Культура Кыргызстана

Культура Кыргызстана формировалась под сильным воздействием кочевой жизни. Кроме того, на неё оказали влияние культуры России, Персии и Турции, и все же она осталась довольно самобытной и уникальной. Связь кыргызской культуры с природой прослеживается везде: от дизайна до музыки. Одним из самых известных примеров кыргызской культуры является эпос «Манас» - невероятно длинное стихотворение, которое передавалось устно от одного поколения к другому. 

Культура Кыргызстана
Культура Кыргызстана
Культура Кыргызстана

Будучи кочевниками, кыргызы всегда жили в тесном контакте с природой. От их жилья до одежды - все предназначалось для адаптации к изменениям погоды и смене места. Юрты легко разбираются и переносятся с места на место, их можно утеплить на зиму или наоборот сделать более прохладными для лета. Ширдакс и туш-кыз (войлочные ковры и вышивка на стенах), которые можно увидеть в юрте, также вдохновлены природными формами. Даже одежда изготовлялась из натуральных материалов и была удобной, но в то же время красивой.

Лошади были и остаются знаковыми животными в кыргызской культуре. Они служили транспортным средством, играли важную роль в войнах, их мясо использовалось в некоторых традиционных блюдах, а из кобыльего молока делали напиток кымыз. Также без лошадей не обходились брачные церемониии, а ещё их могли использовать в качестве приданого или оплаты за что-либо. Некоторые музыкальные инструменты были специально сделаны таким образом, чтобы на них можно было играть сидя верхом на лошади, а в традиционной кыргызской музыке можно услышать стук копыт. 

Традиционная одежда киргизов
Традиционная одежда киргизов
Традиционная одежда киргизов

Поэтому неудивительно, что верховая в кыргызской культуре во все времена ценилась верховая езда. Спорт - это способ тренировки как наездников, так и лошадей, помогающий лучше подготовиться к охоте и битве. Соревнования на скорость и точность среди собак и хищных птиц выявляли лучших охотников, которые были особенно важны зимой.

Хоть Кыргызстан и является современной страной, многие из вышеперечисленных особенностей сохранились по сей день. Культура Кыргызстана – предмет гордости народа, ежегодно для её сохранения и распространения проводится множество мероприятий. Путешественника, который остановится в доме местной семьи, ждёт невероятно интересное знакомство с традициями кыргызов и аспектами местной культуры.

Эпос «Манас»

Эпос «Манас» является самым знаменитым образцом культуры Кыргызстана и (возможно) самой длинной эпической поэмой в мире. В 20 раз длиннее Одиссеи, эта эпопея повествует о жизни воина Манаса, а также о приключениях его сына и внука. Эту историю из поколения в поколение хранили и пересказывали специальные люди, сказители эпоса – манасчи (манасчы). Эпос был записан в 1800-х годах, первую полную версию опубликовали в 1920-х годах. «Манас» был переведен на множество языков, публиковался в Советском Союзе и за рубежом. Читать дальше...

Юрты

Юрты - одна из важнейших частей кыргызской культуры, и это больше, чем просто дома. Они символизируют семью, землю и вселенную и покрывают все этапы жизни от рождения до смерти. С юртами связана большая часть кыргызской культуры, от важных ритуалов и церемоний, до ремесленничества и традиционного мастерства. 

Кыргызские юрты сделаны из куполообразных березовых ветвей, привязанных к решетке, которая образует вертикальные стены. Наружная сторона сделана из войлока и шерсти – теплых водоотталкивающих материалов, которые легко чинятся. Решетчатый круг в центре купола юрты образует один из важнейших символов семьи и Вселенной - тундюк. Читать дальше...

Текстиль

Кыргызский текстиль отличается дизайном, вдохновленным природой. Он изготавливается из материалов, которые легко найти в горах и их окрестностях. Особенно распространены войлок и шерсть. Большинство мотивов отражают горы, реки, растения и животных, встречающихся в Кыргызстане.

  • Ширдаки – культовые войлочные ковры, их орнаменты представляют собой стилизованные изображения некоторых частей животных: хвост собаки, рога горных козлов, когти птиц и т. д.
  • Туш-кийиз – расшитые настенные ковры из мягкой ткани, часто были частью приданого невесты. В мотивах преобладают растения и цветы, иногда – животные.
  • Курак – лоскутное шитьё. Название курак происходит от слова «кура», что означает сшивание вместе или составление из отдельных частей. Посредством этой техники шьются шляпы, детская одежда, одеяла для колыбелей, свадебные шторы, матрасы, подушки, чехлы для седел, сумки или ковры.
  • Ала-киийз – ещё одна разновидность войлочных ковров.
  • Чий – травянистое растение, растущее в степи, из его сухих стеблей плетут циновки. Читать дальше...

Музыка

Кыргызская музыка примечательна тем, что повествует о природе и жизни в горах. Тексты многих песен рассказывают о буднях кочевников, и даже в композициях, где нет слов, тонко передано соответствующее настроение. В Кыргызстане есть множество музыкальных инструментов.

  • Наиболее знаковым является комуз, трехструнный инструмент, напоминающий небольшую гитару
  • Кыл-кыяк (кыяк) – струнный инструмент со смычком. Его изготавливают из тех же пород дерева, что и камуз. Инструмент имеет две струны и смычок – джаа. У кыяка форма ковша, с открытой верхней половиной, а нижняя обтянута верблюжьей кожей.
  • Темир-комуз - щипковый язычковый музыкальный инструмент.
  • Чопо-чоор (глиняный «чор») – древний духовой инструмент. Исполнитель держит инструмент у рта, пальцами перебирая отверстия, расположенные по длине чопо-чоор. Тембр инструмента глубокий и ясный в низких звуках несколько гнусавый. Читать дальше...

Театры

Конечно, Кыргызстан не цитадель театрального искусства, но и здесь рождались и творили некоторые знаменитые писатели и актеры. Театры и художественные школы в Кыргызстане высоко ценятся и процветают. Студентам преподают танцы, актерское мастерство, музыку, режиссуру; регулярно проводятся различные постановки.

Кыргызский государственный театр оперы и балета был основан как учебный театр в 1926 году. Нынешнее здание театра возвели в 1955 году, и здесь до сих пор регулярно проходят спектакли. Читать дальше...

Литература

Кыргызская литература развивалась и распространялась на протяжении многих веков, хотя, из-за кочевого образа жизни кыргызского народа, она не всегда принимала письменную форму. Раньше большая часть населения не была обучена грамоте, а поэты (их называли акынами) путешествовали из одной деревни в другую, делясь с людьми своим творчеством. Некоторые произведения, например, эпос «Манас», передавались устно из поколения в поколение определенными людьми, которые назывались манасчи. Во времена Советского Союза школьное образование, которое раньше было лишь частью религиозного образования, стало более доступным. Начиная с 20 века в Кыргызстане появилось множество писателей, поэтов и лингвистов, чьи работы стали известными на весь мир. Читать дальше...

Лошади

Кочевую жизнь среди степей и гор невозможно представить без лошадей. Лошади были компаньонами людей, средством передвижения, верными помощниками во время войны, оплатой за услуги. Кобылье молоко используется в кыргызской кухне, мясо и кожа лошадей тоже являлись важными продуктами. Туристы могут легко найти кыргызские сувениры, связанные с лошадьми, такие как хлысты или старинные седла. Читать дальше...

Спорт

Спорт в Кыргызстане - это не просто отдых, а тренировка силы воли. Люди должны были быть сильными и изобретательными, чтобы выжить в горах и степях, а спортивные состязания помогали им обрести необходимые для этого навыки. Спорт также отражал традиции и ценности кыргызского народа, на протяжении веков помогая ему передавать свою культуру из поколения в поколение.

  • Кок-Бору – конная игра, когда, разбившись на команды по восемь человек, наездники верхом на лошадях сражаются за тушу козла, а завладев ею, должны забросить в ворота соперника, за что им даются очки.
  • Борьба – ещё один популярный вид спорта в Кыргызстане. Борьба не только укрепляет силу атлета, но также развивает в нём ловкость, координацию и способность к стратегическому мышлению. Во времена кочевников все эти качества были особенно важны для выживания в суровом климате.
  • Соревнования в охотничьем мастерстве помогали развивать способности охоты с хищными птицами и собаками. Хищных птиц тренировали для помощи в охоте, однако они никогда не становились полностью одомашненными.
  • Интеллектуальные игры развивают способность стратегического мышления. К таким играм относится ордо, где игроки должны свергнуть хана. Большой круг, начерченный на земле, символизирует границы ханства, а большая позвоночная кость посередине представляет хана. Читать дальше...

Одежда

В кыргызской одежде отражен кочевой образ жизни, видны особенности различных регионов. Превалируют натуральные материалы: шерсть, войлок, кожа, грубые ткани. В дизайне используются орнаменты и темы, вдохновленные природой и племенными традициями. Сегодня в Кыргызстане носят современную западную одежду, но и в ней присутствуют традиционные элементы, которыми кыргызы очень гордятся. Читать дальше...

Духовная культура киргизов
Духовная культура киргизов
Духовная культура киргизов

Памятники и мемориалы

Некоторые памятники и мемориалы в Кыргызстане остались со времен Совесткого Союза, другие появились только после обретения независимости. Не так давно возведенные статуи Манаса соседствуют с Лениным, Чингизом Айтматовым, Токтогулем Сатылгановым, Пржевальским. В Бишкеке есть также памятники погибшим во Второй мировой войне (на площади Победы) и Мемориал тем, кто умер за свободу (в память о погибших в революции 2010 года). Ата-Бейит, недалеко от Бишкека, является памятником погибшим во время политических чисток.

Музеи

В Кыргызстан обычно едут не ради посещения музеев, но всё же экспозиции кыргызских музеев довольно интересны и информативны. Самыми крупными и известными музеями Кыргызстана являются Государственный исторический музей и Музей изящных искусств в Бишкеке, но поездка в Бишкек будет неполной без посещения Дома-музея Фрунзе – прекрасно сохранившийся дом советского революционера. Ошский государственный историко-археологический музей демонстрирует единственный в Кыргызстане объект, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дом-музей Пржевальского в Караколе - дань уважения знаменитому исследователю, одному из первых, кто изучил этот район. Рядом с башней Бурана находится археологический музей, где посетители могут узнать больше о древней истории Кыргызстана.

Kyrgyzstan Culture

The culture of Kyrgyzstan is heavily influenced by the traditions from nomadic life. Kyrgyz culture features influences from Russia, Persia, and Turkey, but yet remains something entirely unique. Nature influences are prominent, from the designs to the music, and many traditions reflect the fact that nomads lived closely with nature. Perhaps the most well known aspect of Kyrgyz culture is the Epic of Manas, an incredibly long poem passed down orally for generations.

Culture of Kyrgyzstan
Culture of Kyrgyzstan
Culture of Kyrgyzstan

As nomads, the Kyrgyz people always lived closely with nature. From their housing to their clothing, everything was designed to adapt to changing weather and locations. Yurts are easy to take apart and carry, and can be made warmer for winter, and cooler for summer. The textiles inside of yurts, such as shyrdaks and tush kyiz (felt rugs and embroidered hangings), take their inspiration from designs found in nature, such as plants, animals, and landscapes. Even clothing was made out of natural materials, and designed to be comfortable while still stylish.

Horses were, and still are, central to Kyrgyz culture. They provided not only transportation, but played crucial roles in wars and even cuisine. Kumis, or kymyz, is made from mare’s milk, and some traditional dishes feature horse meat. Horses traditionally played roles in courtship and marriage ceremonies, and could be used as payment or as dowries. Some instruments were even designed so that they could be played on horseback, and the beat of hooves can be heard in traditional Kyrgyz music.

Spiritual culture of Kyrgyzstan
Spiritual culture of Kyrgyzstan
Spiritual culture of Kyrgyzstan

It’s no surprise then that horsemanship is valued in Kyrgyz culture. Sports are ways to develop both riders and horses, and to make both better prepared for hunting and battle. Competitions testing dogs and birds of prey on their speed and accuracy found the best hunters, who would be essential in the winter.

Many of these elements can still be found today, though Kyrgyzstan is also still a modern country. People are proud of the culture in Kyrgyzstan, and events are held to make sure that it is kept alive and promoted. Visitors can expect to be immersed in these nomadic and traditional elements, especially if they stay with a host family.

The Epic of Manas

The Epic of Manas is perhaps the most famous part of Kyrgyz culture, and is (arguably) the longest epic poem in the world. At 20 times longer than the Odyssey, this epic tells the life of Manas, an epic warrior, and his son and grandson. The original tale was passed orally from performer to performer, who were known as manaschi. The tale was written down starting in the 1800s, and the first complete version was published in the 1920s. The Epic of Manas has since been translated into many different languages, and published in the Soviet Union and abroad. Read more...

Yurts

Yurts are one of the most essential parts of Kyrgyz culture, and are more than just houses. They represent the family, the earth, and the universe, and cover everything from birth to death. Yurts hold much of Kyrgyz culture, from important rituals and ceremonies, to craftsmanship and traditional artistry.

Kyrgyz yurts are made of a cupola birch poles tied to a latticework that forms the vertical walls. The outside is made of felt and wool, which is water repellent and warm, and can be easily patched as needed. The top of the yurt is a wooden circle, called a tunduk, which forms one of the most essential symbols of family and the universe. Read more...

Textiles

Kyrgyz textiles feature mostly designs from nature, and materials that were easily found in the mountains and their surroundings. Felt and wool are common materials, as are reeds and embroidery thread. Most of the motifs and designs reflect the mountains, rivers, plants, and animals that live in Kyrgyzstan.

  • Shyrdaks are the most iconic Kyrgyz textile, easily recognizable from their bold patterns.
  • Tush kyiz are intricate embroideries, often made for marriages. The designs feature plants and flowers, and sometimes animals, embroidered onto a soft cloth, and are hung on the walls of yurts.
  • Kurak are items sewn together from fabric scraps. The name kurak comes from the word “kura”, which means sewn together, or put together from separate pieces. Kurak may be hats, children’s clothing, blankets for cradles, wedding curtains, mattresses, pillows, covers for saddles, bags, or carpets.
  • Ala kyiz are also made of felt, and may feature similar designs as shyrdaks, but are made through a different process.
  • Chiy are reeds that grow on the steppes, and are harvested and dried to make mats. Read more...

Music

Kyrgyz music is most famous for how evocative it is of nature and life in the mountains. Many songs have lyrics about the nomadic lifestyle, but even without words, the music reflects the sounds and feelings of not only the landscape, but of the experiences essential to living there. There are a variety of instruments in Kyrgyzstan, all of which can be played in ensembles or separately.

  • The most iconic is the komuz, a three-stringed instrument reminiscent of a guitar, though it is slightly smaller.
  • The kyl kyyak is a vertical bowed string instrument, with two strings, usually made from apricot wood.
  • The temir komuz, or jaw harp, is another popular instrument in Kyrgyzstan.
  • The chopo-choor is another wind instrument, similar to an ocarina that sits comfortably in the hand, and has three to six holes to control the pitch. Read more...

Theaters

Though Kyrgyzstan might not be known as a center for performing arts, there are actually a number of famous writers and performers from the region. There is a thriving arts scene in Kyrgyzstan, with theaters and arts schools around the country. Students can study dance, performance, music and filmmaking, and there are performance spaces that regularly host productions.

The State Kyrgyz Opera and Ballet Theater was founded in 1926 as a training theater. The current building was built in 1955, and still holds regular performances to this day. Read more...

Literature

Kyrgyzstan's literature extends across centuries, though it wasn't always written down. Since very little of the population was literate until relatively recently, many poets (known as akyns) traveled from village to village performing their works. Some works, like the Epic of Manas, were memorized and passed down orally between generations of performers, known as manaschi. Literacy increased under the Soviet Union, when schooling became more common, and not just part of a religious education. Starting in the 20th century, writers, poets, and linguists flourished, producing excellent works that became famous around the world. Read more...

Horses

Horses are essential to the nomadic lifestyle, and life in the mountains and on the steppes would be impossible without them. Horses were used for everything from transportation to war, from payment to companionship. Mare’s milk is an part of Kyrgyz cuisine, and meat and leather can also be important products. Tourists can easily find Kyrgyz souvenirs related to horses, such as intricate horse whips or antique saddles. Read more...

Sports

Sports in Kyrgyzstan are more than just recreation; they’re training for life. People needed to be strong and resourceful to survive in the mountains and steppes, and sports helped them gain the strength and skills necessary. Sports also reflect the traditions and values of the Kyrgyz people, and helped them pass on their culture from one generation to another.

  • The most famous of the sports in Kyrgyzstan are horse games. Kok-boru features two teams of riders fighting for possession of a dead sheep, which they must land in a goal to score points.
  • Wrestling is another popular sport in Kyrgyzstan. Here, the connection between sport and survival is a little clearer - strength and agility would be useful in a variety of situations.
  • Hunting competitions helped hone the skills of animals, like birds and dogs. Birds of prey can be trained as hunting aids, but are never fully domesticated.
  • Intellectual games build a player’s capacity to think strategically. Ordo, a game that involves throwing vertebrae in order to hit a target at the center of a circle. Read more...

Clothing

Kyrgyz clothing reflects the lifestyle and regions of Kyrgyzstan, with designs and materials drawn from nomadic life. Wool, felt, leather, skins, and coarse cloth are the main materials used for Kyrgyz clothing, with ornamentation taken from tribal traditions and nature. Even though many people wear Western clothing, traditional elements are still visible everywhere, and people are proud of their traditional clothing in Kyrgyzstan. Read more...

Traditional kyrgyz clothing
Traditional kyrgyz clothing
Traditional kyrgyz clothing

Monuments, Memorials

Some monuments and memorials in Kyrgyzstan remain from Soviet times, while others have only appeared since independence. New statues of Manas and older statues of Lenin dot the country, while monuments to other notable figures (such as Chingiz Aitmatov, Toktogul Satylganov, and Przewalski) can also be found. In Bishkek, there are also monuments to those who died in the Second World War (at Victory Square), and a Memorial to Those Who Died for Freedom (commemorating those killed in the 2010 revolution). Ata-Beyit, close to Bishkek, is a memorial complex located near a mass grave where political prisoners had been executed, and serves as a memorial to those who died during the political purges.

Museums

Though museums in Kyrgyzstan may not be the most famous nor the highlight of a trip, they are still important and informative. The State Historical Museum and the Museum of Fine Arts in Bishkek are two of the largest and most famous museums in Kyrgyzstan, but a trip to Bishkek would be incomplete without visiting the Frunze House Museum, where visitors can enter his perfectly preserved house. The Osh State Historical and Archaeological Museum showcases the only UNESCO World Heritage Site completely in Kyrgyzstan, while the Przewalski House Museum in Karakol is a tribute to the famous explorer, one of the first to map the area. Next to Burana Tower is an archaeological museum, where visitors can learn more about the ancient history of Kyrgyzstan.