Винные сосуды квеври

Квеври Квеври

История использования квеври в качестве ключевого компонента грузинского виноделия насчитывает тысячи лет. Самые древние известные нам квеври, изготовленные в VI тысячелетии до нашей эры, были найдены в южной части Марнеульского муниципалитета Грузии, а квеври II-го тысячелетия до нашей эры были найдены в пещерных городах Уплисцихе и Вардзия. В монастыре Алаверди в регионе Кахетия также хранятся квеври, происхождение которых датируется VI-VII веками нашей эры.

Грузины часто называют свои квеври материнской утробой для вина. Признав важность этого древнего метода виноделия, в 2013 году ЮНЕСКО включила его в Список нематериального культурного наследия человечества.

Общее описание

Квеври – это глиняный сосуд по форме напоминающий лимон, который используют в Грузии для производства и хранения вина. Он подходит для всех этапов виноделия, от ферментации до выдержки и хранения. После того, как квеври помещают под землю в винных погребах, называемых в Грузии марани, их больше не перемещают.

Квеври
Квеври перед обжигом
Покрытие квеври цементом

Емкости для вина квеври имеют размер от 50 до 5000 литров, но наиболее популярными и удобными являются емкости от 1000 до 1500 литров. Решающее значение для функциональности квеври имеет качество глины. Подходящая глина должна быть богата минералами, которые способствуют формированию аромата вина. Чрезвычайно важен содержащийся в глине известняк, помогающий защитить вино от бактерий.

Преимущества квеври

Квеври способны сохранять качество вина при стабильной температуре в течение всего года. В жаркие летние месяцы они поддерживают достаточно прохладную температуру, для хранения вина без добавок. Зимой почва вокруг квеври защищает его сохраняющимся осенним теплом, позволяя вину продолжать созревание без угрозы от падения температуры.

Квеври являются практичным выбором для виноделов, поскольку они стоят меньше, чем резервуары из нержавеющей стали, а технология хранения их под землей позволяет обойтись без винного погреба с высокими потолками и необходимой системы охлаждения.

Как изготовить квеври

Любой мастер по изготовлению квеври скажет вам, что процесс требует времени и терпения. Ремесло передается из поколения в поколение, и будущие мастера уже в детстве приобщаются к нему, обучаясь у своих отцов и дедов. Профессиональные навыки и знания считаются священными семейными секретами. Исторически квеври производили в основном в Западной Грузии, Верхней Имерети и Кахети.

Обжиг квеври перед обработкой воском
Печь для обжига квеври
Квеври в винном погребе

Заза Кбилашвили, производитель квеври из села Вардисубани в Кахетии, рассказывает о своей работе в деталях: «На изготовление одного квеври уходит около 3 месяцев. Каждый день можно добавлять всего несколько сантиметров глины; если добавить больше, квеври может разрушиться под давлением свежей глины. После того, как форма сосуда выстроена, ему нужно 3-4 недели, чтобы высохнуть, прежде чем его можно будет обжечь. Требуется 7-8 взрослых для того, чтобы осторожно перенести квеври емкостью 1-1,5 тонны в печь, которая может одновременно вместить до 8 квеври. Мы строим кирпичную стену, чтобы закрыть печь и сохранить тепло. Обжиг квеври длится одну неделю при температуре примерно 500 градусов по Цельсию. После этого мы демонтируем стену и выносим обожженный квеври из печи».

Иногда квеври покрывают снаружи цементом, который обеспечивает защиту от микротрещин и незначительных, но частых землетрясений, которые происходят в Грузии. В отличие от сосудов из нержавеющей стали, пористые стенки квеври позволяют сосуду взаимодействовать с землей, в которую он погружен. Некоторые виноделы предпочитают покрывать свои квеври изнутри горячим пчелиным воском. Он обеспечивает лучшую изоляцию между сосудом и почвой, в то же время способствуя легкой микрооксидации, позволяющей квеври «дышать». В результате вино, хранящееся в квеври, созревает намного быстрее, чем при хранении в стальных цистернах. Вощёные квеври также легче чистить.

Чистка квеври

Чистка квеври – довольно утомительное занятие. Один из мужчин обычно забирается внутрь сосуда, чтобы очистить его сарцхи – щеткой из коры вишневого дерева, специально созданной для чистки стенок квеври. Грузины утверждают, что если квеври очищен правильно, то можно выпить последние капли воды с его дна. В качестве антисептика внутрь квеври помещают горящую серу.

Небольшой сувенирный квеври
Винный погреб с погребенными квеври
Винный погреб с квеври

Квеври сегодня

XXI век стал свидетелем возрождения и популяризации древнего грузинского метода виноделия с использованием глиняных сосудов квеври, и многие новые семейные винодельни в Грузии выбрали квеври в качестве основного инструмента для производства прекрасного вина. Грузинские квеври теперь экспортируются даже в Испанию, Италию, Францию, Словакию и США. Лучшие производители квеври в Грузии обычно обеспечены заказами на год вперед.

Производство уникальных глиняных сосудов квеври – непростая задача, но уже первый глоток вина, хранящегося в них вина, убедит вас в том, что оно того стоит!

Qvevri Wine Vessels

Qvevri Wine Vessels Qvevri Wine Vessels

 

For millennia, qvevri wine vessels have been the key component for wine making in the country of Georgia.

The earliest known qvevri were found in the southern Marneuli Municipality and date to the 6th millennium BC, while qvevri jars from the 2nd millennium BC were found in the cave towns of Uplistikhe and Vardzia. Alaverdi Monastery in Kakheti Region is also home to qvevri as old as the 6th-7th centuries AD.

Georgians often refer to their qvevri jars as a womb for wine. Recognizing the significance of this ancient winemaking method, in 2013 UNESCO inscribed it on the List of the Intangible Cultural Heritage of Humanity.

General Description

The qvevri is a lemon-shaped earthenware vessel used in Georgia for the production and storage of wine. It is suitable for every stage of winemaking, from fermentation to aging and storing. Once qvevri are buried underground in wine cellars called marani, they are not moved again until the wine is ready for consumption.

Qvevri
Built Qvevri before Firing
Covering Qvevri with Cement

The size of qvevri wine vessels ranges from 50 to 5,000 liters, yet the most popular and convenient sizes are those between 1,000-1,500 liters. The quality of clay is crucial for long-lasting qvevri: Ideally, the clay should be rich in minerals which will contribute to the aromatic development of the wine. The limestone in the clay is also extremely important, as it helps to protect the wine from bacteria.

Advantages of Qvevri Vessels

Qvevri jars are able to preserve wine at a stable temperature throughout the year. In the hot summer months, they maintain a temperature cool enough for the wine to last without preservatives. In winter, the soil around the qvevri protects it with the lingering autumn warmth, allowing the wine to continue maturing without threat of a significant temperature drop.

Qvevri vessels are also a very practical choice for winemakers, for they are less expensive than stainless steel tanks, and when buried in the earth they require neither a high-ceiling wine cellar nor a cooling system.

How to Make Qvevri

As qvevri makers will tell you, qvevri are fashioned slowly and with much patience. Many men enter the practice in childhood, learning the tricks of the trade from their fathers and grandfathers. Skills and knowledge are passed down for generations and regarded as sacred family secrets. Historically, qvevri have been primarily produced in western Georgia, Upper Imereti and Kakheti in eastern Georgia.

Firing Qvevri before Waxing
Kiln fo Firing Qvevri
Qvevri in Wine Cellar

Zaza Qbilashvili, a qvevri maker from Vardisubani village in Kakheti, explains in detail: “It takes about 3 months to make one qvevri. Just a few centimeters of clay can be added each day; any more than that and the qvevri may collapse under the pressure of the new clay. Once the vessel is built, it needs 3-4 weeks to dry before it can be fired. A qvevri which can hold a volume of 1-1.5 tons requires 7-8 adults to slowly transfer it into the kiln, which can accommodate up to 8 qvevri at once. We build a brick wall to enclose the kiln and retain the heat. The qvevri firing lasts one week at approximately 500 degrees Celsius (950 degrees Fahrenheit). Afterwards, we dismantle the wall and move the fired qvevri out of the kiln.”

Sometimes, qvevri will be coated on the outside with cement, which provides protection against microcracks and the minor yet frequent earthquakes that occur in Georgia. Unlike stainless steel vessels, the porous walls of qvevri allow the jar to interact with the earth around it. Other winemakers prefer to coat their qvevri on the inside with hot bee wax. The wax causes greater isolation between the vessel and the earth yet allows for micro-oxygenation so that the qvevri can breathe. As a result, the wine stored in these vessels matures much faster than when stored in conventional qvevri. Waxed qvevri wine vessels are also easier to clean.

Cleaning Qvevri

Cleaning qvevri is a tedious task. An adult male usually climbs inside the vessel to clean it with sartskhi, a brush with layers of cherry tree bark specially designed to scrub the walls of qvevri. Georgians claim that if the qvevri is cleaned properly, you will be able to drink the last drops of water from the bottom of the vessel. Burning sulphur is also often poured inside the qvevri as an antiseptic .

Small Souvenir Qvevri
Wine Cellar with Buried Qvevri
Wine Cellar with Qvevri

Qvevri Today

The 21st century has seen a revival of the ancient Georgian method for winemaking using qvevri jars, with many new family wineries in Georgia choosing qvevri as their main tool for producing fine wine. Qvevri vessels from Georgia are now even exported to Spain, Italy, France, Slovakia and the USA. To order a vessel from the most popular qvevri makers in Georgia, orders must be placed a full year in advance.

The production of these jars is no easy task, yet one taste of qvevri wine which has been produced and stored in the vessels will convince visitors to Georgia that it is well worth the effort!