Тозабог, Хива

Летняя резиденция хивинских эмиров – Тозабог

В двух километрах к юго-западу от Хивы на площади в 0,5 га расположен один из летних дворцов хивинских ханов из династии Кунграт. Летняя резиденция была построена в 1897 году по приказу хивинского хана Мухаммад Рахимхана II.

Мухаммад Рахимхан II – одиннадцатый правитель Хивы из династии Кунграт. Он родился в 1845 году, а к власти в Хиве пришёл в 1864 году. Во время его правления в Хиве было построено множество мечетей и медресе, бани и многие другие сооружения гражданской архитектуры. Самым известным на сегодняшний день памятником, построенным по приказу Мухаммад Рахимхана II, является самое крупное в Средней Азии медресе – Медресе Мухаммад Рахимхана II.

Кибла Тозабог, Хива
Кибла Тозабог, Хива
Кибла Тозабог, Хива

В 1897 году Мухаммад Рахимхан начинает возводить свою летнюю резиденцию – Кибла Тозабог. Резиденция представляет собой дворцовый комплекс, состоящий из трёх дворов разного размера. В каждом дворе были построены большие двухэтажные дома, снаружи украшенные резными деревянными колоннами. На территории каждого из дворов находятся большие айваны с резными перилами и ножками, на которых в самые жаркие дни лета отдыхал хан и его приближённые. По периметру дворцового комплекса находятся служебные постройки.

Каждый из дворов резиденции обладает своей архитектурной особенностью. В центре первого двора находится водоём в виде фонтана, вокруг которого расположены клумбы. Кроме того, здесь находится зал для приёмов, который декорирован в европейском стиле. Одной из особенностей этого зала являются большие окна, что в принципе не характерно для восточной архитектуры.

В двух других дворах расположены личные покои хана и его гарема, а так же зимняя и летняя мечети, медресе, конюшни и хозяйственные постройки. Все они выполнены в полуевропейском стиле. Использование элементов европейской архитектуры характерно для хивинской и бухарской архитектуры конца XIX века. В этот период оба ханства – Хивинское и Бухарское - находились под протекторатом Российской Империи. В то же время архитектура дворца Кибла Тозабог сохраняет лучшие традиции Востока, а само здание окружено прекрасными тенистыми садами, которые обеспечивали тень и прохладу в жаркие дни.

Дворец Тозабог полностью построен из жженого кирпича. Стены резиденции украшены резьбой по ганчу и покрыты золотом. Двери для залов и покоев были сделаны по специальному заказу приглашённым из России мастером. Летняя резиденция хивинских ханов - Тозабог – это один из прекраснейших памятников архитектуры Хивы XIX века.

Tozabog, Khiva

Tozabog - Summer Place of Khiva Emirs

Two kilometers to south-west from Khiva in the territory of 0,5 ha there is one of the summer residences of Khiva Khans of the Kungrat dynasty. The summer residence was built in 1897 by order of the Khiva Khan Muhammad Rahimhan II.

Muhammad Rahimhan II is the eleventh ruler of Khiva from the Kungrat dynasty. He was born in 1845 and came to power in Khiva in 1864. His regiment in Khiva was distinguished by construction of many mosques, madrassah, bath-houses and other structures of civil architecture. The most famous monument built by order of Mukammad Rakimhan II up to date is the Muhammad Rahimhan II Madrassah, the largest in Central Asia madrassah.

Muhammad Rahimhan began construction of his summer residence Kibla Tozabog in 1897. The summer residence is a palace complex consisted of three yards of different sizes. In every yard there were large two-storey houses decorated from outside with carved wooden columns. In the territory of every yard there stand large ayvans with carved handrails and legs where the khan and his servitors used to have rest in the hottest summer days. The palace complex is surrounded by outbuildings built along its perimeter.

Tozabog, Khiva
Tozabog, Khiva
Tozabog, Khiva

Each of the residence palaces is famous for its architectural feature. In the center of the first palace there is a basin in a form of a fountain surrounded by flowerbeds. In addition there is an audience hall decorated in a European style. One of the features of this hall is large windows which in principle are not conventional for oriental architecture.

Two other yards houses a khan’s personal chamber and his harems as well as winter and summer mosques, madrassah, stabling and household structures. All of them are built in a half-European style. Application of European architecture elements is common for the Khiva and Bukhara architecture in end of the XIX century. The both Khiva and Bukhara khanates were under protectorate of the Russian Empire at that period. At the same time the architecture of the Kibla Tozabog palace preserves the best traditions of the East and the building itself is surrounded with beautiful shady gardens ensuring shade and cool in hot days.

The Tozabog Palace was built fully in burnt brick. The residence wall are decorated with carved ganch and plated with gold. The doors for the halls and chambers were made by special order by the masters attracted from Russia. Tozabog - the Summer Residence of Khiva Emirs is one of the most beautiful monuments in Khiva of the XIX century.