История Хивы - Часть 4

Хорезмийская декоративная живопись

Хорезмская тюбетейка (тахия), хотя и без вышивки, выглядит нарядно. Отличительная черта хорезмских тюбетеек является их плоское дно и широкая канва, украшенная косичкой. Простая и строгая тюбетейка для мужчин, главным образом, изготовлялась из темного бархата. Тюбетейки для мужчин и женщины имеют общую форму, правда женские тюбетейки сшиты из дорогих тканей и украшены мелкими деталями.

В 1920х годах тюбетейки отличались широким галуном по всей ширине узкой опушки и с длинной каймой (около 14 см), пришитой сзади тюбетейки. В 1930х годах их заменил более компактный стиль с коротким шёлковым помпоном и маленьким талисманом из дерева, свисающим на шелковой нити с узкой опушки над лбом. Хорезмские тюбетейки также украшаются рядом серебряных монет.

В двадцатом веке были широко распространены однотонные тюбетейки из темного бархата. Они были украшены маленькими стеклянными бусинами и цветными медными монетами. Несмотря на использование бисера и металлических бусин такие тюбетейки отражают простой художественный стиль декоративно прикладного искусства Хорезма.

Также в Хорезме и Хиве уникально и искусство декоративной росписи. Мастера этого искусства применяли его в различных видах промысла и ремесла. Многие из них были знамениты не только как художники декоративной росписи., но также как историки, музыканты и поэты. Такие хивинские мастера как усто Р. Каримберган и усто И. Матпанов были профессиональными певцами и музыкантами.

В период экономического процветания, художники декоративной росписи были ведущими мастерами в области архитектурного и прикладного искусства, и основной работой, которой они занимались, была роспись и дизайн резьбы по дереву и камню. Их способности были многогранны, они могли творить и в других областях, когда у них не было заказов в их основной. Например, Джанибеков, Сеидниязов, Худайберганов и другие были граверами и резчиками по камню и меди, а также художниками.

Усто Балта Мирзаев был очень известным мастером. В 1920-х годах он выполнял частные заказы и занимался различными видами работ – созданием дизайнов для резчиков и гравёров, а также для художников по набивным тканям. Усто Балта Мирзаев принимал участие в реставрационных работах потолка Куня-Крик. Он также выполнил пятнадцать заказов для художников по проектам, и работал в Государственном Музее Искусств Республики Узбекистан.

Сын усто Балта Мирзаева Абдулла Балтаев прославился как талантливый художник-орнаменталист. Мастера архитектурной живописи и резчики по дереву использовали его дизайны в архитектурных деталях и художественных изделиях. На самом деле, есть даже коллекция основанных на его рисунках фресок «космонавт». Все художественные декорации Хивы Холла , гипсовые панели, резьба по дереву, роспись под мрамор и композиция потолка в Государственном академическом театре оперы и балета также были созданы на основе рисунков Абдуллы Балтаева.

Абдулла Балтаев был также и известным хивинским мастером по резьбе, расписывающим домашнюю утварь. Например, сундук, разработанный и созданный им, был настолько популярным, что почти каждая семья в Хиве имела сундук, сделанный им. Источником его живописи служили рисунки из Таш-хаула и других памятников Хивы девятнадцатого столетия, которые мастер объединил в художественных узорах сундука. Желто-красная цветовая гамма домашней утвари, расписной Б. Абдуллаевым отличается от общего художественного стиля декоративно-прикладного искусства Хивы.

Специальная отрасль художественного ремесла - создание рукописных книг является многолетней традицией. В двенадцатом и тринадцатом столетиях в библиотеках Кургани хранилась большая коллекция манускриптов. В четырнадцатом столетии при дворе Хорезма функционировала школа каллиграфии. Здесь, можно было найти поэму Шах-наме Фирдоуси, переписанную в 1556 году для хивинского хана Ис-Мухамада. Позже, для этой книги в Институте Востоковедения Академии Республики Узбекистан талантливым самаркандским художником Мухаммадом Мурадом Самарканди было написано115 миниатюр. Хивинские правители высоко ценили рукописные книги. Они искусно оформлялись художниками и каллиграфами. Так, например, хивинский хан Абдулгази-хан гордился и ценил свою коллекцию бесценных исторических манускриптов. Среди найденных артефактов - горшки, иногда с ручкой и украшенные львиными головами; керамические сосуды для вина; фляги, украшенные фантастическими образами; фрагменты глиняных скульптур, включая женские и мужские терракотовые статуэтки, квадратные и круглые оссуарии (керамические урны с прахом) украшенные сидящими фигурами в половинную и натуральную величину.

Наиболее древние хорезмийские надписи, датированные III и началом II вв до н.э., были выполнены китайской тушью арамейскими буквами.

History of Khiva - Part 4

The Khorezm art of ornamental painting

 

The Khorezm skull-caps (tahhiya) have a festive look, but do not feature embroidery. The specific features of the Khorezm skull-caps lie in its flat bottom and wide thin border decorated with a braid. The most plain and strict skull-caps for men are mainly made of the dark velvet. The skull-caps for men and women have the common form, but skull-caps for women are made of expensive fabrics and decorated with small details.

In the 1920s the skull-caps evolved with wide braid along the whole width of the thin border and with long fringe (about 14 cm) sewed on the back of the skull-cap. In the 1930s these were replaced by the more compact style with short pompon of silk thread and a tiny wooden talisman hung on the silk thread from the thin border over the middle of the forehead. Khorezm skull-caps are also decorated with a row of silver coins.

In the twentieth century one-color skullcaps of the dark velvet were widespread. They were decorated with small beads of a glass and colored copper. Despite the use of the light beads and metal beads these skull-caps reflect the common artistic style of the decorative-applied art of Khorezm.
The art of ornamental painting in Khorezm and Khiva is also unique. Masters of this art employed it in a variety of crafts and trades. Many of them were famous not only as ornamental artists but also as historians, musicians and poets. Such Khiva masters as usto R. Karimbergan and usto I. Matpanov were professional singers and musicians.

During the period of economic flourishing the ornamental-artists were leading masters in the field of architectural and applied arts, and the main job they did was painting and designing for wood-carvers and stonecutters. They were versatile in their skills, and could produce in another medium when they had no commissions in their primary medium. For example, Janibekov, Seidniyazov, Khndaiberganov and others were engravers and copper and stone carvers, as well as painters.

Usto Balta Mirzaev was a particularly well-known master. In the 1920s he fulfilled private orders and was engaged in various jobs - making designs for carvers and cutters, and for printed clothes. Usto Balta Mirzaev took part in the restoration of the ceiling of the Kunya-Krik. He also fulfilled fifteen commissions for designs for painters, and his work is in the State Museum of Art of the Republic of Uzbekistan.

Usto Balta Mirzaev's son won fame like gifted artist-ornamentalist Abdulla Baltaev. The masters of architectural painting and wood carvers used his designs for architectural details and artistic items. In fact, there is even a collection of wall painting «spaceman» which were based upon his drawings. All the artistic decorations of the Khiva Hall, cut plaster panels, woodcarvings, marble cuttings, and ceiling arrangements in the State Academic Opera and Ballet Theatre were also constructed on the basis of Abdulla Baltaev's drawings.

B. Abdullaev was also a famous Khiva master of carving who painted household items. For example, one chest, designed and built by him was so popular that almost every family in Khiva had their chest made by him. A resource for his painting was the drawings from the Tash-khaul and other Khiva monuments of the nineteenth century, which the master put together in the chest painting patterns. The yellow and red color gamut of painted household items of B. Abdullaev is different from the general artistic style of the Khiva decorative and applied arts.

A special branch of artistic trade created the manuscript books, a tradition of many years standing. By the twelfth to thirteenth centuries, the big manuscript collections were kept in the libraries of Qurgani. In the fourteenth century there was a calligraphic school in the court of Khorezm. Here, one can find the Shakh-name by Firdausi copied for the Khiva khan Is-Muhammad in 1556. Later, 115 miniatures for this book were completed by the gifted Samarkand artist Muhammad Murad Samarkandi, at the Institute of Oriental Studies of the Academy of the Republic of Uzbekistan. The rulers of Khiva appreciated the manuscript books. There were arranged skillfully by the artists and calligraphers. Thus, the Khiva khan, Abdulghazi-khan, was proud of, and valued his collection of priceless historical manuscripts. Among the artifacts are pots, sometimes with handles and decorated with lion heads; ceramic containers for vine; churns decorated with fanciful images; fragments of clay sculptures, including female and male terra-cotta statuettes, square and round ossuaries (ceramic coffins) adorned with life-size or half-size sitting figures.

The most ancient Khorezmian inscriptions, dating from the third and beginning of the second centuries B.C. were made in Indian ink in Aramey letters.