Казахская одежда

Казахская культура хорошо раскрывается в национальной одежде. Кочевой образ жизни, степной климат и религиозные воззрения повлияли на развитие традиций казахского костюма – это была практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов. Также, качество одежды и ее отдельные элементы позволяли узнать социальный статус казаха и его принадлежность к определенному роду или клану.
Для изготовления одежды использовались кожа, мех и шерсть животных. Бедные люди носили одежду из шкур диких животных, а богатые иногда делали платья из привозных материалов – шелка и бархата. Обработка кожи, изготовление высококачественного войлока и другие методы создания одежды были доведены казахами до совершенства, а их изделия высоко ценились на базарах Великого шелкового пути. 

При всей практичности казахской одежды, немаловажную роль играло ее украшение различными узорами, драгоценными камнями, или дорогими мехами. Вместе с этим, чтобы подчеркнуть свой статус и выглядеть наряднее, мужчины и женщины носили широкие пояса с золотыми или серебряными пряжками, и другими декоративными элементами. Также любопытно, что состоятельные люди носили несколько слоев одежды, снизу практичную и попроще, а сверху дорогую и богато украшенную.
Казахская национальная обувь – сапоги. Летом носили сапоги из мягкой кожи, с каблуком до 8 см. Зимой надевали войлочные чулки и носили высокие сапоги до колена из грубой кожи. Женские сапоги украшались вышивкой и различными накладками. 

В XXI веке уже сложно увидеть казахов в национальной одежде. Это можно сделать только в далекой глубинке, на различных этно-фестивалях, или посмотреть на экспонаты в музеях. 

Женская одежда

Казахская женская одежда состояла из длинного платья или рубахи, штанов, а также могла включать камзол без рукавов или шапан (халат). Зимой сверху носили меховые шубы «купе». В зависимости от возраста и социального статуса менялся внешний вид женского национального костюма. Молодые девушки носили одежду красного цвета, а уже после 30 лет носить вещи с этим цветом считалось неприличным.  Женщины среднего и пожилого носили преимущественно платья синего и черного цветов. А также, с возрастом женщины носили все меньше украшений.

Материалом для женской одежды были тонкий войлок, ситец, а богатые казашки носили платья из шелка и бархата. Покрой был закрытый, воротник глухой закрытый. В XIX веке распространился новый вид покроя: платье отрезное, с лифом. Платья, камзолы и шапаны украшали узорной вышивкой, пришивали аппликации из яркой ткани и полоски меха, крепили металлические или серебряные пряжки и пуговицы.

Отдельного внимания заслуживает наряд казахской невесты. Он включает платье-рубаху «койлек», камзол, шапан, головной убор «саукеле» и покрывало с вышивкой «желек», являющееся фатой невесты. При этом, привычный современному обществу белый цвет свадебного платья является цветом траура у казахов, и поэтому наряды были самых разных цветов, и обычно выбирался цвет, соответствующий роду или региону, из которого была девушка. 

Мужская одежда

Казахская мужская одежда состояла из рубахи, штанов и шапана (халат). При этом, именно шапан давал большее представление о социальном статусе мужчины, и был главным предметом одежды. Шапан мог быть сшит из тонкой или толстой ткани, мог быть разноцветным, но представительнее выглядели однотонные и даже темные цвета. Парадный шапан был темно-синего или черного цвета, и украшался золотой вышивкой. Такие парадные шапаны было принято дарить уважаемым людям и важным гостям, и эта традиция до сих пор очень популярна в Казахстане.

Головные уборы

Отношение к головным уборам у казахов особое. Они никогда не носят чужие шапки и не дают свои – считается, что так можно принять чужие беды и болезни, или потерять свое счастье и удачу. Головные уборы снимают бережно, и стараются положить в надежном месте, и ни в коем случае не допускают чтобы шапка оказалась на полу или на стуле. В Казахстане много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак, и другие. Но самым интересным головным убором, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле.

Саукеле – уникальный головной убор невесты, который делается вручную. Считается, что чем выше саукеле, тем большее уважение проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые из них достигали в высоту 70 см. Также, Саукеле – самый дорогой элемент в костюме невесты, который украшают драгоценными камнями, золотом или серебром, и другими элементами. Порой за него отдавали табун лошадей, и при этом, невеста надевала его лишь один раз – на свадьбу.

Касаба – нарядная шапочка, которую молодая жена надевала на смену саукеле, и носила до рождения первого ребенка. 

Кимешек – высокий белый тюрбан, который женщина носит после рождения первого ребенка, и до конца жизни.

Такия – казахская шапочка-тюбетейка, которую носят люди всех возрастов. Ее шьют из шелка, бархата, сукна и других материалов. Иногда такия служит подкладкой под другой головной убор. У молодых казахов популярна зер-такия – тюбетейка вышитая золотой или серебряной нитью.

Калпак – популярная войлочная шляпа у мужского населения Казахстана. Существует также, Айыр калпак – дорогая версия с отделкой дорогими тканями, золотой вышивкой в форме растительных орнаментов.

Борик – шапка с меховой опушкой, изначально из меха волка, а сегодня из меха выдры, лисицы, бобра. Его носят летом и зимой. Есть женские и мужские шапки борик, отличающиеся лишь дизайном.

Тымак – теплая зимняя шапка из овчины, которая сшита так, что зимой в степи отлично защищает голову, шею и плечи от ветра и холода. Также, используется в качестве главного инвентаря в игре «Тымак урып жыгу».

Kazakh Clothes

Kazakh cultural heritage is reflected in its national dress. Life on the steppe and various nomadic religious beliefs influenced traditional Kazakh clothing—it was practical in that it protected from the cold and windy weather, was comfortable to wear on horseback, and was also made of natural materials. The quality of clothes and their individual elements also made it possible to ascertain the social status of a Kazakh and the family or clan to which he belonged. Traditionally, poorer people wore clothes made from the skins of wild animals while the rich sometimes made theirs from imported materials such as silk and velvet. 

The clothes were manufactured using leather, other animal skins, or fur. Kazakhs perfected leather processing, the manufacturing of high-quality felts, and other methods for creating their traditional clothing. As a result, Kazakh products were highly valued in the markets along the Great Silk Road.

Along with a high level of practicality, ornamentation played an important role in traditional Kazakh clothing. Attention was paid to its decoration via various patterns, precious stones, or expensive kinds of furs. Men and women also wore wide belts with gold or silver buckles or other decorative elements to emphasize their status and appear more elegant. Wealthier people also tended to wear several layers of clothing: practical and simpler on the bottom, expensive and richly decorated on top.

Boots were the Kazakh national shoe. In the summer, soft, comfortable leather boots with a heel up to 8 cm were common. In winter, felt stockings and knee-high boots made from coarse leather were worn to protect from the elements. Women's boots were also decorated with embroidery and various overlays.
Today, Kazakh national clothes are a rare sight. These clothes are mostly seen in rural areas, at various ethnic festivals, or on display in museums.

Women's Clothing

Traditional women's clothing in Kazakhstan consisted of a long dress or shirt, pants, hat, and could also include a vest or robe. In winter, fur coats were worn to protect against the harsh Kazakh winters. What women wore also depended on age and social status. Young girls, for example, often wore red. However, after turning 30, it was considered indecent to wear this color. By contrast, middle-aged and elderly women mostly wore blue and black dresses, and, with age, less and less jewelry.

The material for women's clothing was typically thin felt or colorful chintz. Rich Kazakh women wore silk and velvet dresses. The cut was close and had a closed collar, although a new cut became popular in the 19th century: a detachable dress with a bodice. Dresses, camisoles, and shirts were decorated with patterned embroidery, sewn appliqués of bright fabrics and stripes of fur, and fastened metal or silver buckles and buttons.

The unique attire of Kazakh brides also deserves special attention. Bridalwear included a camisole, robe, and a dress-shirt called a koylek. A distinctive conical “saukele”, or headdress, was also worn and could be well over 30 cm tall. The “zhelek” was the Kazakh equivalent of the bridal veil. White is not a traditional color for brides in Kazakhstan, however, because it is seen as the color of mourning. Brides’ colors were often chosen to correspond with her family or the region from which she came.

Men's Clothing

Men’s clothing in Kazakhstan consisted of a simple shirt, pants, and a hat. It was the “shapan”, or dressing gown, that was used to convey social status and was considered the most important item of clothing. Shapan could be made from all sorts of fabric and be beautifully multi-colored, however plainer shapan with dark colors were considered the norm. Ceremonial shapan, for example, were dark blue or black but also decorated with gold embroidery. Such ceremonial robes were made to be given to respected people and important guests, and this tradition is still very popular in Kazakhstan.

Hats

Kazakhs take a special attitude with their headdresses: they never wear the hats of others and do not give their own—it is believed that doing so transfers misfortune and illness or can cause you to lose your happiness and luck. Hats are to be carefully removed and put in a safe place, and under no circumstance should a cap be placed on the floor or chair. There are many types of headwear in Kazakhstan, including: takiya, kalpak, borik, kimeshek, tymak, and others. The most interesting headdress, which is considered one of the symbols of Kazakh culture, is saukele.

Saukele - a unique, handmade bridal headdress. It is believed that the higher the saukele, the more respect the bride shows for the groom's family. Some saukele, therefore, reached 70 cm in height. The Saukele is also the most expensive piece of bridalwear and can be decorated with precious stones, gold or silver, and other elements. Sometimes the cost of the headdress is equivalent to a herd of horses, but the bride only wears it once—at the wedding.

Kasaba - elegant hat, which the young wife wears to replace the saukele and before the birth of her first child.

Kimeshek - a tall, white turban which a woman wears after the birth of her first child and until the end of her life.

Takiya - a skullcap worn by people of all ages in Kazakhstan. It is sewn from silk, velvet, and other materials. Among younger Kazakhs, “zer-takia”, an embroidered skullcap with gold or silver thread, is popular. Sometimes takiya serve as a lining under other headdresses. 

Kalpak - a popular felt hat amongst Kazakh men. There are also “ayyr kalpak”, an expensive version of this hat decorated with precious fabrics or gold embroidery in the form of plant ornaments.

Borik - a hat with a fur edge. Originally, the fur came from wolves, although today the fur is usually that of an otter, a fox, a beaver. It is worn in both summer and winter. There are men and women’s borik hats, which differ only in decoration.

Tymak - a warm winter hat made of sheepskin. Tymak are sewn so that, during winter on the steppe, they perfectly protect the wearer’s head, neck and shoulders from wind and cold. This hat is also a key part of the national horse game, "Tymak uryp zhygu", during which riders try to knock it off a pole.