Национальные парки Кыргызстана

Национальные парки и охраняемые территории в Кыргызстане занимают почти 1,5 миллиона гектаров, что составляет около 7% от общей площади страны.

Существуют различные типы охраняемых территорий: 10 заповедников, 13 национальных парков, 19 природных памятников и 45 районов управления, включая ботанические заповедники, лесные заповедники и зоологические заповедники. Эти национальные и природные парки созданы для защиты уязвимых и уникальных экосистем, а также для содержания районов в безопасном и надлежащем состоянии для отдыха.

Список национальных парков и заповедников

Национальный парк Ала-Арча – основан в 1974 году для сохранения реки Ала-Арча и обитателей ущелья. На территории парка расположены знаменитые вершины и ледники, среди которых гора Комсомолец (восхождение на неё происходит каждый год 1 мая) и Пик Семенова Тяньшанского; а также охотничий домик и кладбище альпинистов. Парк Ала-Арча, расположенный всего в 35 км от Бишкека, является популярным местом для пикников и любителей горных видов. Название происходит от кыргызского «арча» - названия растения, которое кыргызы жгут для избавления дома от злых духов.

Государственный заповедник Беш-Арал, расположенный далеко на юго-западе Джалал-Абадской области на границе с Узбекистаном, был основан в 1979 году с целью сохранения естественных лесов Чаткальского хребта, а также для сохранения среды обитания изчезающего сурка Мензбира, а также тюльпанов Грейга и Кауфмана.

Государственный природный национальный парк Беш-Таш: на территории парка находятся река и озеро Беш-Таш, а также уникальные в своей красоте леса. Заповедник был создан в 1996 году.

Чон-Кемин – основан в 1997 году в долине реки Чон-Кемин и включает в себя практически все лесничие хозяйства в Кеминском районе. Парк создан для сохранения уникальной флоры и фауны этих мест. К парку также относятся охотничий и ботанический заповедники и мавзолей Шабдана Батыра.

Иссык-кульский заповедник - был первой особо охраняемой природной территорией в Кыргызстане с 1941 года, сейчас считается крупнейшим биосферным заповедником Кыргызстана. Заповедник был создан с целью защиты уникальных видов животных и птиц зимующих у берегов озера Иссык-Куль. Площадь заповедной зоны составляет 19,000 гектаров.

Иссык-кульский биосферный заповедник: В 2000 году вся Иссык-Кульская область была признана в рамках Всемирной сети биосфер ЮНЕСКО и является частью программы «Человек и биосфера». Этот заповедник занимает 43 100 кв. км, то есть около 22% от общей площади территории Кыргызстана. В заповеднике представлено большое разнообразие экосистем, от пустынь до гор и болот. Также здесь обитают некоторые виды животных, находящихся под угрозой исчезновения: баран Марко Поло, Сибирский каменный козел, Тянь-Шанский бурый медведь и снежный барс. Особый интерес в этом биосферном заповеднике представляет то, как люди взаимодействуют с природой, поскольку этот район является популярным туристическим местом, а более высокие горы используются в качестве летних пастбищ. Одна из целей заповедника - способствовать устойчивому развитию, которое помогает защитить окружающую среду даже в условиях процветающей экономики.

Каракольский Национальный парк - основан в 1997 году, площадь – 38,256 гектаров, 4767 гектаров которого составляют леса.

Кара-Шоро – открыт в 1996 году в Ошской области, площадь – 8,450 гектаров. Территория в основном занята пастбищами.

Государственный заповедник Каратал-Джапарык был основан в 1994 году для защиты исчезающих видов и сохранения экологического равновесия Центрального Тянь-Шаня. Заповедник включает в себя высокогорные озера Сон-Куль и Чатыр-Куль; расположенные на Чатыр-Куле водно-болотные угодья входят в Рамсарский список.

Государственный парк Кулан-Ата был учрежден в 2004 году указом президента. Цель этого парка - сохранение биоразнообразия и богатого генофонда леса, а также расширение природоохранной защиты в Кыргызстане. Два отдельных района, Кулан-Ата и Тонцу, пересекают границы между широколиственными и хвойными лесами, хотя в горном ландшафте преобладают пихтовые и можжевеловые леса. В заповеднике насчитывается около 600 видов растений, 200 из которых произрастают только в Кыргызстане и частично находятся под угрозой исчезновения.

Национальный парк Кыргыз Ата основан в 1992 году в Оше. Парк занимает 1,172 гектаров.

Нарынский государственный заповедник основан в 1983 году, включает леса и альпийские луга.

Государственный заповедник Падаша Ата был создан в 2003 году в Джалал-Абадском районе для сохранения биоразнообразия можжевеловых лесов.

Государственный парк Саймалуу Таш: хотя этот парк, созданный в 2001 году в восточной части Джалал-Абадской области, наиболее известен своими петроглифами, он также играет большую роль в защите биоразнообразия региона.

Государственный парк Салкынтор является местом для осуществления проекта, направленного на восстановление вида Тянь-Шаньского марала, который в настоящее время находится под угрозой исчезновения. Парк был основан в 2001 году.

Государственный заповедник Сарычат-Ерташ был создан в 1995 году главным образом для обеспечения среды обитания для исчезающего снежного барса и аргали - крупного горного барана. Здесь также можно найти Сибирских каменных козлов, рысей, бурых медведей, волков, палласовых котов (манулов) и лисиц. Парк закрыт для любых других целей, включая туристические.

Биосферный заповедник Сары-Челек расположен в западной части Тянь-Шаня, на южном гребне Чаткальского хребта, занимает 23,868 гектаров. Заповедник находится на высоте 1,200 – 4,247 метров над уровнем моря. Сары-Челек был основан как парк в 1959 году, и был провозглашен Биосферным заповедником в 1979 году. Флора и фауна заповедника богата 1000 видов редких животных и растений, многие из которых занесены в Красную Книгу.

Джеты-Огуз живописное горное ущелье в 25 км к юго-западу от Каракола, которое является охраняемым памятником природы.

National Parks of Kyrgyzstan

National parks and protected areas in Kyrgyzstan cover almost 1.5 million hectares, which is about 7% of the country’s total area.

There are different types of protected areas, including 10 nature reserves, 13 national parks, 19 natural monuments, and 45 management areas, which include botanical reserves, forest reserves, and zoological reserves. These national and nature parks are designed to protect vulnerable and unique ecosystems, while also ensuring that the area is open for recreation in a safe and sustainable way.

List of National Parks and Nature Reserves

Ala-Archa National Park: This national park was founded in 1974 to protect the Ala-Archa River and its surrounding area. The park not only includes several famous peaks and glaciers, including Mount Komsomolets (groups gather every May 1st to climb this peak) and Peak Semyonova Tianshanski, but also a lodge and a mountaineers cemetery. Located just 35 km (22 miles) from Bishkek, Ala-Archa is a popular place for picnickers and hikers. The name comes from the Kyrgyz word for juniper, archa, a plant that is burned to remove bad spirits from houses.

Besh-Aral State Nature Reserve: Located in the far southwest corner of Jalal-Abad Region on the border with Uzbekistan, this reserve was founded in 1979 to preserve the natural forests of the Chatkal Range, as well as to preserve the habitat of the threatened Menzbir’s Marmot, as well as Grieg and Kauffman tulips.

Besh-Tash State Nature National Park: Covering the Besh-Tash River and the Besh-Tash Lake, this reserve is home to some of the most unique and beautiful forests. Some parts of the reserve, which was created in 1996, are strictly for protected areas, and some areas have regulated economic activity.

Chong-Kemin State Nature National Park: Founded in 1997 in the Chong-Kemin River valley, this park includes much of the forests of the Kemin District. The park’s main task is to preserve the unique landscapes with their diverse flora and fauna. The park also contains game and botanical reserves, as well as the mausoleum of Shabdan Baatyr.

Issyk-Kul State Nature Reserve: The first nature reserve in Kyrgyzstan, founded in 1948, was created to protect wetlands and the birds who nest in them. The wetlands around Issyk-Kul are listed in the Ramsar List as Wetlands of International Importance.

Issyk-Kul Biosphere Reserve: In 2000, the entirety of Issyk-Kul Region was acknowledged as part of the UNESCO World Network of Biospheres, and is part of the Man and Biosphere Programme. This reserve occupies 43,100 sq km (16,641 sq miles), or about 22% of Kyrgyzstan’s total land area. A large variety of ecosystems are represented in the reserve, from deserts to mountains to marshlands. The reserve is also home to some endangered species, including the Marco Polo sheep, the Siberian ibex, snow leopards, and Tian Shan brown bears. Of particular interest in this Biosphere Reserve is how people interact with nature, as the area is a huge tourism destination, and the higher mountains are used as summer pastures. Part of the goal of the reserve is to encourage sustainable development that helps protect the environment even as the economy grows.

Karakol State Nature National Park: Founded in 1997, this park covers a total of 38,256 hectares, including 4,767 hectares of forest.

Kara-Shoro State Nature National Park: Founded in 1996 in order to protect complex geological formations and endangered species. Although it covers 8,450 hectares, there are no roads in the park itself.

Karatal-Japaryk State Nature Reserve: This reserve was founded in 1994 in order to protect endangered species and preserve the ecological balance of the Central Tian Shan. The reserve covers the high mountain lakes of Son-Kul and Chatyr-Kul, and places in Chatyr-Kul are wetlands on the Ramsar List.

Kulan-Ata State National Park: Established in 2004 by presidential decree, this park’s aim is to preserve the biodiversity and rich gene pool of the forest, and to expand environmental protections in Kyrgyzstan. The two detached areas, Kulan-Ata and Tonzoo, cross the boundaries between broadleaf and coniferous forest, though the fir and juniper forests predominate in the mountainous landscape. There are about 600 species of plants in the reserve, with 200 being found only in Kyrgyzstan, and a number being listed as endangered.

Kyrgyz-Ata State Nature National Park: Located in Osh Region, this park was created in 1992 to preserve the rich juniper forests found in the area.

Naryn State Nature Reserve: Various coniferous forests, alpine meadows, and other vulnerable ecosystems are protected by this reserved, founded in 1983.

Padyshata State Nature Reserve: Established in 2003, this reserve in Jalal-Abad Region was created to preserve the biodiversity of juniper forests and Semenov’s first found here.

Saimaluu-Tash State Nature National Park: Though this park, established in 2001 in the eastern part of Jalal-Abad Region, is most famous for its petroglyphs, it is also known for its role in protecting the biodiversity of the region.

Salkyn-Tor State Nature National Park: This park is home to a project aimed at reestablishing the Tian Shan maral, a species of elk native to the region that is currently endangered. This park was established in 2001.

Sarychat-Ertash State Nature Reserve: This reserve was established in 1995 mainly in order to provide habitat for the endangered snow leopard and the argali, a large mountain sheep native to the region. Siberian ibex, lynx, brown bears, wolves, Pallas’s cat, and foxes can also be found here. The park is closed to any usage, including tourism.

Sary Chelek State Biosphere Nature Reserve: Located on the southern spurs of the Chatkal Range in Jalal-Abad, this park was established to preserve the areas around Sary Chelek Lake in 1959, and in 1979 was expanded to a biosphere reserve. The area is notable for its forests and unique plant species.

Jeti Oguz is a sandstone formation about 25 km (15 miles) southwest of Karakol. The name means “seven bulls”, which comes from the fact that the rocks look like seven bulls. Jeti-Oguz Rocks are a protected Nature Monument.