История Хивы - Часть 16

Архитектура Хивы

Архитектурные памятники Хивы – медресе и мечети, минареты и мавзолеи, жилые дома и дворцы, караван-сараи и бани все органично связаны между собой. В этих памятниках отражались древние строительные традиции, с их бесконечным разнообразием высоты и глубины, массивных и легких элементов, куполов и прямоугольных форм, затемненных и освещённых пространств. В девятнадцатом столетии в Хиве и остальной части ханства наблюдалось бурное развитие. В Ичан-кале и Дишан-кале была развёрнута интенсивная строительная деятельность.

Работа проводилась в ханских строениях Ичан-калы. В этом городе, ограниченном стенами крепости, где каждое новое здание натыкалось на уже существующие постройки, такое интенсивное строительство являлось фактически многоступенчатой реконструкцией. Для придания завершенности архитектурным комплексам различных эпох архитекторам пришлось проявить высокую профессиональную деликатность и мастерство в преобразовании города в огромный ансамбль с чётким архитектурным стилем.

Всё огромное разнообразие хивинских построек органично срчеталось. Следует отметить, что высокие террасы (айваны) были разделены. Они открывались на север, где господствовали шквалы прохладных ветров. За воротами Хазараспа вереницы минаретов, стоявшие подобно восклицательным знакам, обозначали основной композиционный центр города. А минареты Палвана-кари Саида Шеликербая, Джумы, Калта минара и шейха Каландара-бобо, различные по своим размерам и формам, придают Хиве уникальность.

Обычно минареты выполняли три функции: они служили для призыва верующих на молитву, наблюдательными пунктами во время междоусобных войн, и, наконец, координатными точками города. Трудно заблудиться в Хиве, когда минарет Ислама Ходжи, правильной пропорции виден с любого точки города. Минареты Хивы, одно из значительных достижений средневековой архитектуры, занимают собственное место в панораме города.

Между основными дорогами города, пересекающими Ичан-калу и радиально проходящими через Дишан-калу зажаты плотно заселённые кварталы. Они соединены узкими уличками, проходами и тупиками. Кварталы в Хиве, как в других исторически сложившихся городах Узбекистана, были созданы ремесленниками одной и той же специальности, сформировавшими свои общины. Центром квартала были сад, мечеть, небольшой минарет или живописный водоём. Здесь также находились чайные (чайханы) и хозяйственные постройки. Суть города составляли жилые кварталы, а на их фоне выделялись монументальные общественные строения: медресе, мечети и минареты.

Основные водные артерии города представлены каналами Закаш, Палван-яб и арыком Сирчали. Они питали Дишан-калу, где можно увидеть сады и парки, чего почти нет в Ичан-кале. Монументальные стены города служат ярким примером укрепительных сооружений Хорезма. Их высота почти десять метров, толщина основания пять - шесть метров. Они крутые с внутренней стороны, а снаружи имеют более покатую поверхность. Массивные полукруглые башни располагаются на них в тридцати метрах друг от друга. Стены завершаются зубчатым парапетом. Узкие бойницы, вероятно, не раз защищали жителей Хивы при обороне города. У подножия стен вырыли крепостные рвы. Старые постройки Хивы строились из крупного сырцового кирпича и глины. Такой способ строительства был характерен для раннего средневековья.

В юго-восточном углу Ичан-калы, видны останки прямоугольной башни, являющейся примером самых ранних традиций строительства крепостей Хорезма. У подножия городских стен сохранилось более сотни кирпичных эпитафий. Эта древняя традиция, вероятно, появилась в связи с тем, что жители должны были хоронить вокруг города на высоком месте.

Сохранились четыре арочных ворот с примыкающими к ним боковыми круглыми башнями: Багча-дарвоза - на севере, Палван- дарвоза - на востоке Таш- дарвоза - на юге и Ата- дарвоза - на западе. Ворота вокруг Дишан-калы были воздвигнуты в девятнадцатом столетии. Наиболее значимым из сохранившихся зданий архитектурной группы является Кош- дарвоза (двойные ворота). Между тремя цилиндрическими башнями имеются два арочных прохода. Над ними построена традиционная галерея, увенчанная зубчатым парапетом. А декоративные пояса, сложенные из разноцветных керамических плит, придают им великолепие.

У городских ворот обычно находились базары, караван-сараи и бани. И по сей день у ворот Хивы идёт бойкая торговля. Обычно в людных местах около базаров возводили культовые комплексы, такими местами являлись мечети, медресе и мемориальные памятники. Все уникальные ансамбли Хивы обладают притягательной силой.

Из сохранившихся памятников города, относящихся древнему периоду можно назвать мавзолей Саида Алиа ад-Дина в центре Ичан-калы. Это двухкамерная гробница ассиметричной формы: мечеть для молитв (зиаратхана) с западной стороны примыкает к мавзолею (гурхана) квадратной формы. Обычный деревянный забор, примыкающий к стене, отделяет зиаратхану от гурханы. Мечеть для молитв почти в два раза больше гробницы. Две палаты покрыты куполами: восьмигранной формы над гурханой и круглой над зиаратханой.

Роскошная гробница призматической формы, размерами 2x1.2 и 1.25 м в высоту, выделяется на фоне скромно украшенного интерьера гурханы. Гробница находится на небольшой ступенчатой возвышенности. Её облицовка является классическим образцом художественной школы Хорезма девятнадцатого столетия. Края гробницы из майолики разделены на прямоугольные панели, границы разрисованы небольшими растительными узорами белого цвета на голубом фоне.

Стилизованные стебли, листья и цветы нарисованы произвольно. На деревянной плите имеются надписи на арабском языке и дата смерти шейха Алия ад-Дина (702 Х, 1302 г.). Согласно надписи на фризе, мавзолей был построен учеником и преемником шейха, эмиром Кулялом (умер в 1370 году).

Гробница из майолики этого мавзолея является истинным шедевром декоративного искусства. Её можно приравнять к гробницам Кусама Аббаса в Самарканде и Кубры в Куня-Ургенче, закрытые на время их реконструкции. Нет сомнения, что памятник был создан в период архитектурно-декоративного искусства Золотой Орды.

Другой мемориальный ансамбль, построенный в честь Пахлавана Махмуда, находится к югу от гробницы Саида Алия ад-Дина. Его строили в течение шести веков, в его состав входят гробницы, медресе, гурхана (дом или зал для чтения Корана), летняя мечеть и двор с тенистым деревом и колодцем.

В восемнадцатом столетии шах Нияз-хан построил дарвазхану. В девятнадцатом столетии, ансамбль подвергся значительной реконструкции. Дарвазхана, двор и портально-купольный зал, открытый с трёх сторон, расположились там вдоль продольной оси. Склеп Мухаммада Рахим-хана находится в пятиугольной нише зала вдоль симметричной оси. В северо-западном углу этой стены установлены могилы Абдулгази-хана и Ануш-хана. С западной стороны к большому залу примыкают небольшие палаты. Средняя - зиаратхана, соединена проходом с холлом и могилой Пахлавана Махмуда. Третий дом соединён с двором. Строения восточной стороны несимметричны. Там построен коридор, соединяющий с прямоугольной комнатой, увенчанной двумя куполами. С этого места имеется выход на кладбище. Внутри двухкупольного здания находится глубокая ниша со склепом Алла-кули-хана. Так, похороненные рядом с Пахлаван Махмудом, хивинские ханы Кунградского дома нашли вечный покой.

Фасад большого зала, выходящий во двор, спроектирован и украшен в стиле типичным для хивинской школы искусств. Его цвета синие, небесно-голубые и белые. Яркая бирюзовая отделка самого большого купола в городе с золотой капителью заметна с любой его точки. Фантазия хивинских мастеров, выполнивших декоративную отделку ансамбля с пола до самого верха купола, продемонстрировала неисчерпаемый запас их изобретательности. Прекрасные резные двери с инкрустацией, элементами мозаики из слоновой кости и меди заслуживают особое внимание. На нём указана дата постройки -1353 год. Имя хорезмского гравера надира Мухаммада сохранилось в двери склепа. Из надписи узнаём имена мастеров, создавших данный декор - мулла Мухаммад, суфий Мухаммад, Абдулла и др.

Ансамбль Пахлавана Махмуда является одним из лучших творений хорезмских архитекторов. Путешественники середины девятнадцатого столетия, посетившие Хиву, насчитали там двадцать два медресе. Это подтверждало уровень образования жителей Хорезма. Правители ханства уделяли огромное внимание образованию молодёжи, в сущности, медресе являлись исламскими университетами, где вместе с богословием они изучали историю, географию, астрономию и другие предметы.

В 1616 году Араб Мухаммад-хан приказал построить мечеть в честь празднования переноса столицы Хорезма из Куня-Ургенча в Хиву. Сначала она представляла собой каркасное здание. Резные деревянные колонны с открытым айваном (верандой) и композиционными потолками выходили во двор Таш-Хаули. Спустя 300 лет при правлении Алла-Кули-Хана здание было реконструировано. В настоящее время она представляет собой двухэтажное здание симметричной композиции с одним двором. По его углам возведены круглые башни. Вдоль его продольной оси находится летняя мечеть, выходящая во двор. Главный фасад прост без разноцветной декоративной отделки, остальные же фасады также представляют собой просто стены. Медресе привлекает внимание своей компактностью, пропорциями и размерами.

В середине семнадцатого столетия в восточной части Ичан-калы была построена Ак-мечеть. На высокой платформе возвели асимметричное здание с трехсторонним айваном. Во время археологического исследования было обнаружено, что его фундамент был заложен на глубину около четырех метров, что придавало зданию устойчивость и безопасность под действием сейсмической нагрузки. Зал квадратной формы завершается конусообразным куполом. Мирхаб (ниша), расположенный на южной стене мечети, ориентировал молящихся людей на мусульманский священный город Мекку. Плоский айван служит опорой для нескольких деревянных конструкций. Его большой размер указывает на его общественную функцию. Зал освещается четырьмя окнами. Они украшены гипсовыми решётками (панжара). Фасады и интерьер мечети оштукатурены. В резном орнаменте двери можно прочитать имена двух мастеров – Мур Мухаммада и Каландара , а также две даты - 1832, 1842 гг. вероятно годы реконструкции или установки двери. Ак-мечеть (Белая мечеть) запоминается своей живостью композиции, чистотой форм, и выразительностью очертаний.

History of Khiva - Part 16

Architecture in Khiva

The architectural monuments of Khiva — the madrasas and mosques, minarets and mausoleums, dwelling houses and palaces, caravanserais and bathhouses — are organically related. Ancient traditions of construction are reflected in these monuments, with their infinite variety of heights and depths, massive and light elements, cupolas and rectangles, darkened and lighted spaces.

Vigorous growth took place in Khiva in the nineteenth century, as it developed along with the rest of the khanate. There was intensive construction activity in Ichan-kala and Dishan-kala.

Work was done on the royal buildings of the Ichan-kala. In this city limited by fortress walls, where every new building impinged on already existing structures, such intensive construction was in fact multi-stage reconstruction. In order to give a completed form to the architectural complexes of different periods architects had to display great professional tact and skill, as they turned the city into a huge distinctive architectural ensemble.

The full variety of Khiva's buildings was organically combined. It is worth noting that the high terraces (aivans) were separated. They were opened to the north, where prevailing cool winds blow. From the Khazarasp gates, chains of minarets stood like exclamation marks, punctuating the main compositional hub of the city. The minarets of Palvan-kari Said Shelikerbai, Juma, Kalta minar and Sheikh Ka-landar-bobo, which have different forms and size, impart uniqueness to Khiva.

Usually minarets fulfilled three functions: they served for calling the believers to prayer, as observation posts in the period of feudal internecine warfare, and, lastly, as points of orientation in the city. It is difficult to be lost in Khiva when the well-proportioned minaret of Islam Khodja is seen from everywhere. The Khiva minarets are one of the considerable achievements of the medieval architecture and have their own place in the panorama of the city.

Between the main roads of the city, which cross Ichan-kala and run radially through Dishan-kala, are squeezed the densely populated quarters. They are joined by narrow streets, passages and blind alleys. The blocks of Khiva, as in the other historically formed cities of Uzbekistan, were settled by craftsmen of the same specialty who formed their community. The core of the quarter is a garden of trees, a mosque, a low minaret or a picturesque reservoir. Tea-rooms (chaikhanas) and household buildings are here as well. The living quarters form the substance of the city; the monumental public structures: madrasas, mosques and minarets stand out from within them.

The main waterways of the city are canaling Zakash, Palvan-yab and arik Sirchali. They irrigate Dishan-kala, where you can see gardens and parks that are almost invisible in Ichan-kala. The monumental walls of the city represent a vivid pattern of the Khorezm fortification constructions. Their height are about ten metres, the foundation is five — six metres thick. They are steep from inside and have a more sloping surface from outside. You can see massive semicircular turrets about every thirty metres. The cogged parapet tops the walls. The narrow loopholes have probably served the inhabitants of Khiva in defending the city several times. Moats were dug out at the foot of the walls. The old construction of Khiva was made of large raw bricks and clay. This way of building is characteristic of the early medieval periods.

In the southeastern corner of Ichan-kala you can see the remains of the rectangular tower, which is the evidence of the earliest traditions of a fortress construction of Khorezm. There were preserved hundreds of brick epitaphs at the foot of the city walls. This ancient tradition probably appeared because the population had to bury on the heights around the city.

There are four arched gates flanked with circular towers: Baghcha-darvoza is in the north, Palvan-darvaza is in the east Tash-darvaza is in the south and Ata-darvaza is in the west. The gates were erected around Dishan-kala in the nineteenth century. The most significant preserved structure from the architectural cluster is Kosh-darvaza (double gate). There are two arched passages between the three cylindrical towers. Over it there is a traditional gallery crowned with cogged parapet. The decorative belts of colored ceramic slabs add splendor.

The bazaars, caravanserais, and bathhouses were at the city gates. Brisk trade is in full swing at the Khiva gates to this day. Usually in populous places near the bazaars the cult complexes were built. These places include the mosques, madrasas, and memorial monuments. The unique ensembles of Khiva have magnetic power.

From the preserved monuments of the city, which belong to the earliest period, is the mausoleum of Said Alia ad-Din in the center of Ichan-kala. This is a two-chamber tomb with an asymmetrical composition: a praying mosque (ziaratkhana) attached to a square mausoleum (gurkhana) from the western side. A simple wood fence, which is adjacent to the wall, separates the ziaratkhana from the gurkhana. The praying mosque is almost twice the size of the tomb. The two chambers are covered with cupolas: an octagonal form on the gurkhana and rounded form on the ziaratkhona.

A splendid tomb of prismatic form, 2x1.2 m. in size, 1.25 m. high, stands out in the modestly decorated interior of the gurkhana. The tomb lies on a stepped low podium. Its facing is a classical specimen of the Khorezm artistic school of the nineteenth century. The edges of the majolica tomb are divided into right-angled panels; the borders are covered with small plant patterns, white against the dark-blue background. The stylized stalks, leaves and flowers are painted freely. There are Arabic inscriptions and the date of Sheikh Alia ad-Din's death (702 H, 1302) on the wooden slab. According to the writing on the frieze, the mausoleum was built by the disciple and successor of the Sheikh, amir Kulyal (died in 1370).
The majolica tomb of this mausoleum is a genuine masterpiece of decorative art. It can be compared with the tomb of Kucam Abbas in Samarkand and Kubra in Kunyu-Urgench, which are close in the time of their construction. Undoubtedly, the monument was created in the Golden Horde period the architectural and decorative art.

Another memorial ensemble, devoted to Pakhlavan Makhmud, is situated to the south of Said Alia ad-Din's tomb. It had been developing for the six centuries and contains tombs, madrasas, qorikhana (house or room for reading Quran), a summer mosque, a yard with a shady tree and a well.
In the eighteenth century Shakh Niyaz-khan built a darvazkhana. In the nineteenth century the ensemble was radically reconstructed. The darvazkhana, yard and portal-cupola hall opened in three directions, are located here on the longitudinal axis. The burial vault of Mukhammad Rahim-khan is on the pentahedral niche of the hall on the symmetrical axis. In the northwestern corner of this wall the tombs of Abdulghazi-khan and Anush-khan were placed. Three small chambers adjoin the large hall from the western side. The middle one, a ziaratkhana, is connected by a passage to the hall and the tomb of Pakhlavan Makhmud. The third house is connected with a yard. The constructions of the eastern side are asymmetrical. Here a corridor is erected, leading to the rectangular room, covered with two cupolas. There is an exit to the cemetery from here. The two-cupola house there is a deep niche with Alla-kuli-Khan's burial vault. So, by being buried near to Pakhlavan Makhmud, the Khiva khans of the Kungrad House obtained eternal peace.

The fagade of the big hall, facing the yard, was designed and decorated in a style peculiar to the Khiva School of art. Its colors are blue, sky blue and white. One can see the bright turquoise finish of this largest cupola in the city with a golden cap from anywhere. The fantasy of the Khiva masters who decorated the ensemble from the floor up to the zenith of the cupolas, displayed an inexhaustible fund of inventiveness. The wonderful curved doors with encrustation and inlay details of ivory and copper deserve special attention. The date of the ensemble, 1353, is painted here. The name of the Khorezm engraver nadir Muhammad was preserved on the door of the burial vault. The names of the masters who created the paneling: Mulla Mukhammad, Sufi Mukhammad, Abdulla, and others are known from the inscription.

The ensemble of Pakhlavan Makhmud is one of the best creations of the Khorezm architects. The travelers of the mid-nineteenth century who visited Khiva noted that there were twenty-two madrasas here. It was the evidence of the educational level of the Khorezm inhabitants. The rulers of the Khanate paid great attention to the education of young people, in reality madrasas were Muslim universities, where along with theology they studied history, geography, astronomy and other subjects.

In 1616 Arab Mukhammad-khan ordered a mosque built to celebrate the transfer of the capital of Khorezm from Kunya-Urgench to Khiva. At first, it was a one-story framed building. Its carved wooden columns with an open aivan (veranda) and composition ceilings, which are put in the yard Tash-hauli. 300 hundred years later under Alla-Kuli-Khan the building was reconstructed. At present it is a building with a one-yard, two-story symmetric composition. The cylindrical towers are erected in the corner. On the longitudinal axis is a summer mosque, opened to the yard. The main fagade is modest, without colored decoration and the rest facades are also blank walls. The madrasa attracts attention with its compactness, proportion, and size.

By the mid of the seventeenth century a neighborhood Ak-machet was built in the eastern part of Ichan-kala. The asymmetric building with a three-sided aivan was erected on the high platform. Archaeological study discovered that its foundation was laid about four meters deep, which gives the building stability and safety under its seismic load. The cubic hall features a conic cupola. There is a mirkhab (niche), orienting the praying people to the Muslim sacred city, Mecca, in the southern wall of the mosque. The flat aivan supports a number of wooden constructions. The wide underlines the public purpose of the building. Four windows light the hall. Plaster pand-jara are set in them. The facades and interior of the mosque are plastered. On the carved ornament of the door are names of two masters — Mur Muhammad, Kalandar — and two dates — 1832, 1842 — probably, the years of repair or installation of the door. Ak-mechet (white mosque) is memorable for its vividness of the composition, clean form, and expressive silhouette.