История Хивы - Часть 17

Скульптура и живопись Хивы

Хива является городом-музеем, с памятниками и целыми ансамблями, воздвигнутыми непревзойденными мастерами. Несомненно, строительное искусство хорезмских мастеров является частью мировой культуры. Древние замки, крепости раннего средневековья, а затем города самого древнего оазиса завоевали всемирную известность и стали свидетельством многовекового опыта и мастерства хорезмской архитектуры.

Хива и близлежащие города и селения играли важную роль в экономике средневекового Узбекистана, через которые проходили караванные пути, соединявшие страны Востока и Запада. Караванные пути также способствовали и развитию культурных и дипломатических отношений. Используя эти дороги, продвигались войска во время средневековых войн, по ним же прибывали и путешественники из дальних стран. Они также служили и для распространения лучших архитектурных и художественных идеалов в соседние регионы. На протяжении многих веков хорезмские строители разработали собственные строительные нормы и правила, создав характерную архитектурную школу, традиции которой распространились далеко за пределы региона в города Поволжья и Северного Кавказа.

В чём отличительные особенности местной архитектурной школы? Что такое отличительные черты, отличающие хорезмское строительство от строительства других регионов? Жилые дома, мечети, медресе и другие здания Хивы существенно отличаются от аналогичных зданий Бухары, Коканда и других городов Узбекистана. Можно увидеть различия в использовании пространства, плане строительства и использовании декоративного искусства.

Базовый план хорезмского дома широко использует высокие айваны, предусматривает систему вентиляции и вывод тепла. В нём не разделяются хозяйственные дворы на мужскую и женскую половины, как принято в других городах региона. Также в хивинских домах нет сейсмостойких стен, как в ферганских домах, возводимых внутри деревянного каркаса в два ряда толщиной до 60-70 см. также как и внутренних ниш и полок. В условия низкой сейсмической опасности Хорезм мог строить дома с деревянным каркасом в один ряд и толщиной стен всего в 15-20 см. Полки строились только во дворцах, что конечно наряду с числом комнат, размером дворов и великолепием украшения отличало их от простых жилых домов.

Квартальные мечети в окрестностях Хивы имеют свои отличительные особенности. Они представляют собой нечто среднее между мечетями Бухары и громоздкими зданиями Ферганы того же типа. Купольные залы в Хиве объединяются с летними айванами плоскими крышами.
В отличие от живописных асимметричных медресе свободной планировки Ферганской долине, хорезмские медресе были симметричными постройками, обычно с огороженным двором, устроенным на переднем плане.

Архитектурно-декоративное украшение занимало особое место в Хорезмской школе архитектуры. Здесь применялось огромное количество декоративных приёмов, включая характерную сдержанную сине-белую и небесно-синюю цветовую гамму керамических вставок и плиток из майолика. Излюбленные мотивы в декоративном орнаменте - спиралеобразный растительный узор со множеством листьев, цветов и бутонов; своими корнями они уходят далеко в глубь народного искусства Хорезма. Эти узоры органично сочетаются с эпиграфикой и геометрическим орнаментом (гирих).

Следует отметить, что одно и то же украшение, выполненное на различной основе, производит разное впечатление. Например, на плитках из майолики узоры не обладают глубиной, но те же самые узоры на деревянных деталях оживают под действием игры света и тени. В хивинских постройках стволы колонн, их основания, двери, ставни, и ворота были украшены прекрасным резным орнаментом. Рельефный узор зачастую поражал своим богатством и оригинальностью композиций. Архитектурная декоративная отделка, сохранившаяся в памятниках Хивы, свидетельствует о неограниченном художественном воображении хивинских архитекторов.
Каждый год, тысячи туристов посещают Хиву, чтобы познакомиться с её замечательными памятниками средневековой архитектуры, которые пройдя испытания временем, уцелев в войнах, и выдержав стихийные бедствия, несут нам закодированную мудрость прошлых поколений. Одна поездка Хивы только приоткрывает занавес города, но невозможно узнать о ней всё только за одно посещение. Есть такое поверье, что если в воду бросить монетку, то обязательно вернёшься туда. Бросьте монету в любой хивинский колодец - и вы обязательно вернётесь в Хиву гостем! И город откроет вам новые страницы своей многовековой истории.

Хива это целый полностью сохранившийся город - уникальное явление в мировой культуре. Если архитектура, как говорили древние это застывшая музыка, то Хива со своей изумительно прекрасной архитектурой и художественными произведениями со своей прекрасной архитектурой, замечательная возвышенная симфония форм и цветов, своеобразная антология живых творческих идей многих поколений архитекторов, мастеров и художников.

Одним из наиболее древних образцов искусства ваяния этого региона является фрагмент верхней части каменной колонны в форме бородатого человека из Султануиздага, которая ассоциируется с древним искусством, особенно со старыми египетскими сфинксами и кентаврами Ахеменидов. Аналоги верхней части колонны Султануиздага в форме быков, львов и грифов в ахеменидских постройках, обнаруженных исследователями позволяют им датировать её пятым – четвертым столетиями до н.э.

В этот же период появляется ещё один тип скульптуры - небольшие терракотовые статуэтки культовых героев. Их изготовляли ещё до четвертого столетия н.э. Появление этих терракотовых статуэток в Средней Азии имеет собственную историю. Самые ранние терракотовые статуэтки с изображением богинь датируются четвертым – вторым веками до н.э., то есть неолитом и бронзовым веком. Их появление было связано с культом матери-богини. С новым тысячелетием наступил перерыв в производстве этих статуэток. В культе этой богини статуэтки заменили другими символами и амулетами. Возрождение искусства иконографии матери-богини наблюдалось в период эллинизации Средней Азии, когда терракотовые статуэтки появились приблизительно в то же время в различных точках районов Бактрии, Маргилана, Согда и Хорезма. Как говорили исследователи: «Их стиль сложился под эллинистическим влиянием; характерные особенности небольших статуэток это: плавность линий, мягкость драпировки очертаний формы тела, и иногда классическая поза гармоничного мира». В то же время, терракотовые статуэтки каждого региона обладали собственной спецификой, заметной по обработке фигурок, лицам, одежде и другим атрибутам.

Появление культовых статуэток в Хорезме приблизительно совпадало концом правления Ахеменидов и интенсивным развитием городской жизни, ремесла и строительством культовых центров. В этот период возникают религиозные и культовые идеи хорезмийцев , появляется местный пантеон божеств, в честь которых строились храмы создавалась ритуальная скульптура. Вероятно, небольшие терракотовые фигурки были копиями больших статуй Богов из храма.
Среди многочисленных реконструированных человеческих терракотовых статуэток большинство посвящалось богиням. Разнообразие лиц и вещей позволили учёным сделать вывод, что они воспроизводили образы хорезмских богинь с различными функциями. Ряд учёных увязал эти статуи с всеобщим образом матери-богини Средней Азии Анахиты из религии Авесты, покровительницы воды и жизни, наделяющей силой природы. Но согласно К.А. Пугаченковой: «иконография статуй в большинстве случаях не совпадает с её подробным описание в Гимне Анахите, и будет лучше использовать общий термин Великая Богиня".

В то же самое время характерные признаки статуй могли бы отразить местные религиозные и представления и образы культа. Таким образом, небольшую женскую статую с греческими вазами в руках исследователи принимают за местную богиню Мону. Она была связана оргией-праздником культа Диониса в Хорезме. А мужская статуя с кистью винограда в руке, по-видимому, относилась к этому культу, хотя это маловероятно. Обнаруженные мужские статуи не были одинаковыми. Их черты, форма, размер бороды и головные уборы были разными.

Многие статуи были связаны с культом лошади, распространённым в Средней Азии, в Хорезме он тоже был распространён. Этот культ отражался и в географических названиях одного из хорезмских городов - Хазар-асп - город «тысячи лошадей».

Стоит упомянуть феномен глиняных бутылок для воды с картинками на них, фрагменты которых были обнаружены в больших количествах в Кой-Кирилган-кала. Эти глиняные бутылки были очень примитивны, но богатство тем изображений на них, позволило отнести их к изобразительному искусству. Среди фигур были и человеческие, как реальные, так и фантастические, а также мотивы и символы, обычно связанные с местными религиозными мифологическими представлениями. В то же время многие образы связаны с культами и искусством распространёнными за пределами Средней Азии и Древней Греции. Например, картинки с фантастической крылатой лошадью с человеческой головой, исследователи связывают с космогоническими представлениями древних хорезмийцев. Её аналог был обнаружен на древней астрологической карте и вероятно имеет одно и то же мифологическое происхождение.

Монументальное искусство древнего Хорезма - скульптуры, барельефы и настенные рисунки были неотъемлемой частью архитектурных украшений его строений. Скульптурные фигуры обычно лепились из глины, а живописные рисунки зачастую выполнялись на непрочных стенах. В результате чего, их искусство дошло до нас лишь в неполных фрагментах. Поэтому очень трудно воссоздать работу полностью и её размещение во внутреннем пространстве.

В Топрак-кале (II-IVвв.) во дворцах хорезмских правителей были обнаружены окрашенные скульптурные композиции и барельефы, изготовленные из глины. Образы были выполнены в стилизованной форме, что придавало композиции пластическую выразительность. Различные предметы на стенах изображались горельефами. Фигуры правителей и членов их семей были представлены в виде огромных статуй, размещённых в специальных нишах. В пластичной моделировке и композиции заметны традиции эллинистического искусства. Но в их интерпретации, хорезмские скульпторы отклоняются греческих канонов. Лица персонажей из Топрак-кала беспристрастны и не отражают никаких индивидуальных черт; это характерно для искусства ваяния степных кочевых народов.

Например, в «Зале победы» были сцены прославления царя за его военную смелость, где над ним летают две фигуры крылатой Виктории. Но даже здесь просматривается недостаток эмоциональности; в образах короля и воинов нехватает выразительности лиц. Это эмоциональное безразличие усилено фронтальным изображением торсов и голов на туловищах, изображённых в профиль. Этот стиль характерен для скульпторов кочевых народов.

Помимо царских и военных тем, скульпторы Топрак-калы изображали праздных гуляк. Они отражали местное изображение культа Диониса. Другие фигуры, например танцоры с созданиями с козлиными головами - образ Диониса - на «Хорезмских кубках», очевидно, связаны с этот греческим культом. Даже в этих фигурах просматриваются устаревшие местные характерные особенности. Там было также обнаружено много мотивов, связанных с культом Сиявуша местного божества умирания и возрождения.

На стенах Топрак-калы всё ещё можно увидеть фрагменты картин, изображающих светскую жизнь дворца. Там есть традиционная романтическая сцена с изображением влюблённой пары и образ девушки, играющей на арфе, пришедшая в Среднюю Азию из буддийской мифологии.

Значительная часть мотивов связана с местной фауной и флорой. Это - лилии, красная рыба, плещущая среди волн и тигры свирепо скалящих зубы. В картинах этих художников главенствующую роль играли не детали, а целостность композиции и гармония цветов. В них преобладали пурпурные, белые, черные и желтые цвета.

Настенная живопись древнего Хорезма продемонстрировала существование развитой и характерной местной школы, мастера которой объединяли традиции эллинистического и индо-буддийского искусства со своим собственным художественным мировоззрением.

В шестом и седьмом столетиях живописные традиции Хорезма появляются в новых вариантах. Они включают картины, написанные кистью на поверхности урн с прахом (ос-суарий) из некрополисов Топрак-кала и Миздакхана. Их цветовая палитра состояла из красного, черного, желтого и синего цвета. Такие погребальные сосуды, согласно исследователям Хорезма, появились во втором столетии до нашей эры, как компромисс между местной разновидностью зороастризма и догматическим иранским зороастризмом. Появление оссуариев, впервые сохранившихся в виде древних урн-статуй, известных в Хорезме, в не в других регионах Средней Азии и Ирана, говорит об устойчивости древних традиций Хорезма.

В отделке оссуариев, связанных с древними погребальными традициями Хорезма, сохранившимися к моменту пришествия арабов в Среднюю Азию, использовались два вида искусства - живопись и скульптура. Темы на изображениях, главным образом, были посвящены похоронным ритуалам; они включают сцены ритуального плача с профессиональными плакальщиками, священниками и родственниками покойного. Миниатюрные картины примечательны своей простотой стиля, что, никоим образом, не уменьшает их историческое и культурное значение.

Уникальные скульптуры в склепах Кой-крилган-калы представленные мужскими и женскими фигурами, вероятно, относились к богам и богиням и вере хорезмийцев в успении мёртвых.
Завоевание арабами Средней Азии и торжество установления ислама изменили курс развития искусства этого региона. Невостребованные новой идеологией формы изобразительного искусства пришли упадок. Разрушились древние усыпальницы и дворцы. Так закончился век монументальной скульптуры и настенной живописи древнего Хорезма. Мастера лепки продолжали изготовлять терракотовые фигурки лошадей, быков и других животных, имеющих ритуальное, а также светское значение. Но до двадцатого столетия, скульптура и живопись отошли на второй план , и творческий потенциал народа нашёл своё выражение в других формах искусства.

В начале двадцатого столетия в среднеазиатском регионе возникло новое искусство станковой живописи и станковой скульптуры. Появились самобытные художественные школы, где важную роль играло богатое культурное наследие Хивы. Некоторые художники выражают это наследие в портретных изображениях знаменитых архитектурных памятников или описании повседневной жизни древнего города; работы художника Р. Худайберганова служат примерами такого подхода. Холсты Ш. Бабажанова отражают философское и эстетическое наследие народов Средней Азии.

History of Khiva - Part 17

Sculpture and Painting in Khiva

Khiva is a museum-city where monuments and whole ensembles were erected by unsurpassed masters. Undoubtedly, the construction of Khorezm masters is a part of the world culture. The ancient castles, early medieval fortresses, and later cities of the most ancient oasis became famous worldwide and they witness the century-old experience and talent of Khorezm architecture.

Khiva and neighboring cities and towns played an important role in the economy of medieval Uzbekistan, and the caravan roads that connected the countries of the East and West passed across them. The caravan roads contributed to the cultural and diplomatic relations as well. Using these roads the troops moved during the medieval wars and travelers from distant countries came. They served to disseminate the best architectural and artistic ideals to the neighboring regions. In the course of time the Khorezm builders worked out certain principles and methods and created a distinctive school of architecture, the traditions of which were spread beyond the limits of the region to the cities of Povolzhye and northern Caucasus.

What are the peculiarities of the local architectural school? What are the distinctive features that separate the construction of Khorezm from that of other regions? The dwelling houses, mosques, madrasahs and other constructions of Khiva differ considerably from the similar buildings of Bukhara, Kokand and other cities of Uzbekistan. One can see differences in the use of space, the plan of construction, and the use of decorative arts.

The basic plan for the Khorezm house makes extensive use of high aivans to provided ventilation and relief from the heat. It also does not separate the men and women's household yards, as do the houses of other cities in the region. Also, the houses of Khiva did not feature the earth-quake-proof walls of Ferghana, which were erected in a wooden frame in two rows with thickness up to 60-70 cm. and interior niches and shelves. In Khorezm, the low seismic danger permitted the construction of houses with wooden frames of one row, and the thickness of the walls was only 15-20 cm. Shelves were constructed only in the palaces, which, of course also differed from simple dwelling houses in the number of rooms, sizes of yards, and magnificence of decoration.

The quarter-mosques of Khiva's neighborhoods are distinctive. They are something in between the Bukhara mosques and the bulky Ferghana constructions of the same type. In Khiva the cupola halls are combined with summer aivans with flat ceilings.

Unlike the picturesque, freely planned, asymmetric madrasas of the Ferghana Valley, in Khorezm the madrasas were symmetrical in construction, often with a fenced yard in front.

Architectural ornamentation occupied a special place in the Khorezm School of architecture. The huge number of ornamental applications was employed here, including the characteristic restrained blue-white and sky-blue palette of the ceramic insertions and majolica plates'. The favorite motives in the decorations are spiral-shaped plant arrangements full of leaves, flowers, and buds; these have ancient roots in the folk art of Khorezm. These patterns are organically combined with epigraphies and geometrical ornaments, (girikhs).

It is worth to note that the same decoration, done in a different medium, leaves a different impression. For example, there is no depth in the patterns of majolica plates; but the same patterns are animated by the variety of light and shade on the wooden elements. The shafts of the pillars and their bases, doors, shutters, and gates were decorated with excellently carved ornament in the constructions of Khiva. The raised pattern is frequently impressive in its richness and originality of the composition. The architectural decoration preserved in the monuments of Khiva witnesses to the unlimited artistic imagination of the Khiva architects.

Every year, thousands of tourists visit Khiva to see its wonderful monuments of medieval architecture, which have weather time, resisted war, and survived natural disasters to bear to us the encoded wisdom of past generations. One visit to Khiva lifts the veil of the city, but it is difficult to learn everything in one visit. There is a popular belief that if one throws a coin into the water, one is sure to come back again. Throw a coin into any Khivan well, and you are sure to return to Khiva as a guest! Then the city will show you new pages of its centuries-old history.

Khiva is an entire city, which has been preserved — a unique phenomenon in world culture. If architecture, as the ancient people said, is stifled music, Khiva with its amazingly beautiful architecture and art works is a wonderful and elevated symphony of forms and colors, an original anthology of the vivid creative ideas of many generations of architects, masters, and artists.

One of the most ancient specimens of the region's plastic arts is the fragment of the up» per part of the stone column in the form of a bearded man from Sultanuizdag, associated with ancient art, specifically with old Egyptian sphinxes and Akhemenid centaurs. The analogies of the upper part of the Sultanuizdag column in the form of bulls, lions, and griffins in the Akhemenid buildings found by the researchers allow them to date it back fifth — fourth centuries B.C.

One more type of sculpture, small terracotta statues of cult characters appeared in this period. They were produced before and during the fourth century A.D. The incidence of these terracotta statues in Central Asia has its own history. The earliest terracottas with the images of goddesses date back the fourth — second centuries B.C., i.e. to the Cneolit and Bronze ages. Their appearance was connected with the cult of the mother-goddess. With the new millennium came a kind of break in the production of these statues. Various other symbols and amulets seemed to have replaced the statues in the cult of this goddess. The revival of the iconography of the mother-goddess was noted in the period of hellenization of Central Asia, when the terracotta statues appeared at roughly the same time in the different places of the region in Baktria, Marghi-ana, Soghd and Khorezm. As the researchers state: «Their style is rooted in Hellenistic influence; the peculiar features of these small statues are the fluidity of the lines, softness of the drape, the outline of the form of the body, and sometimes the classical pose of well-balanced peace». At the same time, the terracotta’s of each region had local peculiarities, which can be seen in the treatment of figures, faces, clothes, and other attributes.

The appearing of the cult statues in Khorezm approximately coincided with the end of Akhemenid power and an intensive developing of the town life, handicraft, and building of cult centres. The religious and cult ideas of Khorezm people developed during this period, and a local pantheon of deities arose, to the honor of which the temples were built, and a ritual sculpture was created. Probably small terracotta figures were the copies of the big statues of Gods from the temple.

Among the multitude of recovered anthropomorphic terracotta statues, the majority of them belonged to the goddesses. The variety of faces and belongings allow scholars to think that they reproduced the images of the Khorezm goddesses with different functions. A number of researchers connected these statues with the universal image of the Central Asian mother-goddess Anakhita, patroness of water and the life-giving power of the nature from the Avesta religion. But according to Q.A.Pugachenkova: «The iconography of the statues in a majority cases do not coincide with that detailed description in the Hymn of Anakhita and it would be better to use the general term: The Great Goddess».

At the same time statues with specific attributes could reflect the local religious and cult ideas and images. Thus a small female statue with Greek vases in her hand the researchers identify as the local goddess Mona. She was connected with an orgiastic holiday of the Dionysus cult in Khorezm. And a naked figure of a male with bunch grapes in his hand probably belongs to this cult, though it is less certain. The male statues that have been found are not identical. The features, form, and the size of the beard and headwear are different.

Numerous statues associated with the horse cult, which was found throughout Central Asia, especially Khorezm have also been found. The cult was reflected in the place names of one of the Khorezm cities: Khazar-asp, the city of «one thousand horses».

It is worth mentioning that the phenomenon of eastern water bottles with a variety of pictures on them, the fragments of which were found in large numbers in Koi-Kirilgan-kala. These earthen water bottles were very primitive, but the richness of its subjects depicted on them permits them to be referred to as fine art. The figures included human figures, both real and fantastic ones, motifs and symbols that are generally associated with local religious and mythological notions, At the same time a number of the images have an connections with the cults and arts of wider Central Asia and Ancient Greece. For example there are pictures of a fantastic winged horse with a human head, which researchers connect, with the cosmogony ideas of the ancient Khorezm people. An analog to it was found on the ancient astrological map and probably has one and the same mythological origin.

The monumental fine art of ancient Khorezm — sculpture, relieves, and wall paintings — were an integral part of the architectural decorations of its buildings. The plastic modeled forms were usually made of clay and painting was often applied to unstable walls. As a result, this art has come to us in incomplete fragments. Thus it is often difficult to recreate the full work and its arrangement in the interior space.

Sculptural compositions and relieves made of clay with surface paint were found in the palaces of the ancient Khorezm rulers in To-prak-kala (second — fourth centuries). The images were presented in the stylized manner, which added to the plastic expressiveness of the composition. High relief depicted various subjects on walls. The figures of the ruler and his members of the family were presented in huge statues, which were in the special niches. The traditions of Hellenistic art are noticeable in the plastic modeling and composition. But in their interpretation, the Khorezm sculptors digress from the Greek canon. The faces of the Toprak-kala personages are impassive and do not reflect any individual features; this is characteristic of the plastic art of the steppe nomadic people.

For example, in the «Victory Hall» were scenes glorifying the king for his military courage, in which two figures of winged Victoria fly over him. But even here there is a lack of fervor; the images of the king and warriors lack facial expressiveness. This emotional indifference is reinforced by the frontal presentations of torsos and heads on profiled bodies. This style is characteristic of the sculptors of the nomadic people.

In addition to royal and military subjects, the sculptors of Toprak-kala depicted feasting revelers. These reflected the local version of the Dionysus cult. Some other figures, for example dancers with goat-headed creatures — the image of Dionysus — on the «Khorezm Cups» are obviously liked to this Greek cult. Yet, even in these figures archaic local features can be seen.

Many motifs connected with the cult of the local dying and rising deity Siyavush — high relief figures of various animals, birds, pomegranate bushes, and the vines were also found here.

On the walls of Topraq-kala, one can still see fragments of paintings depicting the fashionable life of the palace. There is a traditional romantic scene with a picture of beloved couples and the image of the harp-playing girl, which came to Central from Buddha mythology. There are quite a number of motifs connected with the local fauna and flora. These are lilies, red fish gleaming among the waves, and tigers fiercely bearing their teeth. Detail was not a priority for these artists, but rather the wholeness of the composition and in the harmony of the colors. The purple, white, black and yellow colors prevailed.
The wall painting of ancient Khorezrn demonstrated the existence of a developed and distinctive local school, the masters of which creatively combined the traditions of Hellenistic and Indo-Buddhist arts with their own artistic worldviews.

In the sixth and seventh centuries, the painting traditions of Khorezm appear in the new variations. These included pictures drawn by brush on the surface of the funeral boxes (os-suari) from the necropolises of Topraq-kala and Mizdakkhana. The color pallet included red, black, yellow and light blue. Such funeral vessels, according to the researchers in Khorezm, appeared in the second century B.C. as a compromise between the local variant of Zoroastrianism and the dogmatic Zoroastrianism of Iran. The appearance of the ossuaries, which at first preserved the forms of the ancient urn-statues known in Khorezm but not in other regions of Central Asia and Iran, speaks of the stability of ancient Khorezm traditions.

Ossuary, connected with the ancient traditions of burial in Khorezm that was preserved until the Arabs came to Central Asia, and had two types of ornament — painting and sculpture. The themes in the paintings were mainly devoted to funeral rituals; these included scenes of ritual weeping with professional mourners, priests, and relatives of the deceased. The miniatures paintings were remarkable for the primitiveness of the style, which does not reduce their historic and cultural significance.

The unique sculptures on the ossuaries from Koi-Krilgan-kala were of male and female figures probably associated with gods and goddesses and the beliefs of Khorezm people about the repose of the dead.
The Arab conquest of Central Asia and the triumph of Islam changed the course of development of the arts of the region. The fine art forms unclaimed by new ideology declined. The ancient shrines and palaces were ruined. And so the age of monumental sculpture and wall painting of ancient Khorezm came to an end. The masters of small plastics continued making terracotta figures of horses, bulls and other animals, which were of ritual as well as secular significance. But until the twentieth century, sculpture and painting were eclipsed and the creative potential of the people found its expression in other forms of art.

At the beginning of the twentieth century the new arts of easel painting and machine tool sculpture appeared in the Central Asian region. Distinctive artistic schools have developed, in which the rich cultural heritage of Khiva played an important role. Some artists express this heritage in the portrayal of the famous architectural monuments or in depictions of everyday life in the ancient city; the works by the painter R. Khudaiberganov exemplify this. The canvases of Sh. Babajanov express the philosophic and aesthetic heritage of the people of Central Asia.