Казахские конные игры

Казахская культура, основанная на кочевом образе жизни, немыслима без лошади. В ходе развития общества, сформировались казахские конные игры, помогавшие развить силу, ловкость и сноровку при езде верхом.  Также, это было увлекательное развлечение и метод развития духовного единства народа. Некоторые конные игры уходят корнями в далекое прошлое, когда их суть была более бытовой. Другие конные игры появились исключительно как развлечение на праздниках. Все они прекрасно сохранились как часть культуры Казахстана, и сегодня без них не обходится ни одно крупное торжество.

Аламан байге

Это скачки на длинные дистанции. Казахская культура кочевника требовала быть готовым к долгим и далеким переездам, надо было выводить породу сильных и выносливых лошадей. Аламан байге – это забег на 30, 50 и даже 100 км по пересеченной местности. Здесь было испытание не для наездника, а именно для лошади. Причем по правилам можно использовать только местные породы лошадей. Иногда лошади погибали из-за перегрузок или падали без сил. Всадники часто заплетали хвост и гриву в косы, и крепили к ним перья птиц и различные амулеты, чтобы защитить лошадь от беды. Сегодня эта конная игра по-прежнему популярна, однако проводится на ипподромах, где устраивается забег на 30 км.

Байге

Байге – это скачки на средние дистанции, 3, 6 и 9 км. Этот заезд устраивается на ровной местности, и есть разделение заездов по возрасту лошади. Для лошадей младше 3 лет – дистанция до 2 км, младше 4 лет – до 5 км, и для лошадей старше 5 лет – забег до 9 км. Байге проводится во время многих праздников, и в состязании может участвовать любой желающий, имеющий лошадь.

Кокпар

Это старинная игра, которая является не только частью культуры Казахстана, но и других народов Центральной Азии. Цель игры – поднять на скаку тушу барана и доставить ее до определенной точки или забросить в огромный котел. Игра требует от всадников огромной силы, крепкой хватки, и умения держаться в седле свесившись к земле. Здесь каждый участник выступает индивидуально. Также есть игра «улак», где всадники действуют командами. Название «кокпар» переводится с казахского языка как «синий волк», и его происхождение связывают со следующей теорией: в далекие времена во время зимы кочевники устраивали охоту на волков, и возвращаясь домой устраивали для себя развлечение в виде борьбы за тушу хищника. Со временем эта охотничья традиция трансформировалась в игру, тушу волка заменили на барана, и стали проводить соревнования во время крупных праздников. Сегодня эта игра считается официальным видом конного спорта в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и других странах Азии, а самый крупный чемпионат по кокпару проводится на Играх кочевников, обычно проходящих в Кыргызстане.

Аударыспак

Так называется казахская народная борьба на лошадях. В этом состязании необходимо свалить соперника с лошади с помощью захватов и перетягивания на себя или вперед. Данная игра возникла в далеком прошлом, и была отличным тренажером для воинов. Она развивает не только навыки борьбы, но и умение крепко держаться в седле. Еще сто лет назад Аударыспак была обязательной игрой, которой обучались с детства – мальчики устраивали схватки сидя на жеребятах, баранах и бычках. Также, раньше были специалисты по подбору лошадей для борьбы – они умели определить сильных и подвижных коней.

Кыз Куу

Это веселая национальная конная игра Казахстана и Кыргызстана, название которой переводится как «догони девушку». Это даже не столько игра, сколько традиция, уходящая корнями в далекое прошлое. Кыз куу проводится во время праздников и фестивалей, и в игре участвуют молодые девушки и парни. Это красочное действо – молодые люди выступают в ярких национальных костюмах, а также украшают лошадей. По сигналу девушка начинает скакать на лошади к условному флагу, а через несколько секунд за ней устремляется парень, и старается поцеловать. Если он не успевает сделать это до финишной точки, то уже девушка начинает гнаться за ним до стартовой точки, и пытается отшлепать нагайкой. Обычно, дистанция погони в одну сторону составляет 400-500 метров.

Куме Алу

Название этой игры переводится с казахского языка «подними монету». По правилам игры, всадник должен на скаку поднять как можно больше монет. Монеты завернуты в небольшие платки, и разложены в одну линию. Победителем становится всадник, собравший наибольшее количество монет. В далеком прошлом вместо монет использовались небольшие серебряные слитки. Эта игра требует прекрасной реакции, ловкости и умения крепко держаться в седле, свесившись вниз.

Тымак урып жыгу

Развлекательная игра на лошади, в которой может принять участие любой, у кого есть лошадь. На площадке устанавливается шест, высотой чуть больше 2 метров, и на его верхушку цепляют тымак – головной убор. Участник смотрит на тымак, затем ему завязывают глаза платком, дают в руки камчу (нагайку), он садится на лошадь, и его крутят на месте несколько раз. Затем участнику дают напутствие, и у него есть три попытки чтобы сбить тымак камчой. Если это сделать не удается, то ему могут дать еще три попытки в обмен на исполнение песни или веселого танца. Эта игра проводится во время крупных праздников.

Kazakh Horse Games

Equestrian skills are essential to the nomadic way of life on which Kazakh culture is based. Over thousands of years of societal development, Kazakhs developed horse games to compete and have fun but also to improve strength, agility, and dexterity while riding. Some of the games are rooted in the survival methods of the distant past while others are only for entertainment at the holidays—every game helps to develop a spiritual unity and camaraderie amongst the Kazakh people. Kazakhs have worked to preserve these games despite developing a more sedentary lifestyle, and today, no major celebration would be complete without them.

Alaman Baiga

Alaman Baiga is characterized as long-distance racing for local horse breeds. Nomadic culture demands a readiness for long journeys, which necessitated the breeding of strong horses with unmatched endurance. Alaman Baiga provides a test for locally bred horses over the course of 30, 50, or even 100 km of rough terrain. Riders often braided the horses’ tails and manes or bird feathers and other decorations were used to protect the horse from harm—not all of the horses survived the races, however. Today, this equestrian game is still popular among Kazakhs, but it is held in hippodromes, where a 30 km races are organized.

Baiga

Shorter-distance races are called Baiga. Baiga is either two, five, or nine kilometers across level ground. There are different divisions based on the horse’s age—for those horses younger than three years old, the races are up to two kilometers; horses younger than four race up to five kilometers; and horses older than five years race the longest distance: nine kilometers. Baiga is held during many holidays and anyone who has a horse can participate in the competition.

Kokpar

The ancient game of Kokpar (and its team version, Ulak) is not only part of the culture of Kazakhstan but also the other nations of Central Asia. The goal of the game is to lift the carcass of a ram and deliver it to a certain point or throw it into a huge cauldron. Riders showcase great strength, a firm grip, and supreme balance in the saddle while leaning to the ground to grab the ram. The name “Kokpar” translates from the Kazakh as “Blue Wolf”. The origin of this name is associated with the following legend: in ancient times, during the winter, nomads staged hunts for wolves. Upon returning home, the hunters entertained themselves by fighting for the predator’s carcass. Over time, this hunting tradition became a game, the carcass of the wolf was replaced by a sheep, and competitions began to be held during major holidays. Today, this game is considered the official equestrian sport in Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan and other Central Asian countries. The largest Kokpar championship is held as part of the Games of Nomads, usually held in Kyrgyzstan.

Audaryspack

Audaryspack is Kazakh wrestling on horseback. Rivals try to knock their opponents off their horses via grabs, holds, and so on. An ancient game, Audaryspack is excellent training for warriors as it develops not only wrestling ability but grip strength in the saddle. A century ago, this game was considered mandatory and was learned from childhood—boys staged fights sitting on foals, rams, and bulls. There were also experts in horse selection who were able to identify the strongest, most nimble horses.

Kyz Kuu

This fun tradition of Kazakhstan and Kyrgyzstan translates as "catch up with the girl". Kyz Kuu is held during holidays and festivals, with young girls and boys participating in the game. The young people perform in bright national costumes and adorn their horses, providing a colorful show for elders and tourists alike. At the signal, the girl sets off on her horse. A few seconds later, the boy rushes after her, trying to get a kiss. If he is unable to get a kiss by the finishing point, she has license to chase him back to the start, trying to hit him with a whip. Usually, the chase distance in one direction is 400-500 meters.

Kume Alu

“Pick up the coin”, as this name is translated from Kazakh, is a game in which the rider must gather as many coins as possible. The coins are wrapped in small scarves and laid out in a line. The rider who collects the most coins is the winner. This game requires excellent dexterity, balance, and a strong grip whilst hanging down to scoop up the coins.

Tymak Uryp Zhygu

Tymak Uryp Zhygu is an entertaining game which anyone with a horse can take part in. In this game, a pole of a little more than two meters high is installed on a platform. A headdress called a tymak is placed atop the pole. Participants look at the tymak and are subsequently blindfolded, given a whip, sat on their horses, and spun around several times. The rider then has three attempts to knock the tymak off the pole with the whip. If unable to do so, three more attempts can be earned by performing a song or merry dance. This game is most commonly played during the major holidays.