Спорт, Кыргызстан

Спорт в Кыргызстане - это не просто отдых, но и тренировка силы воли. Люди должны были быть сильными и изобретательными, чтобы выжить в горах и степях, а спортивные состязания помогали им обрести необходимые для этого навыки. Спорт также отражал традиции и ценности кыргызского народа, на протяжении веков помогая ему передавать свою культуру из поколения в поколение.

Самые популярные спортивные соревнования в Кыргызстане - это конные игры. Кок-Бору –игра, в которой разбившись на команды по восемь человек, наездники верхом на лошадях сражаются за тушу козла, а завладев ею, должны забросить в ворота соперника, за что им даются очки. Как от наездника, так и от лошади требуется большой запас выдержки и силы воли, а также терпимость к боли. Ещё наезднику нужно быть достаточно сильным и подготовленным физически, чтобы поднять с земли тушу и бороться за трофей с другим игроком; в то же время нужно уворачиваться и отбивать атаки соперников, а это невозможно проделать без ловкости. Наконец, победу можно добыть только работая сообща, став единой командой и четко понимая своих партнеров. Регулярные игры в кок-бору в давние времена были для мужчин Кыргызстана самой настоящей тренировкой перед войной и охотой.

Спорт, Кыргызстан
Спорт, Кыргызстан
Спорт, Кыргызстан

Борьба – ещё один популярный вид спорта в Кыргызстане. Борьба не только укрепляет силу атлета, но также развивает в нём ловкость, координацию и способность к стратегическому мышлению. Во времена кочевников все эти качества были особенно важны для выживания в суровом климате. Эр-эниш – это традиционная кыргызская борьба всадников, где каждый из них пытается сбросить соперника с лошади. Такое соревнование тренировало не только всадников, но и лошадей, подготавливая их к потенциальным военным битвам.

Соревнования в охотничьем мастерстве помогали развивать способности охоты с хищными птицами и собаками. Хищных птиц тренировали для помощи в охоте, однако они никогда не становились полностью одомашненными (обычно через несколько лет охотники отпускали их на волю). Однако птицы в определенной степени поддаются обучению, их скорость и точность можно улучшить постоянными тренировками. То же самое касается собак. Тайган – порода охотничьих собак, распространенная в Центральной Азии, которая ценится за скорость. Во время соревнований судьи оценивают скорость и ловкость животных, поощряя охотников, которые натренировали своих питомцев лучше остальных.

Интеллектуальные игры развивают способность стратегического мышления. К таким играм относится ордо, где игроки должны свергнуть хана. Большой круг, начерченный на земле, символизирует границы ханства, а большая позвоночная кость посередине представляет хана. Мангала и тогуз коргоол – игры схожие между собой, в них играют по всему миру и считается, что они демонстрируют стратегию и умение перспективного мышления.

Качества, необходимые для победы во всех вышеперечисленных состязаниях, такие как сила, ловкость, стратегическое мышоление, умение работать в команде и терпение, - это те же навыки, которые потребовались бы, чтобы выжить в длинные зимы или выиграть войну.

Sports, Kyrgyzstan

Sports in Kyrgyzstan are more than just recreation; they’re training for life. People needed to be strong and resourceful to survive in the mountains and steppes, and sports helped them gain the strength and skills necessary. Sports also reflect the traditions and values of the Kyrgyz people, and helped them pass on their culture from one generation to another.

The most famous of the sports in Kyrgyzstan are horse games. Kok-boru features two teams of riders fighting for possession of a dead sheep, which they must land in a goal to score points. Both horses and riders must be tough to be able to play, as the game requires a strong will and a high pain tolerance. Riders must also be strong enough to pick up the sheep from the ground or wrestle it from another rider, but dexterous enough to fend off attacks from the other team. Finally, teamwork is essential, and communication is key to winning a match. All of these skills would have been essential to hunting or going to war, and these key skills could be honed while playing kok-boru.

Sports, Kyrgyzstan
Sports, Kyrgyzstan
Sports, Kyrgyzstan

Wrestling is another popular sport in Kyrgyzstan. Here, the connection between sport and survival is a little clearer - strength and agility would be useful in a variety of situations. One type of wrestling, called er enish, involved two riders on horseback, each of whom tries to pull his opponent from his horse. This not only trains the rider, but trains the horse how to behave in a situation where two riders might be fighting (like during a battle).

Hunting competitions helped hone the skills of animals, like birds and dogs. Birds of prey can be trained as hunting aids, but are never fully domesticated (some hunters return their birds to the wild after several years). However, birds can be trained, to a certain extent, and their speed and accuracy can be improved. The same goes for dogs. Taigans, a breed specific to Central Asia, are prized for their speed and usefulness as hunting dogs. Competitions judge animals on their speed and agility, and reward hunters who train their animals to be at the top of their form.

Intellectual games build a player’s capacity to think strategically. Ordo, a game that involves throwing vertebrae in order to hit a target at the center of a circle, simulates the strategy needed to overthrow a khan and win a war. Mangala and toguz korgool, similar to board games that can be found around the world, teach players to anticipate their opponent’s moves.

Games and sports are more than just entertainment or ways to pass free time; they are essential to survival in difficult places. The skills needed to win these games, such as strength, agility, strategy, teamwork and patience, are the same skills that would have been required to survive the long winters or to win a war. Sports in Kyrgyzstan are not only a way to pass the time, but are essential to preserving culture and passing it down across generations.