Вино в Грузии

Грузинское вино

Грузинское вино – словосочетание, которое звучит как бренд, потому что вино в Грузии и есть бренд. Вино является значимой частью грузинской культуры, а также целым пластом грузинской экономики. Грузия и вино неразлучны, и любой путеводитель посоветует вам, оказавшись в Грузии, непременно отведать этот напиток, даже если вы не самый большой его поклонник. Вино бывает разное: белое и красное, плохое и хорошее, сладкое и кислое, крепкое и не очень, но грузинское вино стоит в стороне от всех этих характеристик, потому что оно - особенное.

Что же делает грузинское вино таким особенным? «Виноград!» – скажете вы и будете правы. Сорта винограда оказывают огромное влияние на вкус вина, именно поэтому, например, в Аргентине и Франции вина получаются такими разными. Так в Армении виноград растёт очень сладкий, и вина из-за этого получаются сладкие и крепкие; да и вообще такой виноград хорош для приготовления идеального коньячного спирта, а не вина. Интересно, что даже определенный сорт винограда в разных странах будет отличаться из-за климата и земли: вино Саперави из кахетинского винограда и вино из Саперави, выращенного где-то ещё, будут совершенно разными винами.

Сорта делят чёрные и белые, по цвету ягод. Самые известные грузинские сорта винограда – это Саперави, Мцване, Чинури, Ркацители, Александроули, Цоликаури. Всего известно 525 эндемических сортов винограда в Грузии. Уникальность грузинского винограда состоит в том, что он не был завезен, а рос тут всегда. Сначала дикий, а затем и культивированный людьми. В Грузии виноград растёт на равнинах и в предгорьях; более 75% всего грузинского винограда выращивается в Кахетии.

С виноградом мы вроде разобрались, но он – не единственная причина, по которой грузинские вина отличаются от других. В Грузии не только выращиваются свои виноградные сорта, но и используются особые технологии виноделия. Здесь существуют три основные технологии производства вина: европейская (классическая), кахетинская и имеретинская.

Когда сложенный в большие деревянные ёмкости «сацнахели», виноград, очищенный от веточек, мнут босыми ногами, отделяют от ягод и косточек сок и отправляют его на брожение – это европейская технология. Ей пользовались в древней Греции и Риме, сейчас ей пользуются во Франции и во всех странах, ориентирующихся в производстве вина на Францию. В Грузию эту технологию привнес Александр Чавчавадзе. Такое вино получается пониженной терпкости, с очень ровным вкусом.

Когда от белого винограда не отделяют косточки и раздавленные ягоды и помещают общую массу в специальный керамический сосуд квеври, а квеври потом закапывают в землю на 3-6 месяцев – это кахетинская технология. Вкус такого вина терпкий и насыщенный. В кахетинских винах содержится более высокий, по сравнению с европейскими, процент антиоксидантов-полифенолов, полезных для здоровья. Такое вино называется оранжевым вином или amber wine.

Имеретинская технология объединяет в себе европейскую и кахетинскую. В квеври добавляют лишь 15-25% отжимок (ягод с косточками). Такое вино отличается большей кислотностью, пониженной терпкостью и более ровным вкусом.

Вино в Грузии
Вино в Грузии
Вино в Грузии

Интересные факты о грузинском вине:

  • В Грузии производят вина как из одного сорта вина (Саперави, Киндзмараули, Ахашени, Мцване, Ркацители, Киси, Усахелоури и т.д.), так и комбинируя разные сорта. Например, в Раче знаменитую Хванчкару делают из сортов Александраули и Муджуретули, белое Цинандали – из Ркацители и Мцване, а на западе Грузии популярен ансамбль из трёх белых сортов винограда Цицка, Цоликаури, Крахуна.
  • Всё чаще для брожения вина используют не керамические квеври, а металлические сосуды в силу их большей практичности; однако, вкус вина из-за этого получается иным, не таким, как из квеври.
  • Слово «Саперави» означает что-то чем красят, что придаёт цвет, или попросту «краситель». Всё дело в том, что в отличие от большинства красных сортов винограда цвет ягоды Саперави в разрезе интенсивно красный.
  • Чем сильнее терпкость грузинского вина, тем больше в нём полифенолов и танинов, и тем оно полезнее для здоровья (естественно, в разумных количествах).
  • Ещё одно распространенное заблуждение в том, что цвет вина зависит от цвета винограда, но это не так. Любой виноградный сок не имеет цвета. Цвет этому прекрасному напитку придаёт кожура, красящие вещества содержатся только в ней. Из винограда с черной кожурой можно получить белое вино. Как? Не оставлять вино на мезге в течение первой ферментации!

Именно из-за того, что вино в Грузии стало полноправной достопримечательностью, появились винные туры. Самое популярное направление для винных туров – это, конечно, Кахетия, где располагается множество винных заводов и семейных виноделен, и производится большое количество разных вин. Обычно винные туры делятся на две разновидности: посещение винзавода или семейного винного хозяйства. Можно также удачно совместить два разных типа производства вин и насладиться напитком богов на заводе и в компании винодела. Винный тур – отличная возможность познакомиться с грузинским вином, продегустировать различные его сорта, а заодно полюбоваться красотами и древней архитектурой Грузии. Особенно интересно запланировать в винный тур в сентябре, когда в Грузии проходит ртвели – период сбор винограда.

Больше о грузинском вине:

Традиции грузинского виноделия
Сорта грузинского вина
Вино в грузинской кухне

Georgian Wines

Georgian Wine

“Georgian wines” is a phrase which may sound like a brand, for wine in Georgia is a brand, as well as an invaluable part of local culture and a vital sector of the Georgian economy. As Georgia and wine are inseparable, any travel guide will insist that tasting this drink when visiting is an absolute must. Wine itself is diverse - it may be red or white, sweet or acidic, strong or subtle, new or aged - but the uniqueness of Georgian wine sets it apart in a class entirely its own.

And just what makes Georgian wines so special? Grapes, of course! Grape varieties have a huge impact on the taste of wine, which is why, for example, the wines of Argentina and France are so different from one another. Armenia’s extra sweet grapes produce strong, sweet wines, although such grapes are actually ideal for making cognac, not wine. Interestingly, even a specific grape variety will grow differently in different countries due to climate and topography. As an example, Saperavi wine from Georgia’s Kakheti Region and Saperavi wine produced from grapes grown elsewhere will be very different from one another.

Grape varieties are divided into black and white according to the color of the skin, with Saperavi, Mtsvane, Chinuri, Rkatsiteli, Aleksandrouli and Tsolikauri among the most famous kinds in Georgia. In total there are 525 known endemic grape varieties in Georgia. Their uniqueness lies in the fact that they were not imported but have always grown here, first in the wild and then on cultivated lands, thus giving shape to centuries of Georgian wine history. In Georgia, grapes grow on the plains and in the foothills, with more than 75% of all Georgian grapes found in Kakheti Region.

Georgian Wine

Yet Georgia’s unique and diverse grapes are not the only reason why Georgian wines differ from others. Georgia also employs special winemaking technologies, with the three main methods being European (classical), Kakhetian and Imeretian.

The European or classical method involves storing the grapes in “satnakheli”,  large wooden containers made from peeled twigs. The grapes are then crushed with bare feet and the juice separated from the peels and seeds before fermentation. This method was used in ancient Greece and Rome and was first introduced to Georgia by Alexander Chavchavadze in the 19th century. Today it is also used in France and other countries which imitate the French method of wine production. The classical method results in a low-astringency wine with a very even taste.

For the Kakhetian method of winemaking, the seeds and crushed grapes are not separated from the juice. Instead, all is placed together in a special ceramic vessel called qvevri, which is then buried for 3-6 months. The Kakhetian method often produces an orange or Georgian amber wine with a tart and full-bodied taste. Compared to European varieties, Kakhetian wines contain a higher percentage of antioxidants and polyphenols, both of which are beneficial to one’s health.

The Imeretian method of winemaking combines European and Kakhetian techniques by adding 15-25% of the extracts (crushed grapes with seeds) to the kvevri vessels. This wine is distinguished by its higher acidity, lower astringency and smoother taste.

Georgian Wine

Interesting Facts about Georgian Wine:

  • In Georgia, wines may be produced either from one grape variety (Saperavi, Kindzmarauli, Akhasheni, Mtsvane, Rkatsiteli, Kisi, Usakhelouri, etc.) or by combining different varieties. For example, in Racha the famous Khvanchkara wine is made from Alexanduli and Mujuretuli varieties, white in Tsinandali the Rkatsiteli and Mtsvane grapes are often paired. In western Georgia an ensemble of three white grape varieties -Tsitska, Tsolikauri and Krakhuna - is popular.
  • Ceramic qvevri vessels used to ferment Georgian wine are gradually being replaced with more practical metal vessels, an alteration which is affecting the flavor of the wine.
  • The word "saperavi" means something with which to paint or to dye. Compared to the average red grape variety, the color of the saperavi grape is indeed intensely red and is known for producing one of the top 10 Georgian wines.
  • The stronger the astringency of Georgian wine, the more polyphenols and tannins it contains and thus the more beneficial it is for your health (in reasonable quantities, of course).
  • Georgian wines include many red, white, rose and amber varieties, yet contrary to popular belief the color of the wine does not depend on the color of the grape. Grape juice itself has no color, and the tint instead comes from the coloring substances in the peel. If the juice is separated from the pulp during the first fermentation, black-skinned grapes can actually produce white wine!

With wine now a full-fledged attraction in Georgia, the popularity of wine tours has soared. The most popular destination for wine tours is, of course, Kakheti Region, which is known for its many wineries and diverse wine types. Wine tours are usually focused on either commercial or family wineries, yet a combo tour to both types of establishments is also possible. Wine tasting is a great way to get acquainted with famous local wines while soaking in Georgia’s natural and architectural beauty. September, when the grape harvest holiday of Rtveli takes place in Georgia, is the ideal month for a wine tour.

More about Georgian wine:

Georgian Winemaking Traditions
Georgian Wine Varieties
Wine in Georgian Cuisine