Узбекский кураш

Кураш – национальная борьба в Узбекистане

Кураш (в переводе – «достижение цели честным путем») – вид национальной борьбы на поясах, традиционный у тюркских народов, который официально включен в мировую сеть неолимпийских видов спорта и поддерживается ЮНЕСКО. Этот вид единоборства появился на территории современного Узбекистана предположительно около трёх с половиной тысяч лет назад. В древнем легендарном эпосе Алпомыш кураш упоминается как самый распространенный и любимый вид единоборств. А историк и философ Геродот подробно описывал кураш в своем труде «История» среди прочих обычаев и традиций древнего Узбекистана.

Кураш, Узбекистан
Кураш, Узбекистан
Кураш, Узбекистан

Авиценна считал этот вид единоборств полезным для здоровья не только тела, но и духа, а Тамерлан ввел кураш в программу физической подготовки и самообороны для солдат своих непобедимых войск. Кроме того, поединки проводились перед крупными сражениями: в них сходились единоборцы враждующих сторон. Бывали случаи, когда по окончании таких поединков командующие войск заключали перемирие и отменяли битву. Кураш был не только видом единоборства, но и общественным развлечением на различных торжествах и праздниках. Шли годы, но кураш не терял своей народной популярности, оставаясь одной из самых любимых и почитаемых традиций среди народов Узбекистана.

На протяжении многих веков правила, а также техника, традиции и философия борьбы кураш передавались из поколения в поколение. Но попыток систематизировать, а также обобщить всю информацию о кураше не предпринималось, ведь всеми необходимыми знаниями и так владели в каждой семье. Кроме того, кураш никогда не покидал пределов Центральной Азии. И только в 1980 году Комил Юсупов, мастер по курашу, дзюдо и самбо, начал проводить исследования, которые через десять лет привели к созданию универсальных правил кураша. Тысячелетние традиции были тщательно изучены и на их основе были определены весовые категории, терминология и жесты, продолжительность поединка, форма для борцов и судей. Словом, всё, что было необходимо для того, чтобы превратить древнюю народную забаву в современный вид спорта.

Кураш, Узбекистан
Кураш, Узбекистан
Кураш, Узбекистан

Форма для борьбы кураш включает в себя широкие белые брюки и просторную рубашку. Неотъемлемая часть формы –матерчатый пояс, используемый для удобства захвата соперника. Кушак изготавливается из мягкой материи, его длина составляет 180–220 см, а ширина 50–70 см. Основные правила кураша довольно просты. Соревнование проводится на специальном ковре толщиной не менее 5 см, где отмечены рабочая зона (располагается в центре), защитная зона и разделяющая их «зона пассивности». Двое участников сходятся в рабочей зоне. Единственное положение, в котором происходит поединок, это стойка стоя. Задача, стоящая перед борцами: бросить соперника на спину; именно такой исход в кураше считается чистой победой. Для выполнения этой задачи разрешено использовать только броски и подсечки, которые оцениваются судьями. Кураш – безопасный и простой вид единоборств, так как в нём запрещены любые болевые, ударные и удушающие приемы, захваты ниже пояса. Несмотря на это, поединки выглядят очень динамично и зрелищно.

Кураш воплотил в себе многовековую философию и такие ценности, как уважение к сопернику и гуманизм, честность и умение идти до конца. Этот вид единоборств является одним из самых молодых международных видов спорта и начинает завоевывать популярность по всему миру. Регулярно проходит Чемпионат мира по курашу, а также чемпионаты России и Европы. В Ташкенте, при участии представителей 28 стран Азии, Африки и Европы, в 1998 году была создана Международная ассоциация борьбы кураш, которая успешно функционирует и в наши дни.

Uzbek Kurash

Kurash – National Fight in Uzbekistan

Kurash (translated as “attaining a goal by fair means”) is a kind of national waist belt fight, traditional among the Turkic peoples officially included in the world’s network of non-Olympic sports and supported by UNESCO. This kind of single combats originated in the territory of Uzbekistan presumably about 3,500 years ago. In the ancient legendary epos Alpomysh, kurash is mentioned as the most popular and favorite kinds of single combat. Whereas historian and philosopher Herodotus in his work “History”, described kurash in detail among other customs and traditions of ancient Uzbekistan.

Kurash in Uzbekistan
Kurash in Uzbekistan
Kurash in Uzbekistan

Avicena considered this kind of single combats salubrious not only for body but also for spirit, while Tamerlane introduced kurash to his fitness and self-protection program, developed for the soldiers of his unconquerable troops. Furthermore certain battles were preceded by straight fights: where fighters of the feuding parties met. There were cases when upon such straight fights the commanders ceased hostilities and canceled the battle. Kurash was not only a kind of single combats but also public entertainment during various events and festivities. Years went by, but kurash did not lose its national popularity, being one of the most favorite and respected traditions among the Uzbekistan’s peoples.

Over a number of centuries the kurash rules, as well as technique, traditions and philosophy were passed from generation to generation. But no attempts to systematize as well as generalize the whole information on kurash were made; indeed, each family anyway has all necessary knowledge about it. And what is more, kurash never spread beyond Central Asia. It was not until 1980 when Komil Yusupov, kurash, judo and sambo master, began studies which ten years later resulted in making universal rules. The millennial traditions which were thoroughly studied served as a basis to determine weights, terminology, jests, fight duration, uniforms for fighters and referees. Everything that was essential to turn an ancient folk entertainment into a modern kind of sport was worked out.

Kurash in Uzbekistan
Kurash in Uzbekistan
Kurash in Uzbekistan

Kurash uniform includes wide white trousers and a loose shirt. An imprescriptible part of the uniform is a fabric belt used for comfortable hold of the rival. The girdle made of soft fabric measures 180–220 cm long and 50–70 cm wide. The main kurash rules are rather simple. The competitions are held on a special mat with thickness at least 5 cm, with a marked working zone (located in the center), protective zone and with a “passive zone” separating them. Two participants meet in the working zone. The only position permitted for the combat is a standing stance. The aim set before the contestants is to throw the rival on the back; this result in kurash is considered a victory by fall. To achieve the goal the fighters are allowed nothing but dashes and undercuts to be assessed by the judges. Kurash is a safe and simple combat sport since any painful, beating and submission holds, grips below the belt are prohibited there. In spite of these prohibitions the straight fights are very dynamic and theoric.

Kurash has embodied a centuries-long philosophy and such values as respect to the rival and humanism, honesty and ability go all the way. This kind of single combat is one of the youngest international sports; it starts gaining popularity all over the world. Kurash world championships as well as those of Russian and European take place on a regular basis. The International Kurash Association with the participation of representatives from 28 countries from Asia, Africa and Europe was founded in 1998 and which has been functioning up to date.