сидящего Будды, в которой одновременно воплощены черты Будды и Ахура Мазды – божеств господствующих в то время религий зороастризма и буддизма.

Также найдены монеты различных эпох, древне-бактрийские папирусы. Интересно, что в правление Канишки I на монетах помимо Будды изображались божества еще более 30 различных религий, что является еще одним подтверждением царившей в ту эпоху атмосферы толерантности и религиозной терпимости, изначально заложенной в философии буддизма.

Кампыртепа – один из знаковых памятников Сурхандарьинского оазиса, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Kampyr-Tepe, Vicinity of Termez

Kampyr-Tepe is one of the oldest archaeological sites in the territory of Uzbekistan. It is ruins of the port city located on the Amu Darya River (Oxus in ancient times), founded at the end of the IV century BC and existed until the beginning of the first century BC. Kampyr-Tepe is situated 30 kilometers southwest of Termez, on the right bank of the Amu Darya River. The settlement was founded to operate the Burdaguy ferry and serve as a hotel and customs. There was a terminal for traders, taking the route of the Silk Road, where they could rest, dispatch their goods, pray to the gods and continue their way.

The Kampyr-Tepe complex consists of a main citadel, surrounded by a moat, “downtown”, walled by a rampart with towers, and unfortified suburb. There, the archaeologists found well-preserved cultural layers of early Hellenistic, Greco-Bactrian and Kushan-Uezhian eras. The numerous finds as well as architectural features of the ancient site suggest the coexistence of various cults and religions in Kampyr-Tepe for centuries. Zoroastrians, Buddhists, idolaters of the ancient Greek gods, and followers of local cults lived together in peace there.

Kampyr-Tepe, Vicinity of Termez
Kampyr-Tepe, Vicinity of Termez
Kampyr-Tepe, Vicinity of Termez

The city reached heights in its development in the reign of Kanishka I (the first third of the II century AD). This era was characterized by the most favorable conditions for the development of international trade and culture. The archaeological findings, related particularly to the Kushan period, were most numerous. Thus, a Buddhist sanctuary, built outside of the vallum, as a tribute to a Greco-Bactrian tradition, was found there. At the same time, the architecture of the sanctuary belongs to the Zoroastrian era and represents a cella, encircled with a corridor. A terracotta figure of seated Buddha, found in its base, embodies simultaneously the features of Buddha and Ahura Mazda, the deities of Zoroastrianism and Buddhism, the religions, ruling at the time.

Coins of different eras and ancient Bactrian papyri were also found there. It is an interesting fact, that in the reign of Kanishka I, the coins were stamped with images, besides Buddha’s, of deities of more than 30 different religions, confirming once more the era of co-existence and religious tolerance, prevailing at the time, originally laid in the philosophy of Buddhism.

Kampyr-Tepe is one of the iconic landmarks of Surkhandarya oasis included in the UNESCO World Heritage List.