Легенда о Кырк-Кыз

Кырк-Кыз: легенда о девушках-воинах

Тысячелетиями складывались легенды о бесстрашных амазонках. Многие армии бежали от воинственных дев. Среди народа живет легенда о самаркандских амазонках. Вот что гласит одна из легенд. Отряд девушек Кырк Кыз располагался в крепости Кырк Кыз-тепе. К стенам крепости подошло вражеское войско и начало осаду замка. Самаркандские девушки под предводительством своей предводительницы Гаухар встали на защиту крепости. Несчетное количество дней и ночей они отражали атаки противника. Много полегло врагов на поле битвы. Поредели ряды и воительниц. Осталась одна Гаухар и несколько девушек, а подмога не шла, готовились к обороне города.

Крепость горела, в пламени огня слышались стоны и крики, стены были разрушены. Надежда оставила защитников. Но Гаухар, собрав все оставшиеся колчаны со стрелами, метко поражала воинов неприятеля. Когда кончились стрелы, воительница, смертельно раненная, вышла из крепости. Воины противника, готовые растерзать защитника крепости, замерли в оцепенении. Гаухар медленно поднялась, с головы упал окровавленный шлем, рассыпались по панцирю роскошные косы. Воительница подняла саблю и с надрывом проговорила: "Я - Гаухар, мой отряд девушек погиб в бою, и я вызываю на поединок вашего полководца".

Крепость Кирк-Киз, Термез
Крепость Кирк-Киз, Термез
Крепость Кирк-Киз, Термез

Войско ответило изумленным ревом. Еще никто так отважно не бился с могущественной армией. Предводитель бросил пронзительный взгляд на девушку, и губы его прошептали: "Мне бы таких воинов". Соскочив с коня, он учтиво подошел к Гаухар и, внимательно посмотрев в глаза, понял, что Самарканд ему не взять, и найдет он здесь свою погибель. Полководец склонил голову и поцеловал руку Гаухар. Обернувшись к своим воинам, он громко крикнул: "Я увидел жемчужину Самарканда и удовлетворен увиденным. Возвращаемся домой!" Одобрительно зашумело войско и, взлетев на коней, всадники скрылись из виду.

Отважная Гаухар проводила взглядом последнего вражеского воина и радостью осветилось её лицо, когда они скрылись за горизонтом, оставив земли Самарканда. В этот момент показались всадники из крепости, спешащие на помощь амазонкам. Гаухар с облегчением склонила голову и прошептала: "Наконец-то!" - и покачнувшись, упала навзничь. Все тело её было изранено, а по прекрасным губам струйкой потекла алая кровь. Мимо закрывающихся очей промелькнули лица родителей: вот мать готовит лепешки, а отец рассказывает сказки, вот она с сестрой бежит на базар за сладостями, вот суженый говорит о своей любви – всё это промелькнуло перед затуманенным взором Гаухар и посмотрев на степь, сады и город Самарканд, в глубине её глаз засветилась радость. "Город спасен!" - мелькнуло счастливое озарение.

The Legend of Kirk Kiz

For millennia, people have made legends of fearless Amazons. Many armies fled from warlike maidens. There is a legend of Samarkand Amazons. A Kirk Kiz Girl Squad stayed in the fortress of Kirk Kiz Tepe. Enemies surrounded the walls of the fortress and began to siege the castle. Samarkand girls, led by their leader Gauhar defended the fortress. Countless days and nights they repulsed the enemy’s attack. Many enemies were killed on the battlefield. Detachment of girls also sustained heavy losses. Only Gauhar and some girls survived, but help did not come. They prepared to defend the city.

The fortress was burning, groans and cries were heard in flames of fire, the walls were destroyed. Girls lost any hope. But Gauhar, having collected all remaining arrows, neatly hit enemies. When the arrows ended, Gauhar, mortally wounded, left the fortress. The soldiers of the enemy became rigid. Gauhar slowly stood up, a bloody helmet fell down from her head and luxurious tresses fell down on the armor. The girl raised her sword and with said: "My name is Gauhar, my squad of girls was killed in the battle, and I call your commander to a duel".

Kirk Kiz fortress, Termez
Kirk Kiz fortress, Termez
Kirk Kiz fortress, Termez

The army responded with a roar of astonishment. No one fought with this mighty army as bravely as the girl squad did. The leader threw a piercing glance at the girl and whispered: "I’d like to have such men in my army". Leaping from his horse, he politely came up to Gauhar and carefully looked into her eyes. He realized that he would not occupy Samarkand, but would find his death there. The commander bowed his head and kissed the hand of Gauhar. Then he turned to his men and shouted: "I saw the pearl of Samarkand and it’s enough for me. Back home!" The army approved it and, saddling their horses, the riders shaded from view.

Brave Gauhar followed the last enemy soldier with her eyes and a smile of joy lit up her face when they disappeared over the horizon, leaving the land of Samarkand. At that point, the riders appeared out of the fortress hurrying to aid the Amazons. Gauhar bowed her head with relief and whispered: "Finally!" and fell flat on her back. All her body was wounded. Closing her eyes she remembered her parents: how mother cooked bread and father told fairy tales, how her sister and she ran to the market for sweets and her betrothed told of his love. It flashed before misty eyes of Gauhar and looking at the steppe, gardens and the city of Samarkand, the radiant joy lit up in the depths of her eyes. "The city is saved!" - a happy inspiration flashed across her mind.