Ремесла Казахстана

Кочевая жизнь в суровых условиях степи и полностью натуральное хозяйство вынуждала людей заниматься производством всего необходимого самостоятельно. Так зародились казахские народные ремесла, которые удовлетворяли все потребности людей, и довольно редко становились предметом торговли. В племенах кочевников было гендерное разделение по видам ремесленных работ: мужчины занимались обработкой дерева, металла, кожи и другими видами промыслов, требующих силы, и традиционно связанных с мужской деятельностью; а женщины работали в сферах, где нужна усидчивость и кропотливая работа – изготовление и обработка войлока, шерсти, различные виды плетения и вышивки. 

Позднее, в XIX веке присоединение Казахстана к Российской Империи и развитие торговли привели к снижению роли народных ремесел, хотя, с другой стороны, новые привозные материалы и сырье позволили ремесленникам расширить свои возможности, и реализовать новые идеи. В итоге, ремесла стали прерогативой отдельных специалистов, которые начали создавать изделия исключительно на продажу. Сегодня народные ремесла являются отражением богатой кочевой культуры Казахстана, а ремесленные изделия, в основном, служат подарками и сувенирами.

Дерево

Одним из важнейших материалов в жизни казахских кочевников было дерево. Из него изготавливали детали каркаса юрты, мебель, посуду, и другие предметы быта. В основном, деревообрабатывающее ремесло было развито на севере Казахстана, с большим количеством леса. 

Самым важным ремеслом было изготовление деталей для юрты: стенок-решеток «кереге», жердей для крыши «юк», и обода-навершия «шанырак». Создание крепкого и геометрически правильного каркаса для постоянного жилища требовало высокого ремесленного мастерства. Причем, «шанырак» был самой сложной и важной конструкцией, его передавали по наследству, и довольно часто его украшали различными резными орнаментами.

Также, из дерева делали некоторые детали для седел, рукоятки для рабочих инструментов, различные шкафчики и сундуки. Отдельным ремеслом по работе с деревом было изготовление казахских музыкальных инструментов «кобыза» и «домбры».

Металл

Менее распространенным материалом для ремесленников были различные металлы, но кузнечное ремесло было важным умением в жизни кочевников – из металла делали подковы, стремена, детали упряжки, а также ножи, и различные инструменты. В основном, ремесла, связанные с работой по металлу, были развиты слабо. А с развитием торговли, привозные изделия полностью заменили местное производство. Однако, навыки в работе по металлу применялись также в работе казахских ювелиров.

Кожа

Кожевенное ремесло составляло еще одну важную часть в жизни казахов. Из кожи диких и домашних животных делали зимнюю одежду, шапки, детали седел и другой амуниции для лошадей. Некоторые виды одежды были настолько качественными и удобными, что слава о них распространилась по странам Центральной Азии, и они высоко ценились на базарах Востока. Также, массовым среди кочевников было сапожное ремесло, так как зимой и летом казахи носили сапоги. Помимо этого, из кожи делали сосуды для воды и кумыса. И хотя работа с кожей была прерогативой мужчин, в этих ремеслах часто были задействованы и женщины.

Войлок и ткацкие ремесла

Изготовление и обработка войлока было базовым ремеслом казахских кочевников, и этим занимались женщины. В первую очередь войлок использовали для покрытия юрт. Войлок использовали для пошива тапочек, а тонкий войлок был материалом для различной одежды. Также, войлок служил основой для ковров «текемет», которыми устилали пол в юрте, и для красивых ковров «тускииз», украшавших стены юрты. Вместе с этим было хорошо развито ковроткачество из шерсти и тонких полос ткани. А в более древние времена было повсеместно распространено ремесло плетения циновок. 

Ювелирное и косторезное искусство

Казахи также были отличными ювелирами, и владели многими техниками работы с металлом – ковкой, чеканкой, штамповкой и другими. Основным материалом было серебро, хотя встречались изделия из золота. Ювелиры создавали различные кольца, браслеты, серьги и подвески, а также детали одежды – пряжки и пуговицы. Особым видом ювелирного искусства Казахстана можно назвать косторезное ремесло, где из костей и рогов животных мастера вырезали различные фигурки, а также делали тонкие пластинки с рисунками и узорами, которыми потом инкрустировали предметы мебели.

Crafts of Kazakhstan

The harsh conditions of a nomadic life on the steppe and the difficult reality of subsistence farming forced people to produce all necessities on their own. Kazakh folk craft tradition was thereby borne out of that necessity, with items meeting the needs of the people and rarely being used for trade. Amongst nomadic tribes, the type of handicraft work was delegated by gender: men were engaged in the processing of wood, metal, leather, and other types of industries that require strength and were traditionally associated with male activities; women worked in areas where perseverance and hard work were needed—making and processing felt or wool and various types of weaving and embroidery.

With Kazakhstan’s incorporation into the Russian Empire at the beginning of the 19th century, the development of trade led to a decline in the role of folk crafts. Newly imported raw materials did allow artisans to expand their capabilities and implement new ideas, however. As a result, crafts became the prerogative of individual specialists who began to create products exclusively for sale. Today, handicrafts are a reflection of the rich nomadic culture of Kazakhstan, and handicrafts mainly serve as gifts and souvenirs.

Woodworking

Wood was one of the most important materials in the life of Kazakh nomads. Their yurt frames, furniture, dishes, and other household items were all made from various types of wood.

Woodworking mostly began in Northern Kazakhstan—because the area is heavily forested—and was spread as the population dispersed. The most important aspect of woodworking was the manufacturing of yurt parts: the kerege wall lattices, yuk roof rails, and shanyrak rim. Creating a strong and geometrically correct framework for a permanent home required excellent craftsmanship. Additionally, the “shanyrak”, the most complex and important construction, was often passed down from generation to generation and could be decorated with various carved ornaments.

Some saddle pieces, tool handles, and various lockers and chests were also made of wood. The making of musical instruments constituted a separate type of craft—most notably, the “kobyz” and “dombra” took special skill.

Metal

Metals were less common materials for artisans, but blacksmithing was an important skill in the life of nomads—horseshoes, stirrups, harness parts, knives, and other tools were made from various metals. Metallurgy and metalworking were mostly poorly developed industries, and with the development of trade, imported products almost completely replaced local production. Skills in metalworking were still applied by Kazakh jewelers, however, a tradition that continues today.

Leather

Leathercraft was another important aspect of Kazakh life. Winter clothes, hats, saddle detailing, and various armors were all made from the treated skins of wild and domestic animals. Some types of clothing were so comfortable and of such a high quality that they became popular throughout the region and were prized in the bazaars along the Silk Road. In addition, nomads made leather vessels for water and koumiss. Shoemaking was also a valuable skill amongst the nomads—Kazakhs wore boots in both the summer and winter. Although traditionally seen as a masculine undertaking, women were often involved in leatherworking as well.

Felt and Weaving

The manufacture and processing of felt was a fundamental craft in Kazakh nomadic life and an important role for women. Most importantly, felt was used to cover yurts. It was also used for sewing shoes and slippers, and a thin felt was the material for various clothes. Felt served as the basis for the tekemet carpet, which covered the floor in the yurt, and for the beautiful tuskyis carpets that adorned yurt walls. This type of carpet weaving from wool or other types of thin strips of fabric was a well-developed tradition—in more ancient times, mat weaving was also widespread.

Jewelry and Bone Carving

Kazakhs have a well-respected history for jewelry making and are experts in many of the associated metalworking techniques: forging, stamping, and others. Most pieces are silver, although gold is also used. From these materials, jewelers create various rings, bracelets, earrings and pendants, as well as details of clothing—adornments such as buckles and buttons. Bone carving was another special type of Kazakh craft. Craftsmen carved various figures from the bones and horns of animals. Thin plates with various patterns were also made and used as furniture inlays.