Казахская юрта

Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании.

Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува (входящих в состав Российской Федерации). При этом, в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров.

Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.

Процесс сборки юрты обычно производят женщины, и команда из 2-3 человек может возвести ее за один час. Вначале устанавливается дверная рама, к которой прикрепляют звенья «кереге», постепенно замыкая круг. Обычная юрта состоит из 6 звеньев «кереге», а богатые люди устанавливают большие юрты из 10 звеньев. Затем в центре юрты встает мужчина, держащий на высоком шесте «шанырак». «Шанырак» имеет по ободу множество квадратных отверстий, в которые начинают вставлять жерди «юк», а другие концы привязывают к кругу из кереге. Сначала вставляют первые 3-4 жерди, чтобы закрепить купол, а затем все остальные.

После этого начинается работа с войлоком. Но перед этим, место стыка стенок «кереге» и жердей «юк» обтягивается специальной полосой из ткани, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции. Затем начинается обтягивание войлоком вдоль стенок юрты, привязывается полог на дверь, и купол покрывают двумя большими отрезами войлока, формируя крышу. После этого, всё дополнительно обтягивается веревками несколько раз, для лучшей плотности стен из войлока, и в завершение сборки юрты прикрепляется специальный войлочный клапан, который с помощью веревки натягивается на «шанырак» в случае дождя.

Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам Солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день. Справа и слева от входа – место для хранения хозяйства: слева женская часть – посуда, продукты, и различная еда, а справа мужская – оружие, седло, различный инвентарь и инструменты. В центре юрты, прямо под потолочным отверстием «Шанырак», размещается очаг, на котором устанавливается тренога для котла. В дальнем конце юрты находится склад имущества семьи кочевника, и здесь принято размещать гостей. Ночью раскладывают постели – справа от входа для старших членов семьи, слева для младших и детей. Пол и стены юрты застилают коврами.

Сегодня в Казахстане уже редко можно увидеть юрты, население уже не кочует по казахским степям. Но увидеть юрту можно, причем даже в городе, как дань уважения к древней культуре Казахстана.

Kazakh Yurt

Yurts are home to the Kazakh people in every sense of the word. A convenient and practical dwelling that is easy to construct, deconstruct, and load onto a camel or horse for transport across the steppe, the yurt is an unmistakable symbol of Kazakh culture and that of other Turkic nomadic peoples. The word “yurt” itself can be translated as homeland, fatherland, or even people. Also, in Kazakh culture, the yurt represents a certain model of the concept of the universe.

Modern yurt design can trace its roots back to the huts of primitive peoples and later the tents of the nomads. Yurts as they are today were seen starting about 1,000 years ago, as evidenced by various drawings and manuscripts of travelers from China, Iran, and other Asian countries. This type of dwelling was widely seen not only in Kazakhstan, but also in Turkmenistan, Mongolia, Altai and the Republic of Tuva (belonging to the Russian Federation), and Kyrgyzstan, where it is still used today on the high mountain pastures. Each region’s yurts were unique and had their own characteristics and names. In Kazakhstan, for example, yurts are lower to the ground due to the strong winds on the steppe.

The Kazakh yurt consists of three wooden elements: “kerege” latticework makes up the walls, poles called "yuk" (or "uuk") form a dome-like structure, and a round rim known as "shanyrak" serves as the top of the yurt and is a skylight and a hole for smoke. Yurts have such importance to the Kazakh people that shanyrak are depicted on the National Emblem of Kazakhstan. The main material in yurt construction has always been willow wood, although rich nomads built them from birch. Once the framework is constructed, a felt cover provides protection from wind, rain, and snow in winter and the scorching sun and dust of summer.

Yurt assembly is generally done by women—a team of 2-3 people can complete it in about an hour. First, a door frame is installed to which the kerege links are attached to gradually close the circle. A typical yurt consists of six “kerege” links, but the wealthy could install as many as ten links. The second step involves a man standing in the center of the yurt holding a shanyrak on a high pole. Shanyrak have a set of square holes around the rim into which the “yuk” poles are inserted—the other ends are tied to the circle of kerege. The first 3-4 poles are initially erected to secure the dome, then the rest are added around them.

The joint formed by the kerege and yuk are covered with a special strip of fabric in order to give additional rigidity. After everything is fastened, felt is used along the walls of the yurt. The canopy is tied to the door and the dome is covered with two large cuts of felt to form a roof. Rope is wrapped around the entire structure several times to provide more strength to the felt walls. Finally, a special felt lever is attached which can be pulled over the shanyrak in case of rain.

The entrance to the yurt always faces south, so that the nomad can determine the time and plan his day based on the sun. To either side of the entrance is a place to store household goods. A woman’s things are kept on the left—dishes and various foods. A man’s stuff, weapons, saddles, and tools, are kept on the right. A fireplace is situated in the center of the yurt, right under the shanyrak. Above this fire, a tripod for the boiler is installed. To the far end, there is something of a warehouse for the nomadic family’s property—it is here that guests are customarily sat. When the sun sets across the steppe, beds are laid out. The elders of the family sleep to the right of the entrance while the younger ones are placed on the left. The floor and walls of the yurt are covered with carpets for comfort.

Yurts are rarely seen in Kazakhstan today as cities have gradually replaced nomadic traditions; they can still be spotted, however, even in the city, as a tribute to the ancient culture of Kazakhstan.