История Хивы - Часть 5

Кушанский период

На историческом этапе начала нашей эры появилась могущественная Кушанская Империя. Несмотря на то, что эта империя управляла значительной частью южной Средней Азии, Хорезм оставался независимым ханством. Города и поселения Хорезма в Кушанский период представляли собой укрепленные поселения, состоящие из кварталов с цитаделью городского правителя. Мощные укрепленные стены, усиленные круглыми или квадратными башнями строились из сырцового кирпича. К этому периоду относятся вторые и третьи культурные слои, обнаруженные при раскопках в Хиве, когда вероятно и происходило обустройство Ичан-калы. Город уже тогда был окружен двойными стенами. Над стенами было строение из сырцового кирпича в виде коридора шириной около двух метров, через 22-27 метров которого находились квадратные башни. На некоторых древних кирпичах имеется тамга. Обнаруженные мощные укрепления и другие различные архитектурные элементы указывают, на что в этот период Хива с её окрестностями была важным административным центром и пользовалась водой из канала Хейкан (Палван-яб).

В Кушанский период, народы Средней Азии, включая хорезмийцев, ввели многие достижения греко-романской и индоиранских культур в местный образ жизни. Их экономика основывалась на земледелии с использованием плуга и орошения и скотоводстве. В этот период их система орошения была значительно усовершенствована; они открыли новые земли для развития земледелия, ремесла и торговли. В этот период экономика и культурная жизнь Средней Азии достигала нового уровня развития.

Наиболее крупные остатки из Кушанских времён были обнаружены в Топрак-Кала (I в до н.э – IVв н.э.), бывшей первой столице древнего Хорезма. Этот город находился на Амударье около современной Эллик-калы в Каракалпакстане.

Древнее поселение представляет собой прямоугольник со сторонами 350 на 500 метров, окруженный хорошо укрепленными стенами с многочисленными башнями. Между башнями имеются узкие проёмы. Внутри поселения находятся жилые постройки, разделённые прямыми пересекающими улицами. В середине южной стены находятся укрепленные ворота.

Перпендикулярные улицы делят дома на несколько кварталов. Каждый квартал представляет собой несколько помещений под общей плоской крышей, иногда квартал состоял из сотен помещений. В северо-западной части города находится отделённая стеной шириной в 10м с двумя воротами и защищенная башнями цитадель с двухэтажным дворцом, принадлежавшим хорезмийским правителям. Дворцовый комплекс, занимающий территорию размером 180 на 180 метров, построен по проекту С.Р. Толстова в стиле храма. В нём имеются около 200 комнат разных размеров и разного назначения. Комнаты и залы обоих этажей перекрыты кирпичными сводами и плоскими балочными потолками, освещаемыми через люки.

В двух зданиях, расположенных напротив дворца, находятся просторные залы и святилища, изнутри украшенные яркими красочными картинами, глиняными барельефами и монументальными скульптурами. Картины нарисованы минеральными красками на глиняной штукатурке. Эти картины содержат оригинальные растительные и декоративные узоры, включая изображения различных птиц, рыб и животных, а иногда и целые сцены. Хорошо сохранились изображения женщины, играющей на арфе и домре и женщины, собирающей виноград и персики. Хорошо различимы также и фрагменты изображений лошадей, тигров, птиц. Творения этих мастеров народного искусства – растительные и геометрические орнаменты с изумительными вариантами узоров сохранились в принтовом текстиле. Таким образом, корни декоративного народного искусства хорезмских узбеков, особенно хивинского народа, уходят далеко в прошлое.
В центре дворца находились главные залы (Тронный зал, Зал побед, Зал воинов, и т.п.), стены которых были украшены резьбой по алебастру. В них находились скульптуры правителей, их родственников и приближённых, а также скульптуры черных воинов в чешуйчатых железных кольчугах и головных уборах. Эти скульптуры были сделаны из глины и раскрашены в различных тонах. Некоторые из них были в натуральную величину, половинном, и в увеличенном в два раза размере. В Тронном зале было138 статуй и алтарь, установленный в честь предков королевской семьи - как реальных, так и легендарных. Статуи стояли в группах, каждая группа, состояла из правителя и его приближённых.

Один интересный барельеф изображает мужчину, женщину и младенца, сидящих на троне перед огнем. Этот зал, вероятно, служил не только святилищем для королевской династии, но и имел какое-то культовое значение. Стены другого зала с явным религиозным назначением – Зал танцующих масок, были украшены шестнадцатью панно с барельефами женщин и мужчин с козлиными ушами, танцующих в парах.

Помимо архитектурных дизайнов, нумизматический материал, семена пшеницы, ячменя, пшена, абрикосов, персиков, винограда, арбузов, дынь, тыкв и технических культур, а также фрагменты предметов, таких как бумага, шерсть, шелковые ткани, кожаная обувь, железные копья и стрелы позволяют нам восстанавить картину экономической и культурной жизни хорезмийцев в этот древний период. Документы, обнаруженные в архивах этого периода, чётко написанные китайской тушью древним хорезмийским шрифтом на шкурах животных и дереве, также дают много информации.

Уникальные монументальные скульптуры, терракотовые статуэтки, и причудливые барельефы, удивительная стенная живопись и великолепные работы декоративного искусства показывают сложность, независимость, силу и зрелость художественного мастерства и воображения древней цивилизации Хорезма.

Древние культурные традиции Хивы отражённые в архитектуре и искусстве, совершенствуемые веками, имели огромное значение, как на средневековом, так и современном этапе. Ученые отметили, что картины танцующих воинов, похожих на древних хивинцев, изящные арфисты, ожившие в искусстве хорезмийской халфы и великолепные картины стенной живописи, восстановленные местными художниками являются важными звеньями цепи, соединяющей нас с древней цивилизацией Хорезма. Так талантливые хивинские мастера в своих произведениях литературы и искусства, сохраняют драгоценные памятники древности.

В течение третьего и четвертого столетий, Хорезм перешёл в феодальную политическую систему с соответствующими изменениями в своей общественной и политической жизни. Культурное развитие городов и сёл Хорезма в начале средних веков (пятый - восьмой века) можно увидеть на примере оазиса Беркут-кала. Исследования земельных владений (хаули) этого оазиса обнаружили уникальную общинную структуру, состоящую их больших семей сельского населения, проживаюшего вокруг Хивы. Согласно археологическим данным, культура хивинцев в течение раннего средневекового периода находилась под влиянием сакских племен, вышедших из районов Сырдарьи и Аральского моря.

Благодаря исследованиям пригородных поселений и жилищ I-XIV вв, можно проследить историю развития методов землевладения, земледелия, архитектуры и строительства. Нам, например, известно, что два современных типа планировки загородных домов в Хиве относятся к VII-VIII векам. Такое постоянство стиля в течение нескольких тысяч лет довольно примечательно. Это указывает на стабильность семейных и общественных форм и других сторон жизни местного населения.

Вековые завоевания Средней Азии, начиная с массагетов, создание могущественной Кушанской империи, а затем Эфталитского государства, границы которого тянулись от Каспийского моря до Хотана и от Хорезма до северной Индии – оставили след не только в замечательных произведениях искусства, но также в этническом составе населения. В. В. Бартольд, описывая Хорезм VIII века н.э. написал: «Арабы встретили здесь население, состоящее из людей соседних регионов, отличавшихся своей одеждой и говоривших на своем собственном особом языке, который был непонятен другим и не использовался в письменных документах».

До завоевания арабами Хорезм переживал серьезный спад в своём развитии. К этому времени хивинские города Топрак-Кала, Шавацкей и Куняуаз были в упадке, и жизнь в крепостях Кипарас, Каладжик и Топрак-Кала, находившихся близ Хивы, остановилась. Наблюдалось резкое уменьшение поливных площадей, ремесленное производство сокращалось. Ослабленный этими кризисом Хорезм был не в состоянии оказать сопротивление натиску кочевых и полукочевых племён, проникших на его территорию и осевших в оазисе. Все эти факторы изменили внешний вид Хорезма.

Некоторое процветание городской жизни Хорезма, в частности Хивы, наблюдалось накануне монгольского завоевания, подтверждаемое письменными источниками и археологическими находками. Были воздвигнуты несколько архитектурных зданий, появились новые мечети, медресе и караван-сараи, а разрушенная часть крепостной стены в Хиве была восстановлена. Следует отметить, что «в Хорезме, как и во всей Средней Азии, развитие городов, начиная с VII по XII столетия, было связано, главным образом, не с появлением новых городов, а восстановлением старых. В XI-XII веках на границах оазиса велось интенсивное строительство крепостей, включая и появление некоторых новых городов, правда, эти города были небольшими по величине». Но, как показывает самое последнее археологическое исследование, новые крепости были прочной конструкции, украшенные с алебастром и плитками, и тянулись как минимум на 1-1.5 км. Строительство того же типа проводилось и в Хиве. Несколько крупных караван-сараев и другие строения свидетельствуют о росте городов в эпоху Хорезмшахов. Самый активный период построения новых крепостей и караван-сараев был в эпоху Золотой Орды.

С образованием ханства, Хива превратилась в важный центр правления, ремесла, и торговли, и поэтому стала столицей Хивинского ханства. Тысячелетиями Хива сумела устоять не только перед разрушительными силами природы, но также и перед натиском внешних врагов. Русские писатели, посещавшие Хиву писали: Арабы в седьмом столетии, туркменские сельджуки в одиннадцатом столетии и сам Чингисхан смели страну как шторм, а землетрясение в 1299 даже изменило внешний облик Хивы, в настоящее время Хива, называемая местными жителями «Шагер», находится между каналами Ингрик и Чарджейли, вытекающих из Палван канала.

Венгерский путешественник-востоковед Арминий Вамьери дал подробное описание Хивы середины девятнадцатого столетия: «Представьте себе три или четыре тысячи домов из сырцового кирпича с грубыми небелёными стенами, разбросанные в беспорядке; представьте себе, что они окружены стеной шириной десятью футов, также сделанной из глины, и вы получите представление о Хиве».

Накопленные знания о Хиве и её народе позволяют не только перевернуть страницы её истории, наполненной событиями, но также понять материальные и духовные традиции и этническое развитие хивинского народа.

History of Khiva - Part 5

Kushan Empire Period

 

At the beginning of our era, the powerful Kushan Empire appeared on the historical stage. Although this empire ruled a significant part of the southern Central Asia, Khorezm remained an independent kingdom. The cities and towns of Khorezm during the Kushan period were fortified settlements made with squared blocks and featured a citadel for the city ruler. Powerfully fortified walls, enhanced with round or squared towers were made of adobe. The second and third cultural layers in the excavation of Khiva, when the development of the Ichan-kala probably took place, date from this time. The town was already surrounded with double walls. Above the walls was an adobe corridor-like construction about two meters wide, and there were square towers every 22-27 meters. There are tamgas on some of ancient bricks. The discovery of powerful fortifications and various other architectural features indicate that Khiva was an important administrative center during this period, with suburbs that utilized the waters of the Kheikan (Palvan-yab) canal.

In the Kushan period, the peoples of Central Asia, including the Khorezmians, adopted a number of the achievements of Greek-Roman and Indo-Iran cultures into their local way of life. Their economy was based on farming, with the use of ploughing and irrigation, and cattle breeding. During this period, their irrigation system was significantly improved; they opened new lands for farming, and developed handicrafts and trade. During this period, the economic and cultural life of Central Asia reached new levels of advancement.

The most outstanding remains from the Kushan time are found at Topraq-Kala (first century B.C. — fourth century A.D.), which was the first capital of ancient Khorezm. This city was located on of the Amu-Darya near the modern Ellik-kala district of Karakalpakstan.

The ancient settlement consists of a rectangle with sides of 350 and 500 meters, and is surrounded by powerfully fortified walls and numerous towers. Between the towers there are narrow holes. Inside the site there are rows of dwellings divided by straight crossing streets. Fortified gates are in the middle of the southern wall. The perpendicular streets divide the houses into several blocks. Every block is a complex of rooms under a common flat roof; sometimes a block consists of hundreds of rooms. In the northwest part of the town, separated by a ten meter-wide wall with two gates and protected by towers, there is a citadel with a two-story palace, which belonged to the Khorezmian rulers. The palace complex occupies an area of 180x 180 meters and was constructed, according to C.P. Tolstov, in the style of a temple. There are about 200 rooms of different sizes and purposes there. The rooms and halls of both floors are covered by brick arches and flat-beamed ceilings, which were lighted by hatches.

The two buildings situated opposite of the palace contain vast halls and sanctuaries were decorated inside with bright-multicolored paintings, clay bas-reliefs, and monumental sculpture. Paintings were made with mineral paints on clay plaster. These paintings contained original plant and ornamental patterns — including pictures of different birds, fish, and animals — or, sometimes, whole scenes. Pictures of a woman playing the harp and dombra, and of a woman gathering grapes and peaches are well preserved. Fragments of paintings of horses, tigers, birds are also visible. The creations of these masters of folk art — the plant and geometric ornaments, with fascinating variations of pattern — are preserved on printed textiles. Thus, the roots of the decorative folk-art of the Khorezm Uzbeks, and in particular of Khiva people, reach back far into the past.

In the center of the palace were the main halls (The Royal Hall, The Hall of Victories, The Hall of Warriors, etc.), with walls decorated by carved alabaster. They featured sculptures of the rulers, their relatives and persons in attendance; and, sculptures of black warriors in scaly iron coats-of-mail and head dresses. These sculptures were made of clay and painted in various tones. Some of them were life-size, some approximately half or twice life-size. The Royal Hall contained 138 statues and an altar in honor of the ancestors of the royal family — both real and legendary. The statues stood in groups, each group consisting of a ruler and his attendants.

One interesting bas-relief depicts a man, a woman, and a baby, sitting on the throne before a fire. This hall was obviously not only a dynastic sanctuary but also held some cult significance. Another hall with obvious religious meaning, the Hall of Dancing Masks, featured walls decorated with sixteen bas-relief panels of women and men dancing in pairs and wearing goat ears.

In addition to the architectural design, numismatic material, the seeds — of wheat, barley, millet, apricots, peaches, grapes, watermelons, melons, gourds, and industrial crops — and fragments of articles such as paper, wool and silk fabrics, leather shoes, iron lances, and arrows allow us to restore a picture of the economic-cultural life of the Khorezmians in this ancient time. The documents discovered in the archives of this period are distinctly written in Indian ink on skins and wood in ancient Khorezmian script and are also informative.

The unique monumental sculpture, terracotta statuettes, and whimsical bas-reliefs, the wonderful wall painting and magnificent works of decorative art show the complexity, independence, strength and maturity of the artistic skill and imagination of ancient Khorezmian civilization.

The ancient Khivan cultural traditions reflected in architecture and art, refined through the centuries, have been very influential in both medieval and modern times. Scholars have pointed out that pictures of dancing warriors, looking like ancient Khivans, elegant harpists revived in the art of Khorezmian khalfa, and magnificent pictures of wall painting revived by local artists are important links in the chain that connects us with ancient Khorezmian civilization. Talented Khiva masters in their works of literature and art thus preserve precious monuments of antiquity.

During the third and fourth centuries, Khorezm made a transition into a feudal political system with the accompanying changes in its social and political life. The cultural development of Khorezm towns and cities in the period of the early Middle Ages (the fifth — eighth centuries) can be seen in the example of Berkut-kala oasis. Research on the estates (khauli) of this oasis has revealed the unique large-family community structure of the agricultural population surrounding Khiva. According to archaeological data, the culture of Khivans in the early medieval period was influenced by the Saks tribes, which came from the around the Sir-Darya and the Aral Sea.

Thanks to research on country settlements and dwellings of the first through the fourteenth centuries, it has become possible to trace the history of land ownership, farming, architecture, and construction techniques. We know, for example, that two modern types of estate house plans in Khiva actually date from the seventh or eighth centuries. Such consistency of style over a period of over a thousand years is quite remarkable. It indicates stability in family and community forms, and other aspects of the local population.

Centuries of invasion into Central Asia, beginning with the Massagets, creating the powerful Kushan empire, and later the Eftalit state — the borders of which stretched from the Caspian sea to Khotan and from Khorezm to northern India — left traces not only in wonderful works of art, but also in the ethnic composition of the population. V.V. Bartold, describing Khorezm in the eighth century A.D., wrote: The Arabs found here a population made up of people of the nearby regions, notable for their dress and speaking their own special language, which was not understood by others and was not used in written documents.»
At the eve of the Arab invasion Khorezm was suffering a serious decline. At that time the towns of Khiva, Topraq-Kala Shavatskey, and Kuniauaz, fell into decay, and life in the fortresses of Kiparas, Kaladjik, and Topraq-Kala, situated near Khiva, came to a standstill. There was a dramatic decrease in the irrigated areas and handicraft production fell. Weakened by these crises Khorezm could not resist onslaught of nomadic and semi-nomadic tribes that penetrated into its territory and settled in the oasis. All of these factors changed the appearance of Khorezm.

Some flourishing of town life of Khorezm, in particular of Khiva, was evident by the eve of the Mongol invasion, as indicated both in written sources and archaeological remains. Mew architectural constructions were erected, new mosques, madrasas, and caravanserais appeared, and the ruined part of the fortress wall was restored in Khiva. It must be noted that «in Khorezm as well as in all Central Asia, the development of towns in the seventh through the twelfth centuries was not marked primarily by the appearance of new towns but by work done on old towns. There was an intensive construction of fortresses on the borders the oasis, including the appearance of some new towns in the eleventh and twelfth centuries, but the towns were small in size.» But, as the latest archaeological research shows, the new fortresses were of a sturdy construction, decorated with alabaster and tiles, and stretched along at least 1-1.5 km. Construction of the same type was being done in Khiva. Few large caravanserais and other buildings show the growth of towns in the epoch of the Khorezm shakhs. The most active period for building of new fortresses and caravanserais was the era of the Golden Horde.

By the formation of the khanate, Khiva was an important center of administration, handicraft, and trade, and, for this reason, it became the capital of the Khiva khanate. For thousands of years Khiva stood not only before destructive forces of nature, but also before the onslaught of external enemies. Russian writers who visited Khiva wrote: The Arabs in the seventh century, the Turkmen-seld-juks in the eleventh century and Chinghiz-khan himself blew over the country as a storm, and the earthquake in 1 299 changed even the appearance of the Khiva khanate, nowadays Khiva, called by locals «Shager» lies between the Ingrik and Chardjeili canals, which run from canal Palvan.

The Hungarian traveler-orientalist Arminiy Vambery gave a detailed description of the Khiva of the mid-nineteenth century: Imagine three or four thousand cottages of daub and wattle with rough — not white-washed — walls, straggling in great disorder; imagine them surrounded by a wall ten feet in width and also made of clay, and you have the idea of Khiva.

The accumulated knowledge about Khiva and its people makes it possible not only to turn the pages of its eventful history, but also to understand the material and spiritual traditions and the ethnic development of the Khivan people.